Передача полномочий главного распорядителя бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача полномочий главного распорядителя бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Бездействие должностных лиц органов власти
(КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех... должностных лиц... в результате... бездействия... которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде..."
(КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех... должностных лиц... в результате... бездействия... которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1070 "Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда" ГК РФ"Таким образом, по смыслу указанных разъяснений, рассмотрение иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1070 ГК РФ, также возможно по месту нахождения территориального органа, действиями должностных лиц которого причинен вред истцу, если он наделен полномочиями представлять в суде интересы главного распорядителя бюджетных средств."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об указании в правовом акте, регулирующем предоставление субсидий, положений об осуществлении расходов за счет остатков субсидий; о передаче полномочий главного распорядителя бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 02-12-10/132543)Вопрос: Об указании в правовом акте, регулирующем предоставление субсидий, положений об осуществлении расходов за счет остатков субсидий; о передаче полномочий главного распорядителя бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 02-12-10/132543)Вопрос: Об указании в правовом акте, регулирующем предоставление субсидий, положений об осуществлении расходов за счет остатков субсидий; о передаче полномочий главного распорядителя бюджетных средств.
Готовое решение: Что такое учреждение
(КонсультантПлюс, 2025)1 Если бюджетным (автономным) учреждениям на основании соглашений переданы полномочия органов власти по исполнению отдельных публичных обязательств, полномочий государственного (муниципального) заказчика для заключения контрактов на строительство и покупку объектов государственной (муниципальной) собственности, то они ведут бюджетный учет, составляют и представляют от имени органа власти (ГРБС), передавшего полномочия, бюджетную отчетность в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (п. 4 ст. 79 БК РФ, п. п. 5, 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ч. 3.12 - 3.14 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, п. 4 Приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н, п. 2 Приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н, п. 1 Инструкции N 191н, п. п. 11.1.1, 11.1.3, 12.1.1 Письма Минфина России N 02-02-005/58618, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013).
(КонсультантПлюс, 2025)1 Если бюджетным (автономным) учреждениям на основании соглашений переданы полномочия органов власти по исполнению отдельных публичных обязательств, полномочий государственного (муниципального) заказчика для заключения контрактов на строительство и покупку объектов государственной (муниципальной) собственности, то они ведут бюджетный учет, составляют и представляют от имени органа власти (ГРБС), передавшего полномочия, бюджетную отчетность в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (п. 4 ст. 79 БК РФ, п. п. 5, 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ч. 3.12 - 3.14 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, п. 4 Приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н, п. 2 Приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н, п. 1 Инструкции N 191н, п. п. 11.1.1, 11.1.3, 12.1.1 Письма Минфина России N 02-02-005/58618, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде. Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении "Ведомственная структура расходов федерального бюджета", утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе.
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде. Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении "Ведомственная структура расходов федерального бюджета", утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде. Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении "Ведомственная структура расходов федерального бюджета", утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде. Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении "Ведомственная структура расходов федерального бюджета", утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)При предоставлении компаниям субсидий из федерального бюджета производится отбор предполагаемых к приобретению или финансированию за счет субсидий объектов недвижимости. Такой отбор осуществляется с учетом приоритетов и целей развития Российской Федерации и исходя из прогнозов и программ социально-экономического развития, государственных программ, отраслевых доктрин, концепций и стратегий развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, а также документов территориального планирования, исходя из поручений и указаний Президента РФ и поручений Правительства РФ. Это касается, например, субсидий, направляемых на мероприятия по осуществлению капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности компаний; на предоставление взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат компаниям, в целях последующего осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц <227>. При этом отбор объектов недвижимости осуществляется не самими компаниями, а федеральным органом государственной власти, который также является и инициатором решений о приобретении компанией в собственность за счет таких субсидий конкретных объектов недвижимости. Таким государственным органом является не обязательно тот, который осуществляет полномочия учредителя компании. Им может являться предполагаемый главный распорядитель средств федерального бюджета, ответственный за реализацию мероприятий государственной программы, в рамках которых планируется предоставление субсидии, а в случае отсутствия такой программы - главный распорядитель средств федерального бюджета, наделенный полномочиями в соответствующей сфере ведения <228>.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)При предоставлении компаниям субсидий из федерального бюджета производится отбор предполагаемых к приобретению или финансированию за счет субсидий объектов недвижимости. Такой отбор осуществляется с учетом приоритетов и целей развития Российской Федерации и исходя из прогнозов и программ социально-экономического развития, государственных программ, отраслевых доктрин, концепций и стратегий развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, а также документов территориального планирования, исходя из поручений и указаний Президента РФ и поручений Правительства РФ. Это касается, например, субсидий, направляемых на мероприятия по осуществлению капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности компаний; на предоставление взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат компаниям, в целях последующего осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц <227>. При этом отбор объектов недвижимости осуществляется не самими компаниями, а федеральным органом государственной власти, который также является и инициатором решений о приобретении компанией в собственность за счет таких субсидий конкретных объектов недвижимости. Таким государственным органом является не обязательно тот, который осуществляет полномочия учредителя компании. Им может являться предполагаемый главный распорядитель средств федерального бюджета, ответственный за реализацию мероприятий государственной программы, в рамках которых планируется предоставление субсидии, а в случае отсутствия такой программы - главный распорядитель средств федерального бюджета, наделенный полномочиями в соответствующей сфере ведения <228>.
