Передача персональных данных зарубеж
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача персональных данных зарубеж (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Специальные категории персональных данных" Федерального закона "О персональных данных""Согласие исключительно в письменной форме требуется на обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, биометрических персональных данных, на трансграничную передачу персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения. Требования к содержанию такого Согласия изложены в части 4 статьи 9 Закона N 152-ФЗ, а в отношении персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, - в приказе Роскомнадзора от 24 февраля 2021 г. N 18. Между тем, отдельные согласия Ф. на обработку специальных и биометрических персональных данных (о национальности и фото-видеоизображения) и на передачу (распространение) от него не были получены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие существуют требования к обработке персональных данных работников организации
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что определенным операторам в установленных случаях запрещается использовать для передачи персональных данных мессенджеры, принадлежащие иностранным юридическим лицам и гражданам. Перечень таких мессенджеров утверждает Роскомнадзор (ч. 8, 10 ст. 10 Закона об информации, п. 1 Положения о Роскомнадзоре).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что определенным операторам в установленных случаях запрещается использовать для передачи персональных данных мессенджеры, принадлежащие иностранным юридическим лицам и гражданам. Перечень таких мессенджеров утверждает Роскомнадзор (ч. 8, 10 ст. 10 Закона об информации, п. 1 Положения о Роскомнадзоре).
Статья: Цифровая трансформация государственного управления в Российской Федерации: особенности совершенствования законодательства о защите персональных данных
(Сапронов Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)В 2022 г. были внесены важные изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <14>, часть из которых вступила в силу с 1 сентября 2022 г., а часть - с 1 марта 2023 г. Новые положения, начавшие действовать с 1 сентября 2022 г., расширили действие федерального законодательства в области защиты информации о физических лицах, теперь его положения будут распространяться и на операторов персональных данных, находящихся за рубежом, которые осуществляют их обработку на основании договора с гражданином России или с его согласия. В этом появилась схожесть с общеевропейским законодательством. Рассматриваемый нормативно-правовой акт закрепляет обязательное начиная с марта 2023 г. уведомление государственного регулятора операторами персональных данных о случаях передачи персональных данных иностранному оператору для обработки. Кроме этого, регламентируются требования для трансграничной передачи. Регулятор, получив уведомление о желании оператора персональных данных осуществить их трансграничную передачу, может ограничить или запретить ее с целью, например, обеспечения безопасности государства.
(Сапронов Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)В 2022 г. были внесены важные изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <14>, часть из которых вступила в силу с 1 сентября 2022 г., а часть - с 1 марта 2023 г. Новые положения, начавшие действовать с 1 сентября 2022 г., расширили действие федерального законодательства в области защиты информации о физических лицах, теперь его положения будут распространяться и на операторов персональных данных, находящихся за рубежом, которые осуществляют их обработку на основании договора с гражданином России или с его согласия. В этом появилась схожесть с общеевропейским законодательством. Рассматриваемый нормативно-правовой акт закрепляет обязательное начиная с марта 2023 г. уведомление государственного регулятора операторами персональных данных о случаях передачи персональных данных иностранному оператору для обработки. Кроме этого, регламентируются требования для трансграничной передачи. Регулятор, получив уведомление о желании оператора персональных данных осуществить их трансграничную передачу, может ограничить или запретить ее с целью, например, обеспечения безопасности государства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.
Федеральный закон от 01.07.2021 N 236-ФЗ
(ред. от 22.06.2024)
"О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации"3. В случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о запрете трансграничной передачи персональных данных граждан Российской Федерации иностранному лицу, осуществляющему деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, юридические или физические лица самостоятельно или совместно с другими лицами, организующими и (или) осуществляющими обработку персональных данных, не вправе осуществлять трансграничную передачу персональных данных иностранному лицу, осуществляющему деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, в отношении которого принято указанное решение.
(ред. от 22.06.2024)
"О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации"3. В случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о запрете трансграничной передачи персональных данных граждан Российской Федерации иностранному лицу, осуществляющему деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, юридические или физические лица самостоятельно или совместно с другими лицами, организующими и (или) осуществляющими обработку персональных данных, не вправе осуществлять трансграничную передачу персональных данных иностранному лицу, осуществляющему деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, в отношении которого принято указанное решение.
Статья: Закон США NDAA 2021 и правовые проблемы обеспечения банками конфиденциальности информации
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 5)При этом ст. 6 Закона о персональных данных допускает ряд случаев, когда обработка персональных данных субъекта возможна без его согласия, в частности, когда обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. В рассматриваемом случае отказ от представления сведений по запросу по закону может привести к невозможности исполнения договора между банком и клиентом вследствие блокировки корреспондентского счета банка в долларах США. Согласно п. 4 ст. 12 Закона о персональных данных, трансграничная передача персональных данных возможна даже на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, и может осуществляться в случае исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных. Тем не менее в случае возникновения спора с клиентом существует риск признания такой передачи неправомерной, поскольку информация запрашивается третьим лицом, не являющимся стороной по договору банковского счета между банком и клиентом <22>. Кроме того, как было отмечено, персональные данные могут одновременно являться объектами банковской тайны, для которой установлен более жесткий режим передачи.
