Передача полномочий государственного заказчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача полномочий государственного заказчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки автономными учреждениями
(КонсультантПлюс, 2025)...суды установили, что Учреждение в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на текущий и плановые два финансовых года получает несколько разновидностей субсидий: субсидии на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели, тем не менее решение для перечисления учреждению субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и соглашение о передаче ему полномочий государственного или муниципального заказчика отсутствуют. В результате суды пришли к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае субсидии предоставлялись на иные цели для осуществления деятельности учреждения. Реализация данных целей не подпадает под действие Федерального закона N 44-ФЗ и не предполагает проведение конкурса в соответствии с этим законом..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суды установили, что Учреждение в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на текущий и плановые два финансовых года получает несколько разновидностей субсидий: субсидии на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели, тем не менее решение для перечисления учреждению субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и соглашение о передаче ему полномочий государственного или муниципального заказчика отсутствуют. В результате суды пришли к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае субсидии предоставлялись на иные цели для осуществления деятельности учреждения. Реализация данных целей не подпадает под действие Федерального закона N 44-ФЗ и не предполагает проведение конкурса в соответствии с этим законом..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)...заявитель осуществляет деятельность, которая была предметом контроля со стороны ФК на основании Соглашения о передаче полномочий... согласно которому государственным (муниципальным) заказчиком... Предприятию переданы полномочия по сопровождению государственных контрактов на строительство, реконструкцию объектов федеральной собственности.
(КонсультантПлюс, 2025)...заявитель осуществляет деятельность, которая была предметом контроля со стороны ФК на основании Соглашения о передаче полномочий... согласно которому государственным (муниципальным) заказчиком... Предприятию переданы полномочия по сопровождению государственных контрактов на строительство, реконструкцию объектов федеральной собственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как передать полномочия заказчика по Закону N 44-ФЗ для реализации бюджетных инвестиций
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как заключить соглашение о передаче полномочий заказчика
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как заключить соглашение о передаче полномочий заказчика
Вопрос: Об указании распределения общего объема капитальных вложений и размера бюджетных инвестиций по годам реализации инвестиционного проекта в Типовой форме соглашения о передаче полномочий госзаказчика.
(Письмо Минфина России от 05.08.2025 N 02-14-06/75712)Вопрос: Об указании распределения общего объема капитальных вложений и размера бюджетных инвестиций по годам реализации инвестиционного проекта в Типовой форме соглашения о передаче полномочий госзаказчика.
(Письмо Минфина России от 05.08.2025 N 02-14-06/75712)Вопрос: Об указании распределения общего объема капитальных вложений и размера бюджетных инвестиций по годам реализации инвестиционного проекта в Типовой форме соглашения о передаче полномочий госзаказчика.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2603
(ред. от 09.12.2024)
"О согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона"
(вместе с "Правилами согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона")1. Информация заказчике, о бюджетном, автономном учреждении, государственном, муниципальном унитарном предприятии, ином юридическом лице (далее - лицо), которому переданы полномочия государственного, муниципального заказчика <1>, о специализированной организации <2>
(ред. от 09.12.2024)
"О согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона"
(вместе с "Правилами согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона")1. Информация заказчике, о бюджетном, автономном учреждении, государственном, муниципальном унитарном предприятии, ином юридическом лице (далее - лицо), которому переданы полномочия государственного, муниципального заказчика <1>, о специализированной организации <2>
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Полномочия государственного (муниципального) заказчика могут быть переданы федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, являющимися государственными (муниципальными) заказчиками, юридическим лицам, акции (доли) которых принадлежат соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности с последующей передачей указанных объектов в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы таких юридических лиц в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. Указанные решения должны содержать информацию о юридических лицах, которым передаются полномочия государственного (муниципального) заказчика.
(ред. от 31.07.2025)Полномочия государственного (муниципального) заказчика могут быть переданы федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, являющимися государственными (муниципальными) заказчиками, юридическим лицам, акции (доли) которых принадлежат соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности с последующей передачей указанных объектов в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы таких юридических лиц в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. Указанные решения должны содержать информацию о юридических лицах, которым передаются полномочия государственного (муниципального) заказчика.
