Переход на казначЕйское обслуживание
Подборка наиболее важных документов по запросу Переход на казначЕйское обслуживание (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бюджетно-правовое регулирование казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации <1>, в соответствии с которыми для всех бюджетов бюджетной системы был осуществлен переход на казначейское обслуживание в рамках новой системы казначейских платежей.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации <1>, в соответствии с которыми для всех бюджетов бюджетной системы был осуществлен переход на казначейское обслуживание в рамках новой системы казначейских платежей.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Статус Федерального казначейства в недавнем времени претерпел некоторые изменения, в связи с чем специалисты указывают: "Принципиальное отличие между ранее действующим регулированием и тем, которое вступило в силу в 2020 г., заключается в переходе на казначейское обслуживание бюджетов с кассового. Ранее в Российской Федерации осуществлялось смешанное исполнение бюджета, которое нельзя было отнести либо к казначейскому, либо к банковскому исполнению, так как при кассовом исполнении бюджетов происходило распределение функций по исполнению бюджетов между осуществляющим кассовое обслуживание счетов бюджетов Банком России и наделенным полномочием по кассовому обслуживанию исполнения всех бюджетов Федеральным казначейством" <454>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Статус Федерального казначейства в недавнем времени претерпел некоторые изменения, в связи с чем специалисты указывают: "Принципиальное отличие между ранее действующим регулированием и тем, которое вступило в силу в 2020 г., заключается в переходе на казначейское обслуживание бюджетов с кассового. Ранее в Российской Федерации осуществлялось смешанное исполнение бюджета, которое нельзя было отнести либо к казначейскому, либо к банковскому исполнению, так как при кассовом исполнении бюджетов происходило распределение функций по исполнению бюджетов между осуществляющим кассовое обслуживание счетов бюджетов Банком России и наделенным полномочием по кассовому обслуживанию исполнения всех бюджетов Федеральным казначейством" <454>.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)В 1 - 17 разрядах номера счета Рабочего Плана счетов СКП в переходный период отражается классификационный признак поступлений и выбытий, соответствующий разрядам с 1 по 17 кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляются операции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, операций со средствами государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений, иных юридических лиц, а также операции, не относящиеся к операциям по казначейскому обслуживанию (далее - операции по управлению средствами ЕКС).
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)В 1 - 17 разрядах номера счета Рабочего Плана счетов СКП в переходный период отражается классификационный признак поступлений и выбытий, соответствующий разрядам с 1 по 17 кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляются операции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, операций со средствами государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений, иных юридических лиц, а также операции, не относящиеся к операциям по казначейскому обслуживанию (далее - операции по управлению средствами ЕКС).
Статья: Теоретические и прикладные аспекты казначейского финансового контроля в контексте повышения финансовой дисциплины
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2025, N 3)По нашему мнению, казначейское обслуживание операций получателей средств из бюджета следует рассматривать как промежуточный этап перехода от банковского к казначейскому сопровождению средств. Это обусловлено актуальностью усиления текущего контроля за целевым использованием бюджетных средств.
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2025, N 3)По нашему мнению, казначейское обслуживание операций получателей средств из бюджета следует рассматривать как промежуточный этап перехода от банковского к казначейскому сопровождению средств. Это обусловлено актуальностью усиления текущего контроля за целевым использованием бюджетных средств.
Готовое решение: Как учреждению заполнить и заверить карточку образцов подписей к лицевым счетам (ф. 0531753)
(КонсультантПлюс, 2025)открываете новый лицевой счет, включая случай перехода на обслуживание в другой орган Федерального казначейства;
(КонсультантПлюс, 2025)открываете новый лицевой счет, включая случай перехода на обслуживание в другой орган Федерального казначейства;
Готовое решение: Как нормативно регулируется бухгалтерский (бюджетный) учет
(КонсультантПлюс, 2025)Основными документами, регулирующими вопросы ведения казначейского учета операций по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, помимо вышеуказанных документов, являются:
(КонсультантПлюс, 2025)Основными документами, регулирующими вопросы ведения казначейского учета операций по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, помимо вышеуказанных документов, являются:
Вопрос: Об открытии казначейских счетов физлицам для получения пенсий (пособий, иных социальных выплат) и казначейском обслуживании финансовых органов субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 27.02.2025 N 02-11-13/19276)В отношении применения положений письма от 29 июля 2020 г. N 09-01-10/66747, направленного в адрес финансовых органов <5> субъектов Российской Федерации, сообщается, что в указанном письме разъясняется порядок организации перехода на казначейское обслуживание <6> и открытие казначейских счетов финансовым органам субъектов Российской Федерации в органах Федерального казначейства в целях соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации с учетом принятия Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей".
