Передача страховых взносов в налоговую
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача страховых взносов в налоговую (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")С расчетных счетов индивидуального предпринимателя в 2016 году на основании решений Пенсионного фонда РФ по инкассовым поручениям списаны страховые взносы. В 2021 году с его расчетного счета повторно списана такая же сумма страховых взносов на основании тех же решений Пенсионного фонда РФ. Предприниматель обратился в Фонд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм. Фонд отказал в возврате страховых взносов, поскольку после 2016 года произведена смена КБК, в связи с чем у Фонда нет возможности установить наличие оплаты на лицевых счетах расчетов с бюджетом. Предприниматель направил в налоговый орган заявление с просьбой провести розыск произведенных списанных с его счета платежей, а также их отражение в расчетах с бюджетом. Налоговый орган известил предпринимателя о принятых решениях об уточнении платежей. Предприниматель вновь обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о возврате переплаты. Фонд отказал в возврате, указав, что предприниматель должен обращаться в налоговый орган. Налоговый орган перенаправил заявление предпринимателя в Пенсионный фонд РФ, так как страховые взносы начислены до 01.01.2017, Фонд снова отказал в возврате платежей, сославшись на отсутствие переплаты. Предприниматель обратился в суд с требованием о взыскании излишне уплаченных страховых взносов. Суд указал, что если в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговому органу возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда РФ, то именно Фонд должен принять соответствующие решения и передать их на исполнение в налоговый орган. Суд учел, что в 2021 году у предпринимателя отсутствовала недоимка по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, и удовлетворил его требования. Также суд обратил внимание на то, что списанные со счетов предпринимателя в 2021 году денежные средства не разнесены Фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Помимо этого, сроки взыскания недоимки за 2016 год по состоянию на 2021 год истекли.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")С расчетных счетов индивидуального предпринимателя в 2016 году на основании решений Пенсионного фонда РФ по инкассовым поручениям списаны страховые взносы. В 2021 году с его расчетного счета повторно списана такая же сумма страховых взносов на основании тех же решений Пенсионного фонда РФ. Предприниматель обратился в Фонд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм. Фонд отказал в возврате страховых взносов, поскольку после 2016 года произведена смена КБК, в связи с чем у Фонда нет возможности установить наличие оплаты на лицевых счетах расчетов с бюджетом. Предприниматель направил в налоговый орган заявление с просьбой провести розыск произведенных списанных с его счета платежей, а также их отражение в расчетах с бюджетом. Налоговый орган известил предпринимателя о принятых решениях об уточнении платежей. Предприниматель вновь обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о возврате переплаты. Фонд отказал в возврате, указав, что предприниматель должен обращаться в налоговый орган. Налоговый орган перенаправил заявление предпринимателя в Пенсионный фонд РФ, так как страховые взносы начислены до 01.01.2017, Фонд снова отказал в возврате платежей, сославшись на отсутствие переплаты. Предприниматель обратился в суд с требованием о взыскании излишне уплаченных страховых взносов. Суд указал, что если в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговому органу возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда РФ, то именно Фонд должен принять соответствующие решения и передать их на исполнение в налоговый орган. Суд учел, что в 2021 году у предпринимателя отсутствовала недоимка по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, и удовлетворил его требования. Также суд обратил внимание на то, что списанные со счетов предпринимателя в 2021 году денежные средства не разнесены Фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Помимо этого, сроки взыскания недоимки за 2016 год по состоянию на 2021 год истекли.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ обратилось в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций за непредставление предпринимателем в срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ. Установив факт непредставления указанных сведений в срок, суд тем не менее отказал во взыскании штрафа, указав, что с 01.01.2017 в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование к отношениям, связанным со взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате (п. 3 ст. 46 НК РФ). О факте нарушения предпринимателем срока представления сведений Отделение должно было узнать на следующий день после истечения установленного срока их представления. Фактически акт о выявлении правонарушения был составлен только через два месяца, решение вынесено через четыре месяца, требование об уплате санкции выставлено через пять месяцев с момента совершения правонарушения, заявление в суд направлено через три с половиной года после истечения срока исполнения требования об уплате, следовательно, на дату направления в суд заявления срок для взыскания штрафа в судебном порядке пропущен.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ обратилось в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций за непредставление предпринимателем в срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ. Установив факт непредставления указанных сведений в срок, суд тем не менее отказал во взыскании штрафа, указав, что с 01.01.2017 в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование к отношениям, связанным со взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате (п. 3 ст. 46 НК РФ). О факте нарушения предпринимателем срока представления сведений Отделение должно было узнать на следующий день после истечения установленного срока их представления. Фактически акт о выявлении правонарушения был составлен только через два месяца, решение вынесено через четыре месяца, требование об уплате санкции выставлено через пять месяцев с момента совершения правонарушения, заявление в суд направлено через три с половиной года после истечения срока исполнения требования об уплате, следовательно, на дату направления в суд заявления срок для взыскания штрафа в судебном порядке пропущен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О предложении по внесению изменений в части передачи налоговыми органами сведений о налогоплательщиках (плательщиках сборов, страховых взносов, налоговых агентах), составляющих налоговую тайну.
