Переданные полномочия по опеке и попечительству
Подборка наиболее важных документов по запросу Переданные полномочия по опеке и попечительству (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Заключение органа опеки и попечительства при определении места жительства ребенка в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 3 постановления от 14 ноября 2017 г. N 44... судам следует иметь в виду, что... заключение органа опеки и попечительства должно быть подписано уполномоченным на это должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами).
(КонсультантПлюс, 2025)Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 3 постановления от 14 ноября 2017 г. N 44... судам следует иметь в виду, что... заключение органа опеки и попечительства должно быть подписано уполномоченным на это должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами).
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Определение (изменение) порядка общения с ребенком в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
(КонсультантПлюс, 2025)...согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок установления факта отсутствия родительского попечения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отдельные полномочия органа опеки и попечительства могут осуществляться, в частности, образовательной организацией, которой в установленном порядке должно быть передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких детей (Письмо Минпросвещения России от 10.10.2019 N 08-ПГ-МП-19852).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отдельные полномочия органа опеки и попечительства могут осуществляться, в частности, образовательной организацией, которой в установленном порядке должно быть передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких детей (Письмо Минпросвещения России от 10.10.2019 N 08-ПГ-МП-19852).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ данная часть была дополнена следующими положениями: органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют ООиП, образованные в соответствии с комментируемым Законом, законом субъекта РФ могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству; органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ данная часть была дополнена следующими положениями: органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют ООиП, образованные в соответствии с комментируемым Законом, законом субъекта РФ могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству; органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Из иска следует, что истец проживает по адресу ______________, а ответчик по адресу ______________. В связи с этим к участию в деле в качестве государственных (муниципальных) органов, уполномоченных давать заключение по делу, подлежат привлечению органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления (при наделении полномочиями), являющиеся органами опеки и попечительства, как по месту проживания истца, так и по месту проживания ответчика (ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011).
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Из иска следует, что истец проживает по адресу ______________, а ответчик по адресу ______________. В связи с этим к участию в деле в качестве государственных (муниципальных) органов, уполномоченных давать заключение по делу, подлежат привлечению органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления (при наделении полномочиями), являющиеся органами опеки и попечительства, как по месту проживания истца, так и по месту проживания ответчика (ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011).
Статья: Место органов опеки и попечительства над несовершеннолетними в системе органов публичной власти Российской Федерации
(Карпова О.А., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)Подобное утверждают Г.В. Семья и М.В. Лашкул <16>. Более того, то, что в подавляющем большинстве субъектов Федерации за долгий период сформировалась практика наделения муниципалитетов государственными полномочиями по опеке и попечительству, отмечалось еще в 2016 г. О.А. Тепляковой <17>.
(Карпова О.А., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)Подобное утверждают Г.В. Семья и М.В. Лашкул <16>. Более того, то, что в подавляющем большинстве субъектов Федерации за долгий период сформировалась практика наделения муниципалитетов государственными полномочиями по опеке и попечительству, отмечалось еще в 2016 г. О.А. Тепляковой <17>.
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)В п. 1 ст. 77 СК РФ указывается, что отобрание ребенка производится на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования, если органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству законом субъекта Российской Федерации (т.е. согласно ч. ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <9>). Согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации "основанием" для вынесения акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи служит "непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка" <10>. Следовательно, логичным было бы считать, что основанием для отобрания служит факт наличия такой угрозы, юридически оформленный в соответствующем акте органами опеки. Помимо этого уточнения важным видится дополнение ст. 77 СК РФ указанием на обязательность фиксации в акте и факта невозможности устранения названной угрозы ребенку иным способом, кроме как путем его отобрания из семьи.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)В п. 1 ст. 77 СК РФ указывается, что отобрание ребенка производится на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования, если органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству законом субъекта Российской Федерации (т.е. согласно ч. ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <9>). Согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации "основанием" для вынесения акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи служит "непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка" <10>. Следовательно, логичным было бы считать, что основанием для отобрания служит факт наличия такой угрозы, юридически оформленный в соответствующем акте органами опеки. Помимо этого уточнения важным видится дополнение ст. 77 СК РФ указанием на обязательность фиксации в акте и факта невозможности устранения названной угрозы ребенку иным способом, кроме как путем его отобрания из семьи.
Ситуация: Как продать квартиру, оформленную на ребенка, в том числе если ему принадлежит доля в праве общей собственности на нее?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу за получением предварительного разрешения на совершение сделки следует обращаться в орган опеки и попечительства (наделенные соответствующими полномочиями органы местного самоуправления) по месту жительства ребенка (п. п. 1, 3 ст. 34 ГК РФ; ч. 1.1 ст. 6 Закона N 48-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу за получением предварительного разрешения на совершение сделки следует обращаться в орган опеки и попечительства (наделенные соответствующими полномочиями органы местного самоуправления) по месту жительства ребенка (п. п. 1, 3 ст. 34 ГК РФ; ч. 1.1 ст. 6 Закона N 48-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами (п. 1 ст. 33 ГК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами (п. 1 ст. 33 ГК РФ).