Переходящие контракты 44ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Переходящие контракты 44ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Замена заказчика в ходе исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с частью 6 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с частью 6 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 N 15АП-11123/2023 по делу N А32-15356/2022
Требование: О взыскании неустойки по государственному контракту.
Встречное требование: О взыскании задолженности по государственному контракту, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено в части.В ответ заказчик письмом от 15.04.2022 за исх. N 1748 сообщил о нецелесообразности заключения дополнительного соглашения, поскольку переход АО "Стройинжениринг" на упрощенную систему налогообложения не является безусловным основанием возникновения для заказчика обязанности по внесению изменений в существенные условия контракта на основании Федерального закона N 44-ФЗ, а также при оформлении закрывающей документации в акте сдачи-приемки выполненных работ в пункте 3 указывается, что НДС не предусмотрен на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации и счете на оплату без выделения соответствующих сумм налога с надписью НДС не предусмотрен.
Требование: О взыскании неустойки по государственному контракту.
Встречное требование: О взыскании задолженности по государственному контракту, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено в части.В ответ заказчик письмом от 15.04.2022 за исх. N 1748 сообщил о нецелесообразности заключения дополнительного соглашения, поскольку переход АО "Стройинжениринг" на упрощенную систему налогообложения не является безусловным основанием возникновения для заказчика обязанности по внесению изменений в существенные условия контракта на основании Федерального закона N 44-ФЗ, а также при оформлении закрывающей документации в акте сдачи-приемки выполненных работ в пункте 3 указывается, что НДС не предусмотрен на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации и счете на оплату без выделения соответствующих сумм налога с надписью НДС не предусмотрен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каких случаях можно заключить долгосрочный государственный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)2. Когда можно заключить переходящий (долгосрочный) контракт
(КонсультантПлюс, 2025)2. Когда можно заключить переходящий (долгосрочный) контракт
Готовое решение: Как поставщику (подрядчику, исполнителю) исполнить государственный (муниципальный) контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Изменить существенные условия контракта можно только в случаях, прямо предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Переход на поэтапное исполнение контракта предполагает необходимость изменения ряда существенных условий контракта. В него, в частности, нужно будет внести условия о цене этапов, сроках их исполнения, порядке приемки результатов исполнения этапов (п. 1 ст. 432 ГК РФ, п. 8.4 ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 34, п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 42, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Сделать это можно будет только в случаях, когда изменение таких условий допускается Законом N 44-ФЗ. Речь идет, например, о случае, когда контракт заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по основаниям, приведенным в п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В данном случае по соглашению сторон можно изменить любые существенные условия контракта (Письма Минфина России от 01.10.2020 N 24-03-08/86086, от 20.12.2019 N 24-03-07/99997, от 19.12.2019 N 24-03-07/99602).
(КонсультантПлюс, 2025)Изменить существенные условия контракта можно только в случаях, прямо предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Переход на поэтапное исполнение контракта предполагает необходимость изменения ряда существенных условий контракта. В него, в частности, нужно будет внести условия о цене этапов, сроках их исполнения, порядке приемки результатов исполнения этапов (п. 1 ст. 432 ГК РФ, п. 8.4 ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 34, п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 42, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Сделать это можно будет только в случаях, когда изменение таких условий допускается Законом N 44-ФЗ. Речь идет, например, о случае, когда контракт заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по основаниям, приведенным в п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В данном случае по соглашению сторон можно изменить любые существенные условия контракта (Письма Минфина России от 01.10.2020 N 24-03-08/86086, от 20.12.2019 N 24-03-07/99997, от 19.12.2019 N 24-03-07/99602).
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке (за исключением случаев, при которых в соответствии с законодательством Российской Федерации соответствующая закупка включению в такой план-график не подлежит), и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
(ред. от 31.07.2025)2. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке (за исключением случаев, при которых в соответствии с законодательством Российской Федерации соответствующая закупка включению в такой план-график не подлежит), и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Вопрос: О заключении контракта на выполнение работ по завершению строительства МКД, если в отношении заказчика проводится процедура ликвидации (упразднения).