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 5)При этом ст. 6 Закона о персональных данных допускает ряд случаев, когда обработка персональных данных субъекта возможна без его согласия, в частности, когда обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. В рассматриваемом случае отказ от представления сведений по запросу по закону может привести к невозможности исполнения договора между банком и клиентом вследствие блокировки корреспондентского счета банка в долларах США. Согласно п. 4 ст. 12 Закона о персональных данных, трансграничная передача персональных данных возможна даже на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, и может осуществляться в случае исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных. Тем не менее в случае возникновения спора с клиентом существует риск признания такой передачи неправомерной, поскольку информация запрашивается третьим лицом, не являющимся стороной по договору банковского счета между банком и клиентом <22>. Кроме того, как было отмечено, персональные данные могут одновременно являться объектами банковской тайны, для которой установлен более жесткий режим передачи.
Статья: Направление работника в командировку за границу: вопросы, связанные с передачей персональных данных
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 10)В Федеральном законе от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) дано определение трансграничной передаче персональных данных. Это передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу (п. 11 ст. 3).
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 10)В Федеральном законе от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) дано определение трансграничной передаче персональных данных. Это передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу (п. 11 ст. 3).
Статья: Совершенствование уголовно-правовой охраны персональных данных (научно-практический комментарий к Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 30 ноября 2024 г. N 421-ФЗ)
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 6)В качестве средства дифференциации уголовной ответственности в ч. 4 ст. 272.1 УК РФ законодатель использовал факультативный признак места совершения преступления - деяния, сопряженные с трансграничной передачей компьютерной информации, содержащей персональные данные, и (или) трансграничным перемещением носителей информации, содержащих персональные данные. Понятие трансграничной передачи персональных данных, под которой понимается передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу, изложено в п. 11 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных". Трансграничная передача персональных данных регламентируется ст. 12 Федерального закона "О персональных данных" и допускается только в порядке, определяемом этим Законом, а также международными договорами Российской Федерации. Соответственно, все иные операции с перемещением персональных данных в виде компьютерной информации через государственную границу Российской Федерации, не предусмотренные законом или международным договором Российской Федерации, априори являются незаконными и влекут уголовную ответственность. Понятие трансграничного перемещения носителей информации, содержащих компьютерную информацию с персональными данными, дается в примечании 2 к ст. 272.1 УК РФ, особенностью которого является отнесение к такому перемещению не только вывоза с территории Российской Федерации, но и ввоза на территорию Российской Федерации таких носителей. Преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 272.1 УК РФ, отнесено к категории тяжких, наказывается безальтернативно лишением свободы на срок до восьми лет с двумя дополнительными наказаниями.
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 6)В качестве средства дифференциации уголовной ответственности в ч. 4 ст. 272.1 УК РФ законодатель использовал факультативный признак места совершения преступления - деяния, сопряженные с трансграничной передачей компьютерной информации, содержащей персональные данные, и (или) трансграничным перемещением носителей информации, содержащих персональные данные. Понятие трансграничной передачи персональных данных, под которой понимается передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу, изложено в п. 11 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных". Трансграничная передача персональных данных регламентируется ст. 12 Федерального закона "О персональных данных" и допускается только в порядке, определяемом этим Законом, а также международными договорами Российской Федерации. Соответственно, все иные операции с перемещением персональных данных в виде компьютерной информации через государственную границу Российской Федерации, не предусмотренные законом или международным договором Российской Федерации, априори являются незаконными и влекут уголовную ответственность. Понятие трансграничного перемещения носителей информации, содержащих компьютерную информацию с персональными данными, дается в примечании 2 к ст. 272.1 УК РФ, особенностью которого является отнесение к такому перемещению не только вывоза с территории Российской Федерации, но и ввоза на территорию Российской Федерации таких носителей. Преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 272.1 УК РФ, отнесено к категории тяжких, наказывается безальтернативно лишением свободы на срок до восьми лет с двумя дополнительными наказаниями.
Статья: Внесены изменения в порядок передачи персональных данных за границу
(Волкова М.Н.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- иностранное юридическое лицо, которому планируется трансграничная передача персональных данных, включено в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России;
(Волкова М.Н.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- иностранное юридическое лицо, которому планируется трансграничная передача персональных данных, включено в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России;
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 195: В соответствии с требованиями пункта 1 части 5 статьи 12 Федерального закона N 152-ФЗ <174> в рамках запроса сведений оператор обязан получить от органов власти иностранного государства, иностранных физических лиц, иностранных юридических лиц, которым планируется трансграничная передача персональных данных (далее - иностранные лица), сведения о принимаемых указанными иностранными лицами мерах по защите передаваемых персональных данных и об условиях прекращения их обработки.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 195: В соответствии с требованиями пункта 1 части 5 статьи 12 Федерального закона N 152-ФЗ <174> в рамках запроса сведений оператор обязан получить от органов власти иностранного государства, иностранных физических лиц, иностранных юридических лиц, которым планируется трансграничная передача персональных данных (далее - иностранные лица), сведения о принимаемых указанными иностранными лицами мерах по защите передаваемых персональных данных и об условиях прекращения их обработки.