(Письмо Минфина России от 27.02.2025 N 02-11-13/19276)В отношении применения положений письма от 29 июля 2020 г. N 09-01-10/66747, направленного в адрес финансовых органов <5> субъектов Российской Федерации, сообщается, что в указанном письме разъясняется порядок организации перехода на казначейское обслуживание <6> и открытие казначейских счетов финансовым органам субъектов Российской Федерации в органах Федерального казначейства в целях соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации с учетом принятия Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей".
Статья: Бюджетно-правовое регулирование системы казначейских платежей
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2022, N 12)На наш взгляд, единый казначейский счет по своей правовой сущности предстает аналогом корреспондентского счета банковского учреждения. Для обслуживания и открытия этого счета Казначейство России получило банковский идентификационный код, перешло в расчетно-платежных документах в категорию банка-плательщика, банка-получателя. При этом Федеральное казначейство и его территориальные органы являются прямыми участниками платежной системы Центрального банка Российской Федерации, на что прямо указывает п. 4 ст. 242.7 БК РФ.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2022, N 12)На наш взгляд, единый казначейский счет по своей правовой сущности предстает аналогом корреспондентского счета банковского учреждения. Для обслуживания и открытия этого счета Казначейство России получило банковский идентификационный код, перешло в расчетно-платежных документах в категорию банка-плательщика, банка-получателя. При этом Федеральное казначейство и его территориальные органы являются прямыми участниками платежной системы Центрального банка Российской Федерации, на что прямо указывает п. 4 ст. 242.7 БК РФ.
Статья: Цифровая трансформация как инструмент повышения эффективности бюджетных процессов
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Следует учитывать, что с 1 января 2021 г. существенным изменениям была подвергнута система исполнения бюджетов с одновременной модификацией правового статуса ее основного участника - Федерального казначейства <34>. Существенное отличие бюджетных норм заключается в переходе на казначейское обслуживание бюджетов с кассового. Ключевым моментом для исследования является не сам факт перехода, а характеристика содержания понятия "казначейское обслуживание" <35>, определяемое через внедрение системы казначейских платежей, под которой ст. 242.7 Бюджетного кодекса РФ понимается совокупность оператора и участников системы казначейских платежей. Оператором системы казначейских платежей выступает Федеральное казначейство, в полномочия которого входит обеспечение взаимодействия участников системы казначейских платежей, функционирования данной системы, осуществления операций по казначейским счетам и т.д. Таким образом, в новой системе казначейского исполнения бюджета основная роль отводится Федеральному казначейству, полномочия которого трансформировались в направлении их расширения и охватывают в настоящее время все сферы, где используются бюджетные средства, при этом действующая система казначейского исполнения бюджета призвана повысить эффективность бюджетных процессов, противодействовать нецелевому расходованию бюджетных средств, пресекать нарушения бюджетного законодательства с тем, чтобы цели бюджетного финансирования были достигнуты, а задачи публичных образований решены <36>.
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Следует учитывать, что с 1 января 2021 г. существенным изменениям была подвергнута система исполнения бюджетов с одновременной модификацией правового статуса ее основного участника - Федерального казначейства <34>. Существенное отличие бюджетных норм заключается в переходе на казначейское обслуживание бюджетов с кассового. Ключевым моментом для исследования является не сам факт перехода, а характеристика содержания понятия "казначейское обслуживание" <35>, определяемое через внедрение системы казначейских платежей, под которой ст. 242.7 Бюджетного кодекса РФ понимается совокупность оператора и участников системы казначейских платежей. Оператором системы казначейских платежей выступает Федеральное казначейство, в полномочия которого входит обеспечение взаимодействия участников системы казначейских платежей, функционирования данной системы, осуществления операций по казначейским счетам и т.д. Таким образом, в новой системе казначейского исполнения бюджета основная роль отводится Федеральному казначейству, полномочия которого трансформировались в направлении их расширения и охватывают в настоящее время все сферы, где используются бюджетные средства, при этом действующая система казначейского исполнения бюджета призвана повысить эффективность бюджетных процессов, противодействовать нецелевому расходованию бюджетных средств, пресекать нарушения бюджетного законодательства с тем, чтобы цели бюджетного финансирования были достигнуты, а задачи публичных образований решены <36>.