(Письмо Минфина России от 18.11.2024 N 02-12-08/114267)При этом в отношениях, возникающих между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) после заключения контракта, следует руководствоваться в том числе частью 6 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
(Письмо Минфина России от 18.11.2024 N 02-12-08/114267)При этом в отношениях, возникающих между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) после заключения контракта, следует руководствоваться в том числе частью 6 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
Статья: НДС по "безНДСным" договорам и другие вопросы упрощенцев
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 10)По Закону о госзакупках цена сделки по госконтракту остается неизменной <18>. То есть ее нельзя поменять, даже если у вас (как поставщика/исполнителя) появится обязанность платить какой-либо налог, которого раньше не было. Минфин, кстати, тоже считает, что по переходящим контрактам с предоплатой в 2024 г., а отгрузкой в 2025 г. упрощенец (исполнитель по контракту) при отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг госзаказчику не вправе требовать от него заключения дополнительного соглашения об увеличении цены контракта на сумму НДС. Ведь изменение существенных условий контракта в ходе исполнения не допускается, кроме случаев, прямо предусмотренных Законом N 44-ФЗ. И к таким случаям появление НДС у исполнителя на УСН не относится <19>.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 10)По Закону о госзакупках цена сделки по госконтракту остается неизменной <18>. То есть ее нельзя поменять, даже если у вас (как поставщика/исполнителя) появится обязанность платить какой-либо налог, которого раньше не было. Минфин, кстати, тоже считает, что по переходящим контрактам с предоплатой в 2024 г., а отгрузкой в 2025 г. упрощенец (исполнитель по контракту) при отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг госзаказчику не вправе требовать от него заключения дополнительного соглашения об увеличении цены контракта на сумму НДС. Ведь изменение существенных условий контракта в ходе исполнения не допускается, кроме случаев, прямо предусмотренных Законом N 44-ФЗ. И к таким случаям появление НДС у исполнителя на УСН не относится <19>.
Статья: Обзор изменений в Законе N 44-ФЗ, вступивших в силу в июле 2022 года
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Правовая оценка суда: в переходных положениях Закона N 71-ФЗ не указано, что внесенные изменения применяются к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу названного Федерального закона. Рассматриваемый муниципальный контракт заключен 21 сентября 2018 г., т.е. в период действия прежней редакции ст. 95 Закона N 44-ФЗ, не предусматривавшей случаи изменения срока исполнения контракта. Следовательно, к спорным правоотношениям, возникшим из договора, заключенного до дня вступления в силу Закона N 71-ФЗ, измененные положения ч. 1 ст. 95 неприменимы, т.к. действующим законодательством определены последствия принятия закона или иного правового акта, устанавливающего иные правила, чем те, которые действовали на момент заключения договора, а именно: новые правила, на которые ссылается подрядчик, не применяются к ранее возникшим правоотношениям <27>.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Правовая оценка суда: в переходных положениях Закона N 71-ФЗ не указано, что внесенные изменения применяются к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу названного Федерального закона. Рассматриваемый муниципальный контракт заключен 21 сентября 2018 г., т.е. в период действия прежней редакции ст. 95 Закона N 44-ФЗ, не предусматривавшей случаи изменения срока исполнения контракта. Следовательно, к спорным правоотношениям, возникшим из договора, заключенного до дня вступления в силу Закона N 71-ФЗ, измененные положения ч. 1 ст. 95 неприменимы, т.к. действующим законодательством определены последствия принятия закона или иного правового акта, устанавливающего иные правила, чем те, которые действовали на момент заключения договора, а именно: новые правила, на которые ссылается подрядчик, не применяются к ранее возникшим правоотношениям <27>.
