Передача персональных данных в правоохранительные органы
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача персональных данных в правоохранительные органы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2023 по делу N 88-39487/2023 (УИД 23RS0011-01-2021-007455-33)
Категория спора: Кредит.
Требования займодавца: 1) О взыскании основного долга по кредитному договору; 2) О взыскании процентов за пользование кредитом.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик обязательства по спорному кредитному договору исполнил ненадлежащим образом.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 стало известно об оформлении кредита ДД.ММ.ГГГГ, после чего она обратилась в правоохранительные органы по факту совершения преступления, на основании которого было возбуждено уголовное дело, учитывал, что денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, предоставленные по кредитному договору, перечислены на карту, принадлежащую ФИО4, ввиду чего ответчик фактически денежные средства по указанному договору не получал, бесспорные доказательства, подтверждающие факт передачи именно ответчику суммы займа, а также получение им денежных средств, в материалы дела истцом не представлены, в связи с чем суд сделал вывод об использовании персональных данных истца в сети "Интернет" другим лицом и счел исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Категория спора: Кредит.
Требования займодавца: 1) О взыскании основного долга по кредитному договору; 2) О взыскании процентов за пользование кредитом.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик обязательства по спорному кредитному договору исполнил ненадлежащим образом.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 стало известно об оформлении кредита ДД.ММ.ГГГГ, после чего она обратилась в правоохранительные органы по факту совершения преступления, на основании которого было возбуждено уголовное дело, учитывал, что денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, предоставленные по кредитному договору, перечислены на карту, принадлежащую ФИО4, ввиду чего ответчик фактически денежные средства по указанному договору не получал, бесспорные доказательства, подтверждающие факт передачи именно ответчику суммы займа, а также получение им денежных средств, в материалы дела истцом не представлены, в связи с чем суд сделал вывод об использовании персональных данных истца в сети "Интернет" другим лицом и счел исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 27.07.2023 N 33-25364/2023 (УИД 23RS0011-01-2021-007455-33)
Категория спора: Кредит.
Требования заимодавца: 1) О взыскании основного долга по кредитному договору; 2) О взыскании процентов за пользование кредитом; 3) О взыскании комиссии; 4) О взыскании неустойки по кредитному договору.
Обстоятельства: Между сторонами был заключен кредитный договор. Истец ссылается на то, что в нарушение условий договора ответчик допускал просрочки.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ответчику стало известно об оформлении ей кредита ..., после чего она обратилась в правоохранительные органы по факту совершения преступления, возбуждено уголовное дело, денежные средства в размере 297 000 рублей, предоставленные по кредитному договору, перечислены на карту, принадлежащую ... 6, поэтому ответчик фактически денежные средства по указанному договору не получал, бесспорные доказательства, подтверждающие факт передачи именно ответчику суммы займа, а также получение ею денежных средств, в материалы дела истцом не представлены, в связи с чем суд сделал вывод об использовании персональных данных истца в сети "Интернет" другим лицом, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Категория спора: Кредит.
Требования заимодавца: 1) О взыскании основного долга по кредитному договору; 2) О взыскании процентов за пользование кредитом; 3) О взыскании комиссии; 4) О взыскании неустойки по кредитному договору.