Готовое решение: Как создают, реорганизуют и ликвидируют госкорпорации
(КонсультантПлюс, 2025)на основании соглашений безвозмездно передавать свои полномочия госзаказчика по заключению и исполнению от имени РФ госконтрактов от лица указанных госкорпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капстроительства госсобственности РФ и приобретении недвижимости в госсобственность РФ федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых данные госкорпорации осуществляют от имени РФ полномочия собственника имущества, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)на основании соглашений безвозмездно передавать свои полномочия госзаказчика по заключению и исполнению от имени РФ госконтрактов от лица указанных госкорпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капстроительства госсобственности РФ и приобретении недвижимости в госсобственность РФ федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых данные госкорпорации осуществляют от имени РФ полномочия собственника имущества, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)По мере внедрения и расширения сфер применения ГИИС "Электронный бюджет" в Постановление Правительства РФ N 658 регулярно вносятся изменения. Прослеживается тенденция увеличения числа централизованных и сервисных подсистем. Так, в 2016 - 2021 гг. появились новые подсистемы: управления оплатой труда; учета и отчетности; информационно-аналитического обеспечения; управления национальными проектами и управления государственными программами. Также были уточнены функции централизованных подсистем, к числу которых стали относиться: формирование и ведение планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд государственными заказчиками, осуществляющими закупки от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, в том числе при передаче ими полномочий государственного заказчика в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; формирование и ведение реестров, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", содержащих сведения, составляющие государственную тайну; обеспечение ведения операций по казначейскому сопровождению целевых средств, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)По мере внедрения и расширения сфер применения ГИИС "Электронный бюджет" в Постановление Правительства РФ N 658 регулярно вносятся изменения. Прослеживается тенденция увеличения числа централизованных и сервисных подсистем. Так, в 2016 - 2021 гг. появились новые подсистемы: управления оплатой труда; учета и отчетности; информационно-аналитического обеспечения; управления национальными проектами и управления государственными программами. Также были уточнены функции централизованных подсистем, к числу которых стали относиться: формирование и ведение планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд государственными заказчиками, осуществляющими закупки от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, в том числе при передаче ими полномочий государственного заказчика в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; формирование и ведение реестров, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", содержащих сведения, составляющие государственную тайну; обеспечение ведения операций по казначейскому сопровождению целевых средств, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- соглашение о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенное при осуществлении бюджетных инвестиций, при наличии такового (п. 1.1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- соглашение о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенное при осуществлении бюджетных инвестиций, при наличии такового (п. 1.1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
Последние изменения: Казначейское сопровождение контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)по государственным (муниципальным) контрактам, которые бюджетные учреждения заключают в 2023 г. на сумму свыше 3 млн руб. в случае передачи им полномочий государственного (муниципального) заказчика согласно ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ;
(КонсультантПлюс, 2025)по государственным (муниципальным) контрактам, которые бюджетные учреждения заключают в 2023 г. на сумму свыше 3 млн руб. в случае передачи им полномочий государственного (муниципального) заказчика согласно ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ;
Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Конкретные сроки формирования плана-графика не определены. Так, государственные (муниципальные) заказчики и лица, которым переданы их полномочия, формируют его в процессе составления и рассмотрения проекта соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а унитарные предприятия (кроме тех, что осуществляют закупки согласно пп. 1, 2 ч. 2.1, ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ), бюджетные учреждения (кроме тех, что осуществляют закупки согласно ч. 2 и 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ) и автономные учреждения, осуществляющие закупки по ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, - при формировании проектов планов ФХД (ч. 6, 7 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Порядка N 1279).
(КонсультантПлюс, 2025)Конкретные сроки формирования плана-графика не определены. Так, государственные (муниципальные) заказчики и лица, которым переданы их полномочия, формируют его в процессе составления и рассмотрения проекта соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а унитарные предприятия (кроме тех, что осуществляют закупки согласно пп. 1, 2 ч. 2.1, ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ), бюджетные учреждения (кроме тех, что осуществляют закупки согласно ч. 2 и 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ) и автономные учреждения, осуществляющие закупки по ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, - при формировании проектов планов ФХД (ч. 6, 7 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Порядка N 1279).