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Заключение контракта на выполнение проектных, строительных, ремонтных работ с единственным подрядчиком вследствие обстоятельств непреодолимой силы<2> В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (вопрос 14) отмечено следующее. При наступлении чрезвычайной ситуации или обстоятельств непреодолимой силы, если заказчик выполнил условия, которые приведены в ст. 48, п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.29 КоАП РФ, не образуется. Если будет установлено, что потенциальной причиной наступления указанных ситуаций является предыдущее бездействие уполномоченных лиц, которое выразилось в неразмещении государственного заказа, например, в срок, установленный графиком для выполнения работ по профилактике, ремонту, замене и необходимому плановому обслуживанию оборудования, зданий, строений и т.п., то положения ст. 2.7 КоАП РФ об освобождении этих лиц от административной ответственности применены быть не могут. В связи с этим они подлежат привлечению к административной ответственности. Учитывая преемственность правового регулирования при переходе на контрактную систему, данные выводы Верховного Суда РФ можно использовать, когда решается вопрос о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.30.1 КоАП РФ лиц, нарушивших положения Закона N 44-ФЗ.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)2) условия, являющиеся существенными для каждого вида гражданского правового договора, определяемые Законом N 44-ФЗ;
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)2) условия, являющиеся существенными для каждого вида гражданского правового договора, определяемые Законом N 44-ФЗ;
Вопрос: Об участии в закупке жилых помещений через представителя по доверенности, а также основаниях отклонения заявки участника закупки.
(Письмо Минфина России от 27.10.2023 N 24-06-06/102575)Учитывая изложенное, в случае признания участника закупки, в том числе выступающего в отношениях, связанных с осуществлением закупки, через своего представителя, победителем закупки и заключения с ним контракта такой участник закупки становится поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту.
(Письмо Минфина России от 27.10.2023 N 24-06-06/102575)Учитывая изложенное, в случае признания участника закупки, в том числе выступающего в отношениях, связанных с осуществлением закупки, через своего представителя, победителем закупки и заключения с ним контракта такой участник закупки становится поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту.
Статья: Защита прав предпринимателей в условиях применения государством мер, ограничивающих свободу экономической деятельности
(Челышева Н.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Государственное воздействие на экономику в условиях современной политической ситуации в России. Изменение геополитической обстановки обусловило ужесточение ограничительных или специальных мер государственной политики в различных отраслях экономики России. После февральских событий 2022 г. значительное число договоров с зарубежными поставщиками оборудования и сырья были расторгнуты. Многие отечественные товаропроизводители вынуждены менять условия своей деятельности, частично приостанавливая ее. Убытки, вызванные простоем, вынужденным перепрофилированием, поисками новых партнеров, в полном объеме несет российский предприниматель. В таких условиях представляются неизбежными снижение качества выпускаемых товаров либо их тотальный дефицит. К настоящему моменту вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, согласно которому Правительство России вправе вводить специальные меры в сфере экономики в целях обеспечения проведения специальных военных операций за пределами территории Российской Федерации. Согласно названному документу в случае принятия Правительством России решения о введении специальных мер в сфере экономики юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности утрачивают право отказываться от заключения договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций. В свою очередь, федеральным органам исполнительной власти (заказчикам) предоставляется право закупать товары, работы, услуги и материальные средства, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, у единственного поставщика, а также увеличивать или уменьшать количество поставляемого товара, объемы выполняемой работы или оказываемых услуг в рамках действующего гособоронзаказа. Это касается договоров, заключаемых в соответствии с Законами N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и (или) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, российская экономика фактически переходит в милитаризованный режим, в условиях которого хозяйствующие субъекты обязаны заключать госконтракты для обеспечения нужд обороны на условиях, продиктованных государственной властью.