Статья: Понятие, сущность и современное назначение финансов
(Ваймер Е.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Ликвидация последствий некоторых чрезвычайных и иных неблагоприятных ситуаций требует консолидации усилий органов публичной власти и финансовых ресурсов всех уровней под направляющим руководством профильного федерального ведомства и МЧС России. Наделение МЧС России полномочиями главного распорядителя бюджетных средств позволит оперативно обеспечивать перечисление межбюджетных трансфертов в региональные бюджеты для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контролировать доведение помощи до целевых получателей.
(Ваймер Е.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Ликвидация последствий некоторых чрезвычайных и иных неблагоприятных ситуаций требует консолидации усилий органов публичной власти и финансовых ресурсов всех уровней под направляющим руководством профильного федерального ведомства и МЧС России. Наделение МЧС России полномочиями главного распорядителя бюджетных средств позволит оперативно обеспечивать перечисление межбюджетных трансфертов в региональные бюджеты для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контролировать доведение помощи до целевых получателей.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Проводя анализ юридической природы мер бюджетного принуждения, авторы указывают: "Перечень бюджетных мер принуждения, представленный в ст. 306.2 БК РФ, однако, имеет смешанную природу: здесь перечислены и меры пресечения, направленные на прекращение противоправного деяния, в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и меры, которые в праве принято относить к способам обеспечения исполнения обязательств - бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций); передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств и специфические санкции, такие как бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, применение мер бюджетного принуждения скорее носит обеспечительный, правовосстановительный характер" <481>. Аналогичного мнения придерживается и Е.С. Алексеева, которая утверждает, что "бюджетные меры принуждения - не меры юридической ответственности, а инструмент бюджетного регулирования. Они имеют правовосстановительную (бесспорное взыскание пени) или пресекательную (бесспорное взыскание предоставленных бюджетных средств) цель. Эти особенные санкции, которые встречаются в бюджетном законодательстве, являются превентивными и выступают в роли мер обеспечительного характера" <482>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Проводя анализ юридической природы мер бюджетного принуждения, авторы указывают: "Перечень бюджетных мер принуждения, представленный в ст. 306.2 БК РФ, однако, имеет смешанную природу: здесь перечислены и меры пресечения, направленные на прекращение противоправного деяния, в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и меры, которые в праве принято относить к способам обеспечения исполнения обязательств - бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций); передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств и специфические санкции, такие как бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, применение мер бюджетного принуждения скорее носит обеспечительный, правовосстановительный характер" <481>. Аналогичного мнения придерживается и Е.С. Алексеева, которая утверждает, что "бюджетные меры принуждения - не меры юридической ответственности, а инструмент бюджетного регулирования. Они имеют правовосстановительную (бесспорное взыскание пени) или пресекательную (бесспорное взыскание предоставленных бюджетных средств) цель. Эти особенные санкции, которые встречаются в бюджетном законодательстве, являются превентивными и выступают в роли мер обеспечительного характера" <482>.
Статья: Бюджетно-правовой договор: вопросы идентификации
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Анализ субъектного состава бюджетно-правового договора показывает, что в отдельных случаях законодателем допускается его заключение без участия органов публичной власти. Например, согласно п. 10.1 ст. 161 БК РФ казенное учреждение имеет право передать полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии). Пунктом 8 ст. 241 БК РФ Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" наделены в том числе полномочиями главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, в связи с чем данные лица заключают бюджетно-правовые договоры о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций. Отметим, что с учетом цели создания данных лиц, которая заключается не в извлечении прибыли, а в решении общественных (социальных) задач, они могут быть отнесены к категории юридических лиц публичного права <29>. Соответственно, одной из сторон бюджетно-правового договора выступает публичный субъект.
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Анализ субъектного состава бюджетно-правового договора показывает, что в отдельных случаях законодателем допускается его заключение без участия органов публичной власти. Например, согласно п. 10.1 ст. 161 БК РФ казенное учреждение имеет право передать полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии). Пунктом 8 ст. 241 БК РФ Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" наделены в том числе полномочиями главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, в связи с чем данные лица заключают бюджетно-правовые договоры о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций. Отметим, что с учетом цели создания данных лиц, которая заключается не в извлечении прибыли, а в решении общественных (социальных) задач, они могут быть отнесены к категории юридических лиц публичного права <29>. Соответственно, одной из сторон бюджетно-правового договора выступает публичный субъект.
Статья: Публично-правовая ответственность должностных лиц в процедуре восстановления платежеспособности муниципального образования
(Кузнецов А.С., Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)Из положений п. 4 ст. 168.6 БК РФ следует, что глава временной финансовой администрации муниципалитета вправе в случае нарушения главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств положений бюджетного законодательства Российской Федерации назначить в органы местной администрации муниципалитета и муниципальные казенные учреждения своих представителей, которым передаются все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
(Кузнецов А.С., Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)Из положений п. 4 ст. 168.6 БК РФ следует, что глава временной финансовой администрации муниципалитета вправе в случае нарушения главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств положений бюджетного законодательства Российской Федерации назначить в органы местной администрации муниципалитета и муниципальные казенные учреждения своих представителей, которым передаются все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.