Статья: Передача образовательного учреждения на уровень субъекта РФ
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 9)При переходе казенного учреждения - участника бюджетного процесса на обслуживание в другой ТОФК учреждение представляет заявление на открытие лицевого счета и карточку образцов подписей в ТОФК по новому месту его обслуживания (п. 82 Порядка открытия и ведения лицевых счетов, утв. Приказом Казначейства России от 17.10.2016 N 21н, далее - Порядок N 21н).
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 9)При переходе казенного учреждения - участника бюджетного процесса на обслуживание в другой ТОФК учреждение представляет заявление на открытие лицевого счета и карточку образцов подписей в ТОФК по новому месту его обслуживания (п. 82 Порядка открытия и ведения лицевых счетов, утв. Приказом Казначейства России от 17.10.2016 N 21н, далее - Порядок N 21н).
Статья: Новации 2023 года: что повлияет на работу автономных учреждений?
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 2)Как переходить на казначейское обслуживание тем федеральным автономным учреждениям, у которых ранее не было лицевых счетов, разъяснено в совместном Письме Минфина России N 02-12-09/120900, Казначейства России N 07-04-05/05-30995 от 09.12.2022. Органам-учредителям потребуется, например, обеспечить:
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 2)Как переходить на казначейское обслуживание тем федеральным автономным учреждениям, у которых ранее не было лицевых счетов, разъяснено в совместном Письме Минфина России N 02-12-09/120900, Казначейства России N 07-04-05/05-30995 от 09.12.2022. Органам-учредителям потребуется, например, обеспечить:
Статья: Субъекты бюджетного права: трансформация правового статуса на современном этапе развития общества и государства
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Новые приоритеты развития российского общества и государства на современном этапе повлекли трансформацию правового статуса субъектов бюджетного права по двум направлениям. Во-первых, в 2019 - 2020 годах появились новые субъекты бюджетного права: муниципальные округа, публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства". Во-вторых, произошли изменения в полномочиях действующих субъектов бюджетного права в таких сферах, как цифровизация бюджетного процесса и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. И если цифровизация бюджетного процесса затронула всех субъектов бюджетного права, то изменение системы исполнения бюджетов главным образом отразилось на Федеральном казначействе, полномочия которого с 1 января 2021 года существенно расширились в связи с переходом к казначейскому обслуживанию бюджетов. На основе анализа положений действующего бюджетного законодательства Российской Федерации и проекта Бюджетного кодекса Российской Федерации делается вывод о перманентности процесса трансформации правового статуса субъектов бюджетного права и его обусловленности происходящими в жизни общества и государства изменениями, стоящими перед обществом и государством целями и задачами на каждом конкретном этапе их исторического развития.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Новые приоритеты развития российского общества и государства на современном этапе повлекли трансформацию правового статуса субъектов бюджетного права по двум направлениям. Во-первых, в 2019 - 2020 годах появились новые субъекты бюджетного права: муниципальные округа, публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства". Во-вторых, произошли изменения в полномочиях действующих субъектов бюджетного права в таких сферах, как цифровизация бюджетного процесса и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. И если цифровизация бюджетного процесса затронула всех субъектов бюджетного права, то изменение системы исполнения бюджетов главным образом отразилось на Федеральном казначействе, полномочия которого с 1 января 2021 года существенно расширились в связи с переходом к казначейскому обслуживанию бюджетов. На основе анализа положений действующего бюджетного законодательства Российской Федерации и проекта Бюджетного кодекса Российской Федерации делается вывод о перманентности процесса трансформации правового статуса субъектов бюджетного права и его обусловленности происходящими в жизни общества и государства изменениями, стоящими перед обществом и государством целями и задачами на каждом конкретном этапе их исторического развития.