(Челышева Н.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Государственное воздействие на экономику в условиях современной политической ситуации в России. Изменение геополитической обстановки обусловило ужесточение ограничительных или специальных мер государственной политики в различных отраслях экономики России. После февральских событий 2022 г. значительное число договоров с зарубежными поставщиками оборудования и сырья были расторгнуты. Многие отечественные товаропроизводители вынуждены менять условия своей деятельности, частично приостанавливая ее. Убытки, вызванные простоем, вынужденным перепрофилированием, поисками новых партнеров, в полном объеме несет российский предприниматель. В таких условиях представляются неизбежными снижение качества выпускаемых товаров либо их тотальный дефицит. К настоящему моменту вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, согласно которому Правительство России вправе вводить специальные меры в сфере экономики в целях обеспечения проведения специальных военных операций за пределами территории Российской Федерации. Согласно названному документу в случае принятия Правительством России решения о введении специальных мер в сфере экономики юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности утрачивают право отказываться от заключения договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций. В свою очередь, федеральным органам исполнительной власти (заказчикам) предоставляется право закупать товары, работы, услуги и материальные средства, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, у единственного поставщика, а также увеличивать или уменьшать количество поставляемого товара, объемы выполняемой работы или оказываемых услуг в рамках действующего гособоронзаказа. Это касается договоров, заключаемых в соответствии с Законами N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и (или) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, российская экономика фактически переходит в милитаризованный режим, в условиях которого хозяйствующие субъекты обязаны заключать госконтракты для обеспечения нужд обороны на условиях, продиктованных государственной властью.
Статья: Правовое регулирование обращения технологий здравоохранения как элемент обеспечения безопасности человека и государства
(Маличенко В.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Еще одним способом сдержать затраты государственного бюджета является заключение государственного контракта со сроком исполнения, переходящим на следующий год (долгосрочный контракт).
(Маличенко В.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Еще одним способом сдержать затраты государственного бюджета является заключение государственного контракта со сроком исполнения, переходящим на следующий год (долгосрочный контракт).
Готовое решение: В каком порядке провести закупку работ по капитальному ремонту объекта капстроительства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Расчет НМЦК оформите по рекомендуемой форме. Впоследствии вы разместите его вместе с извещением о закупке (документацией, если ее наличие предусмотрено Законом N 44-ФЗ) в ЕИС. При закупке у единственного исполнителя такой расчет оформите при подготовке проекта контракта (п. 24 Порядка определения НМЦК N 841/пр).
(КонсультантПлюс, 2025)Расчет НМЦК оформите по рекомендуемой форме. Впоследствии вы разместите его вместе с извещением о закупке (документацией, если ее наличие предусмотрено Законом N 44-ФЗ) в ЕИС. При закупке у единственного исполнителя такой расчет оформите при подготовке проекта контракта (п. 24 Порядка определения НМЦК N 841/пр).
Готовое решение: По каким основаниям заказчик может расторгнуть государственный или муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Для случаев реорганизации заказчика подобных ограничений нет. При необходимости заказчик по контракту может быть заменен, в том числе в результате проведения его реорганизации в любой форме (ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание: законодательство не содержит требований о расторжении контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или договоров, заключенных по правилам Закона N 223-ФЗ, в случае, если порядок осуществления закупок у заказчика меняется, например в результате изменения организационно-правовой формы (Письмо Минэкономразвития России от 07.09.2016 N Д28и-2279). Однако при изменении таких контрактов или договоров целесообразно учитывать в том числе ограничения, предусмотренные вновь применяемым законом. В частности, увеличение объема закупаемой продукции или пролонгация договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, после перехода на закупки по Закону N 44-ФЗ могут расцениваться контрольными органами как новая закупка, проведенная с нарушением законодательства о контрактной системе.
(КонсультантПлюс, 2025)Для случаев реорганизации заказчика подобных ограничений нет. При необходимости заказчик по контракту может быть заменен, в том числе в результате проведения его реорганизации в любой форме (ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание: законодательство не содержит требований о расторжении контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или договоров, заключенных по правилам Закона N 223-ФЗ, в случае, если порядок осуществления закупок у заказчика меняется, например в результате изменения организационно-правовой формы (Письмо Минэкономразвития России от 07.09.2016 N Д28и-2279). Однако при изменении таких контрактов или договоров целесообразно учитывать в том числе ограничения, предусмотренные вновь применяемым законом. В частности, увеличение объема закупаемой продукции или пролонгация договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, после перехода на закупки по Закону N 44-ФЗ могут расцениваться контрольными органами как новая закупка, проведенная с нарушением законодательства о контрактной системе.