Готовое решение: Как запланировать закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Государственные (муниципальные) заказчики и лица, которым переданы их полномочия, формируют план-график в процессе составления и рассмотрения проекта соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения (кроме осуществляющих закупки по ч. 2, 2.1, 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ), а также автономные учреждения, проводящие закупки по ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, составляют его при формировании проектов планов ФХД (ч. 6, 7 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279).
(КонсультантПлюс, 2025)Государственные (муниципальные) заказчики и лица, которым переданы их полномочия, формируют план-график в процессе составления и рассмотрения проекта соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения (кроме осуществляющих закупки по ч. 2, 2.1, 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ), а также автономные учреждения, проводящие закупки по ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, составляют его при формировании проектов планов ФХД (ч. 6, 7 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279).
Готовое решение: Как осуществлять капвложения в объекты государственной (муниципальной) собственности за счет бюджетных инвестиций
(КонсультантПлюс, 2025)Условия передачи полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов и порядок заключения соглашений об их передаче определяются правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации (п. 4 ст. 79 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Условия передачи полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов и порядок заключения соглашений об их передаче определяются правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации (п. 4 ст. 79 БК РФ).
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)автономному учреждению государственный или муниципальный заказчик на основании соглашения передал полномочия на осуществление закупок при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капстроительства, приобретении недвижимости в государственную или муниципальную собственность. Но в этом случае автономное учреждение проводит закупки от имени заказчика, который передал полномочия (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 4 ст. 79 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)автономному учреждению государственный или муниципальный заказчик на основании соглашения передал полномочия на осуществление закупок при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капстроительства, приобретении недвижимости в государственную или муниципальную собственность. Но в этом случае автономное учреждение проводит закупки от имени заказчика, который передал полномочия (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 4 ст. 79 БК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Тем же Законом в ч. 2 комментируемой статьи внесено дополнение, согласно которому положения комментируемого Закона, установленные в отношении организаций бюджетной сферы, распространяются на иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством РФ полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности. Как отмечено в информационном сообщении Минфина России от 22 августа 2019 г. N ИС-учет-20 "Об изменениях, внесенных в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <33>, в соответствии со ст. 162 БК РФ такими полномочиями обладают получатели бюджетных средств; например, в случае, если государственному унитарному предприятию переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных контрактов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, такое предприятие обязано вести бюджетный учет, составлять и представлять бюджетную отчетность (как получатель бюджетных средств); аналогичное требование установлено в подобной ситуации для муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Тем же Законом в ч. 2 комментируемой статьи внесено дополнение, согласно которому положения комментируемого Закона, установленные в отношении организаций бюджетной сферы, распространяются на иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством РФ полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности. Как отмечено в информационном сообщении Минфина России от 22 августа 2019 г. N ИС-учет-20 "Об изменениях, внесенных в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <33>, в соответствии со ст. 162 БК РФ такими полномочиями обладают получатели бюджетных средств; например, в случае, если государственному унитарному предприятию переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных контрактов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, такое предприятие обязано вести бюджетный учет, составлять и представлять бюджетную отчетность (как получатель бюджетных средств); аналогичное требование установлено в подобной ситуации для муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний.
Готовое решение: Каковы особенности деятельности госкорпораций
(КонсультантПлюс, 2025)ГК "Роскосмос" и ГК "Росатом" при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты госсобственности РФ могут передавать полномочия госзаказчика ФГУП, в отношении которых они осуществляют от имени РФ полномочия собственника имущества (п. 8 ст. 241 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)ГК "Роскосмос" и ГК "Росатом" при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты госсобственности РФ могут передавать полномочия госзаказчика ФГУП, в отношении которых они осуществляют от имени РФ полномочия собственника имущества (п. 8 ст. 241 БК РФ).