Обстоятельства: Между сторонами был заключен кредитный договор. Истец ссылается на то, что в нарушение условий договора ответчик допускал просрочки.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ответчику стало известно об оформлении ей кредита ..., после чего она обратилась в правоохранительные органы по факту совершения преступления, возбуждено уголовное дело, денежные средства в размере 297 000 рублей, предоставленные по кредитному договору, перечислены на карту, принадлежащую ... 6, поэтому ответчик фактически денежные средства по указанному договору не получал, бесспорные доказательства, подтверждающие факт передачи именно ответчику суммы займа, а также получение ею денежных средств, в материалы дела истцом не представлены, в связи с чем суд сделал вывод об использовании персональных данных истца в сети "Интернет" другим лицом, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)7. Обработка персональных данных, обрабатываемых общественным объединением или религиозной организацией и относящихся к их членам (участникам), для достижения предусмотренных их учредительными документами законных целей также возможна без уведомления Роскомнадзора (п. 3 ч. 2 ст. 22). Однако лишь при условии, что такие персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных. К сожалению, закон не поясняет, является ли данное требование безусловным или касается лишь случаев, когда оператор не имеет права обрабатывать такие данные при отсутствии согласия субъекта на основании ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 или ст. 11 Закона о персональных данных. Представляется, что отсутствие письменного согласия субъекта на передачу персональных данных третьим лицам, сопровождающееся последующей передачей им таких данных, не всегда должно влечь необходимость подачи уведомления в Роскомнадзор, а лишь в тех случаях, когда соответствующая передача осуществляется по инициативе самого оператора. Вряд ли будет соответствовать целям данного положения возложение на него обязанности по предоставлению в Роскомнадзор уведомления лишь в силу того, что он передал в уполномоченные правоохранительные органы персональные данные члена своей общественной организации по его запросу.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)7. Обработка персональных данных, обрабатываемых общественным объединением или религиозной организацией и относящихся к их членам (участникам), для достижения предусмотренных их учредительными документами законных целей также возможна без уведомления Роскомнадзора (п. 3 ч. 2 ст. 22). Однако лишь при условии, что такие персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных. К сожалению, закон не поясняет, является ли данное требование безусловным или касается лишь случаев, когда оператор не имеет права обрабатывать такие данные при отсутствии согласия субъекта на основании ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 или ст. 11 Закона о персональных данных. Представляется, что отсутствие письменного согласия субъекта на передачу персональных данных третьим лицам, сопровождающееся последующей передачей им таких данных, не всегда должно влечь необходимость подачи уведомления в Роскомнадзор, а лишь в тех случаях, когда соответствующая передача осуществляется по инициативе самого оператора. Вряд ли будет соответствовать целям данного положения возложение на него обязанности по предоставлению в Роскомнадзор уведомления лишь в силу того, что он передал в уполномоченные правоохранительные органы персональные данные члена своей общественной организации по его запросу.
Статья: Amazon будет контролировать своих водителей умными камерами
(Виногорова С., Дученко О., Дячук М., Карпухин А.Е., Маннапов Р., Томилин И.)
("Трудовое право", 2021, N 9)При этом, как следует из разъяснений Роскомнадзора, если компания с помощью видеозаписей не будет впоследствии устанавливать личности изображенных на них людей, то письменное согласие работников на обработку их персональных данных не требуется. Но если планируется применять их как доказательства ненадлежащего исполнения работниками должностных обязанностей или совершения правонарушения для передачи в правоохранительные органы, то здесь уже будет устанавливаться личность провинившегося работника и, соответственно, будет осуществляться обработка биометрических персональных данных. Значит, работодателю придется заранее получить письменное согласие сотрудника на обработку персональных данных.
(Виногорова С., Дученко О., Дячук М., Карпухин А.Е., Маннапов Р., Томилин И.)
("Трудовое право", 2021, N 9)При этом, как следует из разъяснений Роскомнадзора, если компания с помощью видеозаписей не будет впоследствии устанавливать личности изображенных на них людей, то письменное согласие работников на обработку их персональных данных не требуется. Но если планируется применять их как доказательства ненадлежащего исполнения работниками должностных обязанностей или совершения правонарушения для передачи в правоохранительные органы, то здесь уже будет устанавливаться личность провинившегося работника и, соответственно, будет осуществляться обработка биометрических персональных данных. Значит, работодателю придется заранее получить письменное согласие сотрудника на обработку персональных данных.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"6) направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"6) направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;
Приказ ОАО "РЖД" от 20.10.2023 N 72
"Об обработке и обеспечении безопасности персональных данных в ОАО "РЖД"
(вместе с "Положением об обработке и обеспечении безопасности персональных данных в ОАО "РЖД")1) третьим лицам с целью предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных (например, передача персональных данных в учреждения здравоохранения);
"Об обработке и обеспечении безопасности персональных данных в ОАО "РЖД"
(вместе с "Положением об обработке и обеспечении безопасности персональных данных в ОАО "РЖД")1) третьим лицам с целью предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных (например, передача персональных данных в учреждения здравоохранения);
Статья: Биометрическая идентификация и права человека: демаркационная линия
(Афанасьев С.Д., Терещенко И.А., Яцкевич Д.А.)
