Перекрестное субсидирование в электроэнергетике
Подборка наиболее важных документов по запросу Перекрестное субсидирование в электроэнергетике (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об основных направлениях государственного регулирования цен и их влиянии на развитие предпринимательской деятельности в современных условиях
(Егорова М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Отдельные товарные рынки, например различных видов энергии, в том числе и электрической, находятся в состоянии государственного регулирования цен на них, а также перекрестного субсидирования. Одним из таких является рынок электроэнергетики, ценовое регулирование услуг на котором составляет важный пласт в объеме его правового регулирования <1>.
(Егорова М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Отдельные товарные рынки, например различных видов энергии, в том числе и электрической, находятся в состоянии государственного регулирования цен на них, а также перекрестного субсидирования. Одним из таких является рынок электроэнергетики, ценовое регулирование услуг на котором составляет важный пласт в объеме его правового регулирования <1>.
Статья: Оплата энергии при майнинге
(Жанэ А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, государственному регулированию на розничных рынках подлежат цены (тарифы) и предельные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (п. 3 ст. 23.1 Закона N 35-ФЗ). В настоящее время цены (тарифы) на электроэнергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом тарифы на электроэнергию для населения устанавливаются ниже рыночных цен, компенсируются из бюджета и за счет промышленных потребителей через распределение перекрестного субсидирования.
(Жанэ А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, государственному регулированию на розничных рынках подлежат цены (тарифы) и предельные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (п. 3 ст. 23.1 Закона N 35-ФЗ). В настоящее время цены (тарифы) на электроэнергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом тарифы на электроэнергию для населения устанавливаются ниже рыночных цен, компенсируются из бюджета и за счет промышленных потребителей через распределение перекрестного субсидирования.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")В случае возникновения у субъектов электроэнергетики недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности, в результате принятия решений, указанных в абзаце тринадцатом настоящего пункта, а также изменения в течение первого долгосрочного периода регулирования, начавшегося до 2015 года (в том числе на основании решений Правительства Российской Федерации), установленных регулирующим органом долгосрочных цен (тарифов), и (или) необходимой валовой выручки субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемую деятельность, которая определена в соответствии с настоящим документом на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, и (или) долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, установления долгосрочных цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, установленных регулирующим органом или согласованных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, а также изменения долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций и (или) установления долгосрочных цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности таких территориальных сетевых организаций, установленных регулирующим органом или согласованных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 г. N 1079 "О предоставлении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике в рамках подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", возмещение таких доходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" не осуществляется.
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")В случае возникновения у субъектов электроэнергетики недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности, в результате принятия решений, указанных в абзаце тринадцатом настоящего пункта, а также изменения в течение первого долгосрочного периода регулирования, начавшегося до 2015 года (в том числе на основании решений Правительства Российской Федерации), установленных регулирующим органом долгосрочных цен (тарифов), и (или) необходимой валовой выручки субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемую деятельность, которая определена в соответствии с настоящим документом на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, и (или) долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, установления долгосрочных цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, установленных регулирующим органом или согласованных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, а также изменения долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций и (или) установления долгосрочных цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности таких территориальных сетевых организаций, установленных регулирующим органом или согласованных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 г. N 1079 "О предоставлении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике в рамках подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", возмещение таких доходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" не осуществляется.
Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 N 999
(ред. от 27.09.2025)
"О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации"
(вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации")3. Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 558 "О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3802).
(ред. от 27.09.2025)
"О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации"
(вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации")3. Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 558 "О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3802).
Статья: Публично-правовые ограничения договорных отношений по энергоснабжению: соразмерность частноправовым началам и влияние на отраслевые проблемы
(Максименко П.Н.)
("Гражданское право", 2022, N 5)Заключение. Проведенный анализ показывает, что сохраняются значительные возможности для развития законодательства в электроэнергетике в части расширения применения гражданско-правовых принципов построения договорных отношений. Представляется, что указанное будет содействовать созданию возможности контрагентам выстраивать наиболее взаимовыгодные договорные условия, что положительно повлияет как на частноправовые проблемы (например, неплатежи), так и на публично-правовые (перекрестное субсидирование и другие), в том числе за счет более гибких условий конфигурирования цен, снижающих случаи перекладывания части платы с одной категории потребителей на другую.
(Максименко П.Н.)
("Гражданское право", 2022, N 5)Заключение. Проведенный анализ показывает, что сохраняются значительные возможности для развития законодательства в электроэнергетике в части расширения применения гражданско-правовых принципов построения договорных отношений. Представляется, что указанное будет содействовать созданию возможности контрагентам выстраивать наиболее взаимовыгодные договорные условия, что положительно повлияет как на частноправовые проблемы (например, неплатежи), так и на публично-правовые (перекрестное субсидирование и другие), в том числе за счет более гибких условий конфигурирования цен, снижающих случаи перекладывания части платы с одной категории потребителей на другую.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Правовое регулирование отношений в сфере энергетики осуществляется в постоянном поиске баланса механизмов публичного и частного права, баланса частных и публичных интересов. Публично-правовое влияние проявляется в преобладании императивных норм, ограничении свободы договора субъектов энергетики (публичные договоры; договоры, обязательные к заключению; договоры присоединения; перекрестное субсидирование и др.) <1>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Правовое регулирование отношений в сфере энергетики осуществляется в постоянном поиске баланса механизмов публичного и частного права, баланса частных и публичных интересов. Публично-правовое влияние проявляется в преобладании императивных норм, ограничении свободы договора субъектов энергетики (публичные договоры; договоры, обязательные к заключению; договоры присоединения; перекрестное субсидирование и др.) <1>.