Передача полномочий контрактного управляющего
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача полномочий контрактного управляющего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как создать контрактную службу для закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В таком случае контрактная служба (контрактный управляющий) осуществляет полномочия, не переданные уполномоченному органу или учреждению. К ним относятся, например, следующие полномочия (ч. 4, 5 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, п. 3 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минфина России от 31.07.2020 N 158н):
(КонсультантПлюс, 2025)В таком случае контрактная служба (контрактный управляющий) осуществляет полномочия, не переданные уполномоченному органу или учреждению. К ним относятся, например, следующие полномочия (ч. 4, 5 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, п. 3 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минфина России от 31.07.2020 N 158н):
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Кроме того, возможны конструкции, предусматривающие заключение трехсторонних договоров, на основании которых появляется самостоятельная фигура управляющего, который выступает самостоятельным участником отношений в рамках строительного проекта <1>. Фигура администратора встречается и в JCT Standard Building Contract, где четко прописано, что администратор контракта имеет право проверять все выполненные работы. Основная обязанность подрядчика при этом заключается в выполнении строительной функции в соответствии с проектной документацией. Администратор контролирует лишь фактическое соответствие проведенных работ документации, не предъявляя при этом собственных требований. В рамках проверки работ подрядчика контрактный управляющий наделяется значительными полномочиями, позволяющими ему проводить испытания любых материалов и отдавать распоряжения о том, чтобы работы, которые были скрыты другими работами, были открыты для осмотра. Стоимость исправления и восстановления за все работы, в которых обнаружены дефекты, зависит от качества проверенных работ. Если дефекты не обнаружены, то подрядчику должны быть оплачены расходы на вскрытие и восстановление объекта, как если бы эти работы не были произведены. Если же в ходе осмотра обнаружены дефекты, то они должны быть устранены за счет подрядчика. Более того, после обнаружения дефектов у администратора появляется право требовать проведения дополнительных испытаний. При условии, что такие требования соответствуют Кодексу практики JCT (Annex 4 JCT SBC), расходы на них несет подрядчик независимо от того, были ли обнаружены новые дефекты. Администратор определяет уровень готовности работ и снабжает подрядчика всеми необходимыми чертежами <2>.
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Кроме того, возможны конструкции, предусматривающие заключение трехсторонних договоров, на основании которых появляется самостоятельная фигура управляющего, который выступает самостоятельным участником отношений в рамках строительного проекта <1>. Фигура администратора встречается и в JCT Standard Building Contract, где четко прописано, что администратор контракта имеет право проверять все выполненные работы. Основная обязанность подрядчика при этом заключается в выполнении строительной функции в соответствии с проектной документацией. Администратор контролирует лишь фактическое соответствие проведенных работ документации, не предъявляя при этом собственных требований. В рамках проверки работ подрядчика контрактный управляющий наделяется значительными полномочиями, позволяющими ему проводить испытания любых материалов и отдавать распоряжения о том, чтобы работы, которые были скрыты другими работами, были открыты для осмотра. Стоимость исправления и восстановления за все работы, в которых обнаружены дефекты, зависит от качества проверенных работ. Если дефекты не обнаружены, то подрядчику должны быть оплачены расходы на вскрытие и восстановление объекта, как если бы эти работы не были произведены. Если же в ходе осмотра обнаружены дефекты, то они должны быть устранены за счет подрядчика. Более того, после обнаружения дефектов у администратора появляется право требовать проведения дополнительных испытаний. При условии, что такие требования соответствуют Кодексу практики JCT (Annex 4 JCT SBC), расходы на них несет подрядчик независимо от того, были ли обнаружены новые дефекты. Администратор определяет уровень готовности работ и снабжает подрядчика всеми необходимыми чертежами <2>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.
Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) уведомление о размещении в таком реестре информации о принятии жалобы к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, о возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 настоящего Федерального закона (в случае размещения информации в соответствии с пунктом 1 части 8 настоящей статьи). В случае обжалования действий (бездействия) контрактной службы, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок, членов этой комиссии такое уведомление направляется заказчику, уполномоченному органу или уполномоченному учреждению, наделенным полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона. Уведомление, предусмотренное настоящим пунктом, считается надлежащим уведомлением участника закупки, подавшего жалобу, субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу;
(ред. от 26.12.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) уведомление о размещении в таком реестре информации о принятии жалобы к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, о возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 настоящего Федерального закона (в случае размещения информации в соответствии с пунктом 1 части 8 настоящей статьи). В случае обжалования действий (бездействия) контрактной службы, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок, членов этой комиссии такое уведомление направляется заказчику, уполномоченному органу или уполномоченному учреждению, наделенным полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона. Уведомление, предусмотренное настоящим пунктом, считается надлежащим уведомлением участника закупки, подавшего жалобу, субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу;
Статья: Цифровая трансформация закупок
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)При централизации закупок контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ и не переданные уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, в соответствии с порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями <11>.
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)При централизации закупок контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ и не переданные уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, в соответствии с порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями <11>.
Статья: Вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности в сфере публичных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)При условии, если исполнителем содеянного является руководитель контрактной службы или контрактный управляющий (при этом одновременно не наделенный должностными полномочиями в связи с исполнением обязанностей по иной управленческой должности в юридическом лице - заказчике, т.е. не совмещающий осуществление организационных "закупочных" полномочий с должностными), обладающий также статусом государственного служащего, принимая во внимание рекомендации п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате", п. 7 Постановления N 24, а также учитывая, что преступные действия виновных выразились в сознательном представлении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений (искусственное завышение стоимости контрактов путем изготовления ложных коммерческих предложений и представления их государственному заказчику, подготовка ложного отчета-обоснования), и при условии наличия иных признаков хищения такие деяния должны квалифицироваться по ч. 3 ст. 159 УК РФ: руководителя контрактной службы как исполнителя мошенничества с использованием своего служебного положения, а директора коммерческой организации как пособника в данном преступлении.