(Письмо Минфина России от 18.11.2024 N 03-02-06/114368)Вопрос: О предложении по внесению изменений в части передачи налоговыми органами сведений о налогоплательщиках (плательщиках сборов, страховых взносов, налоговых агентах), составляющих налоговую тайну.
(Письмо Минфина России от 18.11.2024 N 03-02-06/114368)Вопрос: О предложении по внесению изменений в части передачи налоговыми органами сведений о налогоплательщиках (плательщиках сборов, страховых взносов, налоговых агентах), составляющих налоговую тайну.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Взносы в социальные фонды: политико-правовые аспекты реформ
(Шашкова А.В., Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<19> Князева Е.Ю. Место страховых взносов в налоговой системе Российской Федерации // Налоги. 2021. N 1. С. 3 - 6. Федотов Д.Ю. Целесообразность передачи администрирования страховых взносов Федеральной налоговой службе // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. N 46. С. 317 - 327.
(Шашкова А.В., Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<19> Князева Е.Ю. Место страховых взносов в налоговой системе Российской Федерации // Налоги. 2021. N 1. С. 3 - 6. Федотов Д.Ю. Целесообразность передачи администрирования страховых взносов Федеральной налоговой службе // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. N 46. С. 317 - 327.
Статья: Неналоговый характер преступлений, связанных с уплатой страховых взносов в государственный внебюджетный фонд и его влияние на их квалификацию (ст. 199.3, 199.4 УК)
(Мелешко Д.А.)
("Законность", 2023, N 5)Кроме принципиальной разницы между предметами этих преступлений с их самостоятельным отраслевым регулированием, причина конструирования составов, предусмотренных ст. 199.3 и 199.4 УК, видится еще и в особенностях субъекта администрирования соответствующих страховых взносов: в отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, полномочия по администрированию которых переданы налоговым органам, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний продолжает администрировать Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 1 января 2023 г. - Фонд социального страхования Российской Федерации). Согласно ст. 25 Федерального закона N 125-ФЗ средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зачисляются на единый счет бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, открытый в Федеральном казначействе, и расходуются на цели этого вида социального страхования. Выходит, что только страховые взносы, упомянутые в ст. 199.3 и 199.4 УК, в соответствии с действующим законодательством уплачиваются в государственный внебюджетный фонд, на что, заметим, акцентировал внимание и законодатель в диспозициях уголовно-правовых норм.
(Мелешко Д.А.)
("Законность", 2023, N 5)Кроме принципиальной разницы между предметами этих преступлений с их самостоятельным отраслевым регулированием, причина конструирования составов, предусмотренных ст. 199.3 и 199.4 УК, видится еще и в особенностях субъекта администрирования соответствующих страховых взносов: в отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, полномочия по администрированию которых переданы налоговым органам, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний продолжает администрировать Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 1 января 2023 г. - Фонд социального страхования Российской Федерации). Согласно ст. 25 Федерального закона N 125-ФЗ средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зачисляются на единый счет бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, открытый в Федеральном казначействе, и расходуются на цели этого вида социального страхования. Выходит, что только страховые взносы, упомянутые в ст. 199.3 и 199.4 УК, в соответствии с действующим законодательством уплачиваются в государственный внебюджетный фонд, на что, заметим, акцентировал внимание и законодатель в диспозициях уголовно-правовых норм.
Статья: Расчет по страховым взносам - 2023
(Галочкина А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Форма персонифицированных сведений о физических лицах утверждена взамен сведений о застрахованных лицах (ф. СЗВ-М), которая сейчас представляется страхователями в ПФР ежемесячно. С января 2023 года она будет ежемесячно направляться плательщиками страховых взносов в налоговые органы для дальнейшей передачи уполномоченным органам соцзащиты и ПФР.
(Галочкина А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Форма персонифицированных сведений о физических лицах утверждена взамен сведений о застрахованных лицах (ф. СЗВ-М), которая сейчас представляется страхователями в ПФР ежемесячно. С января 2023 года она будет ежемесячно направляться плательщиками страховых взносов в налоговые органы для дальнейшей передачи уполномоченным органам соцзащиты и ПФР.
Статья: Возбуждение дела о налоговом преступлении снова невозможно без инициативы налоговой службы
(Купцов И.А.)
("Закон", 2023, N 6)<2> Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
(Купцов И.А.)
("Закон", 2023, N 6)<2> Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)89. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)89. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Вопрос: Об НДФЛ, страховых взносах и налоге на прибыль при безвозмездной передаче денежных средств, имущества, имущественных прав и оказании услуг (выполнении работ) участникам СВО и членам их семей.
