Передача полномочий 131-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача полномочий 131-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Передача ими полномочий
(КонсультантПлюс, 2025)"...часть 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусматривает возможность взаимной передачи части своих полномочий органами местного самоуправления муниципального района и входящих в него поселений по соглашению между ними.
(КонсультантПлюс, 2025)"...часть 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусматривает возможность взаимной передачи части своих полномочий органами местного самоуправления муниципального района и входящих в него поселений по соглашению между ними.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 36 "Глава муниципального образования" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Суд пришел к выводам о том, что предусмотренный пунктом 5 части 2 статьи 36 Закона N 131-ФЗ способ наделения полномочиями главы муниципального образования является одной из допустимых законом альтернатив прямым демократическим выборам указанного должностного лица.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О динамике компетенционных возможностей местного самоуправления в России
(Уваров А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)В отличие от широко распространенной ранее в отраслевом законодательстве инкорпорации, при которой государственные полномочия закрепляются за органами местного самоуправления под видом их собственных полномочий <8>, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями основано на более справедливых по отношению к местному самоуправлению условиях. В научной литературе вопросам наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления посвящено немало работ, в которых порой отмечается, что, несмотря на подробную регламентацию в главе 4 Закона N 131-ФЗ механизма делегирования государственных полномочий, на практике существует множество проблем, касающихся злоупотреблений органов государственной власти в ущерб и в нарушение прав местного самоуправления. При этом нарушения имеются как формальные (делегирование сразу нескольких полномочий или даже предметов ведения), так и содержательные (наделение без учета природы властных полномочий местного самоуправления, ущемление его финансовых и материальных прав <9>).
(Уваров А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)В отличие от широко распространенной ранее в отраслевом законодательстве инкорпорации, при которой государственные полномочия закрепляются за органами местного самоуправления под видом их собственных полномочий <8>, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями основано на более справедливых по отношению к местному самоуправлению условиях. В научной литературе вопросам наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления посвящено немало работ, в которых порой отмечается, что, несмотря на подробную регламентацию в главе 4 Закона N 131-ФЗ механизма делегирования государственных полномочий, на практике существует множество проблем, касающихся злоупотреблений органов государственной власти в ущерб и в нарушение прав местного самоуправления. При этом нарушения имеются как формальные (делегирование сразу нескольких полномочий или даже предметов ведения), так и содержательные (наделение без учета природы властных полномочий местного самоуправления, ущемление его финансовых и материальных прав <9>).
Статья: Проблемы формирования муниципальных бюджетов в условиях институциональных изменений
(Косинский П.Д., Новиков А.О., Вольфсон Э.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)"Справедливости ради следует отметить, что ФЗ N 131-ФЗ предусматривается передача части полномочий с одного уровня на другой по соглашениям, заключаемым между указанными типами муниципальных образований. Пользуясь этим правом, практически все сельские поселения передали свои полномочия муниципальным районам, и, на наш взгляд, Закон N 136-ФЗ лишь зафиксировал факт в части распределения полномочий. Кроме того, Законом предусматриваются новые типы муниципальных образований" <8>.
(Косинский П.Д., Новиков А.О., Вольфсон Э.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)"Справедливости ради следует отметить, что ФЗ N 131-ФЗ предусматривается передача части полномочий с одного уровня на другой по соглашениям, заключаемым между указанными типами муниципальных образований. Пользуясь этим правом, практически все сельские поселения передали свои полномочия муниципальным районам, и, на наш взгляд, Закон N 136-ФЗ лишь зафиксировал факт в части распределения полномочий. Кроме того, Законом предусматриваются новые типы муниципальных образований" <8>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Глава 4. НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Глава 4. НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья: Служебное жилье участковым уполномоченным полиции из муниципального жилищного фонда: проблемы правового регулирования
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Оценивая существующую судебную практику с ее многочисленными нюансами <12>, подробно описывать которые не позволяет объем статьи, следует сделать вывод, что она выявила проблему. В печати звучат предложения скорректировать правоприменение в пользу выселяемых сотрудников <13>. Представляется, что это принципиально не верно. Действия муниципальных администраций законны, поскольку лишней площади для обеспечения бывших сотрудников МВД у них нет, это расходное обязательство федерального бюджета, соответственно, и обязанность разрешать жилищные проблемы сотрудников полиции лежит не на местных властях. Возврат к практике закрепления жилья, предоставленного из муниципального жилищного фонда, представляется необоснованной нагрузкой на весьма слабые муниципальные бюджеты. Тем более что в настоящее время муниципалы не всегда смогут возместить свои расходы, поскольку в ФЗ N 131-ФЗ эти полномочия не отнесены к делегированным органам местного самоуправления, их возмещение должно осуществляться за счет субвенций из бюджетов вышестоящего уровня. На органы местного самоуправления и так возложено слишком много обязанностей по предоставлению жилья различным категориям нуждающихся граждан, с которыми они явно не справляются. При этом участковые уполномоченные полиции далеко не самые обездоленные. Если раздавать муниципальное жилье им, то остальные нуждающиеся, включая внеочередников, окажутся в еще худшем положении.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Оценивая существующую судебную практику с ее многочисленными нюансами <12>, подробно описывать которые не позволяет объем статьи, следует сделать вывод, что она выявила проблему. В печати звучат предложения скорректировать правоприменение в пользу выселяемых сотрудников <13>. Представляется, что это принципиально не верно. Действия муниципальных администраций законны, поскольку лишней площади для обеспечения бывших сотрудников МВД у них нет, это расходное обязательство федерального бюджета, соответственно, и обязанность разрешать жилищные проблемы сотрудников полиции лежит не на местных властях. Возврат к практике закрепления жилья, предоставленного из муниципального жилищного фонда, представляется необоснованной нагрузкой на весьма слабые муниципальные бюджеты. Тем более что в настоящее время муниципалы не всегда смогут возместить свои расходы, поскольку в ФЗ N 131-ФЗ эти полномочия не отнесены к делегированным органам местного самоуправления, их возмещение должно осуществляться за счет субвенций из бюджетов вышестоящего уровня. На органы местного самоуправления и так возложено слишком много обязанностей по предоставлению жилья различным категориям нуждающихся граждан, с которыми они явно не справляются. При этом участковые уполномоченные полиции далеко не самые обездоленные. Если раздавать муниципальное жилье им, то остальные нуждающиеся, включая внеочередников, окажутся в еще худшем положении.
Статья: Административно-правовые вопросы перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранения
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 2)Реализуя его как собственное полномочие, субъекты Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <7> (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), вправе передать полномочие по определению исполнителей услуг органам местного самоуправления. Анализ правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации показывает, что такая возможность предусмотрена законодательным актом Чукотского автономного округа <8>. В Костромской области <9> отдельные государственные полномочия по организации и проведению аукционов на право заключения договоров на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату непосредственно делегированы органам местного самоуправления.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 2)Реализуя его как собственное полномочие, субъекты Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <7> (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), вправе передать полномочие по определению исполнителей услуг органам местного самоуправления. Анализ правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации показывает, что такая возможность предусмотрена законодательным актом Чукотского автономного округа <8>. В Костромской области <9> отдельные государственные полномочия по организации и проведению аукционов на право заключения договоров на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату непосредственно делегированы органам местного самоуправления.