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)При условии, если исполнителем содеянного является руководитель контрактной службы или контрактный управляющий (при этом одновременно не наделенный должностными полномочиями в связи с исполнением обязанностей по иной управленческой должности в юридическом лице - заказчике, т.е. не совмещающий осуществление организационных "закупочных" полномочий с должностными), обладающий также статусом государственного служащего, принимая во внимание рекомендации п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате", п. 7 Постановления N 24, а также учитывая, что преступные действия виновных выразились в сознательном представлении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений (искусственное завышение стоимости контрактов путем изготовления ложных коммерческих предложений и представления их государственному заказчику, подготовка ложного отчета-обоснования), и при условии наличия иных признаков хищения такие деяния должны квалифицироваться по ч. 3 ст. 159 УК РФ: руководителя контрактной службы как исполнителя мошенничества с использованием своего служебного положения, а директора коммерческой организации как пособника в данном преступлении.
Статья: Формы и виды финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)Осуществляя контрольные функции в сфере государственных закупок, ФАС России, а также региональные контрольные органы в сфере закупок проверяют деятельность заказчиков, их контрактных служб, контрактных управляющих, уполномоченных органов (учреждений), специализированных организаций, а также операторов электронных площадок (в т.ч. специализированных) с точки зрения соответствия их действий требованиям законодательства о закупках для государственных нужд.
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)Осуществляя контрольные функции в сфере государственных закупок, ФАС России, а также региональные контрольные органы в сфере закупок проверяют деятельность заказчиков, их контрактных служб, контрактных управляющих, уполномоченных органов (учреждений), специализированных организаций, а также операторов электронных площадок (в т.ч. специализированных) с точки зрения соответствия их действий требованиям законодательства о закупках для государственных нужд.
Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы не пропустить срок утверждения плана-графика, рекомендуем урегулировать порядок, согласно которому финансовое подразделение оповещает контрактную службу (контрактного управляющего) о доведении лимитов или утверждении плана (программы) ФХД.
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы не пропустить срок утверждения плана-графика, рекомендуем урегулировать порядок, согласно которому финансовое подразделение оповещает контрактную службу (контрактного управляющего) о доведении лимитов или утверждении плана (программы) ФХД.
Статья: Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ пришла к выводу: нижестоящие суды оказались в плену обвинительного уклона, навязанного им органами предварительного расследования, результат - состоявшиеся по делу постановления отменены, дело прекращено за отсутствием состава преступления
(Колоколов Н.А.)
("Российский судья", 2023, N 3)Во-первых, само поручение, поступившее З. от Н., изначально было незаконным, так как З. не являлся ни членом контрактной службы ИК-5, созданной по приказу начальника от 7 декабря 2017 г. во исполнение требований Закона N 44-ФЗ, ни контрактным управляющим. По Закону только сотрудники контрактной службы, обладающие специальными знаниями и навыками, наделены полномочиями по осуществлению государственных закупок. В их компетенции: поиск поставщиков, их проверка, изучение предлагаемого поставщиками товара на соответствие требованиям государственной закупки, контроль за поступлением товара и его приемкой на баланс учреждения.
(Колоколов Н.А.)
("Российский судья", 2023, N 3)Во-первых, само поручение, поступившее З. от Н., изначально было незаконным, так как З. не являлся ни членом контрактной службы ИК-5, созданной по приказу начальника от 7 декабря 2017 г. во исполнение требований Закона N 44-ФЗ, ни контрактным управляющим. По Закону только сотрудники контрактной службы, обладающие специальными знаниями и навыками, наделены полномочиями по осуществлению государственных закупок. В их компетенции: поиск поставщиков, их проверка, изучение предлагаемого поставщиками товара на соответствие требованиям государственной закупки, контроль за поступлением товара и его приемкой на баланс учреждения.
Статья: Уголовная ответственность за злоупотребления при осуществлении государственных и муниципальных закупок
(Антонов В.Ф.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Субъектами рассматриваемого преступления являются: а) лица, наделенные полномочиями принимать решения по осуществлению государственных либо муниципальных закупок (работники контрактной службы, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок); б) лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг; в) иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
(Антонов В.Ф.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Субъектами рассматриваемого преступления являются: а) лица, наделенные полномочиями принимать решения по осуществлению государственных либо муниципальных закупок (работники контрактной службы, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок); б) лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг; в) иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Готовое решение: Как составить, разместить и разъяснить извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подготовку и размещение в ЕИС извещения о закупке осуществляет контрактная служба или контрактный управляющий (п. 3 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Конкретные работники контрактной службы, ответственные за размещение извещений, определяются в порядке, предусмотренном положением о контрактной службе, или назначаются ее руководителем, а также наделяются соответствующими полномочиями в ЕИС.
(КонсультантПлюс, 2025)Подготовку и размещение в ЕИС извещения о закупке осуществляет контрактная служба или контрактный управляющий (п. 3 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Конкретные работники контрактной службы, ответственные за размещение извещений, определяются в порядке, предусмотренном положением о контрактной службе, или назначаются ее руководителем, а также наделяются соответствующими полномочиями в ЕИС.