(Письмо Минфина России от 25.12.2023 N 03-04-06/125640)Вопрос: Об НДФЛ, страховых взносах и налоге на прибыль при безвозмездной передаче денежных средств, имущества, имущественных прав и оказании услуг (выполнении работ) участникам СВО и членам их семей.
(Письмо Минфина России от 25.12.2023 N 03-04-06/125640)Вопрос: Об НДФЛ, страховых взносах и налоге на прибыль при безвозмездной передаче денежных средств, имущества, имущественных прав и оказании услуг (выполнении работ) участникам СВО и членам их семей.
Ситуация: Каковы условия получения социального налогового вычета на лечение (в том числе ребенка, родителей), включая расходы на ДМС?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справки не нужны, если сведения о соответствующих расходах представлены в налоговый орган непосредственно медицинской и (или) страховой организациями, ИП и размещены налоговым органом в личном кабинете налогоплательщика. Для этого нужно обратиться в медицинскую и (или) страховую организации или к ИП с заявлением о передаче в налоговый орган сведений об оплате вами медицинских услуг, страховых взносов. Также необходимо, чтобы эти организации или ИП имели техническую возможность передать указанные сведения в электронной форме (абз. 10, 12 пп. 3 п. 1 ст. 219, п. п. 3.1, 3.2 ст. 221.1 НК РФ; п. 2 Порядка представления сведений, утв. Приказом ФНС России N ЕА-7-11/824@; п. 2 Порядка представления сведений, утв. Приказом ФНС России N БВ-7-11/736@).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справки не нужны, если сведения о соответствующих расходах представлены в налоговый орган непосредственно медицинской и (или) страховой организациями, ИП и размещены налоговым органом в личном кабинете налогоплательщика. Для этого нужно обратиться в медицинскую и (или) страховую организации или к ИП с заявлением о передаче в налоговый орган сведений об оплате вами медицинских услуг, страховых взносов. Также необходимо, чтобы эти организации или ИП имели техническую возможность передать указанные сведения в электронной форме (абз. 10, 12 пп. 3 п. 1 ст. 219, п. п. 3.1, 3.2 ст. 221.1 НК РФ; п. 2 Порядка представления сведений, утв. Приказом ФНС России N ЕА-7-11/824@; п. 2 Порядка представления сведений, утв. Приказом ФНС России N БВ-7-11/736@).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Новая редакция абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ вступила в силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" // СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4176.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Новая редакция абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ вступила в силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" // СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4176.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Особый статус налогового органа в процедурах банкротства активно поддерживается законодателем в ходе законотворческого процесса. Так, в целях обеспечения прав налогового органа в 2020 году путем внесения поправок в НК РФ был расширен перечень оснований для возникновения залога в силу закона. В соответствии с п. 2.1 ст. 73 НК РФ в случае неуплаты в течение одного месяца задолженности по налогам (сборам, страховым взносам), указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии с настоящим Кодексом, либо вступления в силу решения, предусмотренного п. 7 ст. 101 НК РФ, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) без согласия налогового органа, имущество, в отношении которого применен указанный в настоящем пункте способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона. Таким образом, налоговые органы получили еще большие преимущества по сравнению с обычными кредиторами в процедурах банкротства, что подчеркивает важность реализации публично значимых функций даже в процедуре несостоятельности. По мнению С.С. Извекова, такие изменения законодательства отчасти нивелируют цели процедур банкротства, но, с другой стороны, обеспечивают фискальный интерес государства и лишают недобросовестных налогоплательщиков возможности использовать процедуры банкротства в качестве инструмента уклонения от погашения недоимки. В пояснительной записке к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" также обосновываются изменение статуса уполномоченного органа в деле о банкротстве и изменение очередности удовлетворения требований <555>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Особый статус налогового органа в процедурах банкротства активно поддерживается законодателем в ходе законотворческого процесса. Так, в целях обеспечения прав налогового органа в 2020 году путем внесения поправок в НК РФ был расширен перечень оснований для возникновения залога в силу закона. В соответствии с п. 2.1 ст. 73 НК РФ в случае неуплаты в течение одного месяца задолженности по налогам (сборам, страховым взносам), указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии с настоящим Кодексом, либо вступления в силу решения, предусмотренного п. 7 ст. 101 НК РФ, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) без согласия налогового органа, имущество, в отношении которого применен указанный в настоящем пункте способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона. Таким образом, налоговые органы получили еще большие преимущества по сравнению с обычными кредиторами в процедурах банкротства, что подчеркивает важность реализации публично значимых функций даже в процедуре несостоятельности. По мнению С.С. Извекова, такие изменения законодательства отчасти нивелируют цели процедур банкротства, но, с другой стороны, обеспечивают фискальный интерес государства и лишают недобросовестных налогоплательщиков возможности использовать процедуры банкротства в качестве инструмента уклонения от погашения недоимки. В пояснительной записке к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" также обосновываются изменение статуса уполномоченного органа в деле о банкротстве и изменение очередности удовлетворения требований <555>.