("Закон", 2022, N 3)Масштаб рисков, с которыми связано нарушение базовых принципов обработки персональных данных при использовании технологий распознавания лиц, демонстрирует решение Савеловского районного суда Москвы по делу N 02а-577/19 <35>. Суть дела заключалась в обработке биометрических персональных данных административного истца без его письменного согласия оператором камер уличного видеонаблюдения в лице столичного Департамента информационных технологий (далее - ДИТ). В связи с отсутствием в действиях цели установления личности административного истца на видеозаписях, а следовательно, факта обработки биометрических персональных данных, в удовлетворении иска было отказано. При этом изображения с камер хранятся и обрабатываются в государственной информационной системе "Единый центр хранения и обработки данных" (далее - ЕЦХД), в которую как раз и планируется передача фотографий с портала mos.ru. Когда следственным органам требуется использовать ЕЦХД для поиска преступника, то они передают в ДИТ фото, с которым необходимо провести сравнение. В такой ситуации ДИТ выполняет функцию сравнения двух изображений человека (полученную с камер видеонаблюдения и предоставленную правоохранительным органом), но не производит идентификацию гражданина, поскольку не располагает их Ф.И.О. и иными персональными данными. По факту эту идентификацию производит ГУ МВД по г. Москве, которое следовало бы рассмотреть в качестве оператора персональных данных и оценить реализацию принципов минимизации и ограничения хранения используемых данных при их обработке. Пусть наличие публичного интереса порой и позволяет производить обработку персональных данных без согласия субъекта, но принципы подобной обработки все равно должны соблюдаться.
(Афанасьев С.Д., Терещенко И.А., Яцкевич Д.А.)
("Закон", 2022, N 3)Масштаб рисков, с которыми связано нарушение базовых принципов обработки персональных данных при использовании технологий распознавания лиц, демонстрирует решение Савеловского районного суда Москвы по делу N 02а-577/19 <35>. Суть дела заключалась в обработке биометрических персональных данных административного истца без его письменного согласия оператором камер уличного видеонаблюдения в лице столичного Департамента информационных технологий (далее - ДИТ). В связи с отсутствием в действиях цели установления личности административного истца на видеозаписях, а следовательно, факта обработки биометрических персональных данных, в удовлетворении иска было отказано. При этом изображения с камер хранятся и обрабатываются в государственной информационной системе "Единый центр хранения и обработки данных" (далее - ЕЦХД), в которую как раз и планируется передача фотографий с портала mos.ru. Когда следственным органам требуется использовать ЕЦХД для поиска преступника, то они передают в ДИТ фото, с которым необходимо провести сравнение. В такой ситуации ДИТ выполняет функцию сравнения двух изображений человека (полученную с камер видеонаблюдения и предоставленную правоохранительным органом), но не производит идентификацию гражданина, поскольку не располагает их Ф.И.О. и иными персональными данными. По факту эту идентификацию производит ГУ МВД по г. Москве, которое следовало бы рассмотреть в качестве оператора персональных данных и оценить реализацию принципов минимизации и ограничения хранения используемых данных при их обработке. Пусть наличие публичного интереса порой и позволяет производить обработку персональных данных без согласия субъекта, но принципы подобной обработки все равно должны соблюдаться.
Статья: О правовом обеспечении безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры банков и государственных структур
(Барков А.В., Киселев А.С.)
("Банковское право", 2022, N 4)Представляется, что рекомендации по совершенствованию российского законодательства (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <16>) будут способствовать повышению уровня информационной безопасности. Таким образом, предлагаем дополнить данный Федеральный закон статьей следующего содержания: "7.1 В целях обеспечения информационной безопасности в условиях угроз национальной безопасности органы государственной власти имеют право требовать от государственных информационных систем предоставления фотоизображений и иных биометрических данных граждан Российской Федерации для сбора, передачи и размещения в системах распознавания лиц в целях противодействия правонарушений и обеспечения общественного правопорядка в соответствии с федеральными законами, а также использования информации, являющейся результатом обработки биометрических персональных данных физического лица, содержащихся в единой биометрической системе, произведенной с использованием информационных технологий и технических средств". Данная мера позволит осуществлять сбор биометрических данных с различных открытых источников и формировать единую базу, доступ к которой смогут получить правоохранительные органы при наличии соответствующих оснований, к примеру в целях расследования преступления.
(Барков А.В., Киселев А.С.)
("Банковское право", 2022, N 4)Представляется, что рекомендации по совершенствованию российского законодательства (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <16>) будут способствовать повышению уровня информационной безопасности. Таким образом, предлагаем дополнить данный Федеральный закон статьей следующего содержания: "7.1 В целях обеспечения информационной безопасности в условиях угроз национальной безопасности органы государственной власти имеют право требовать от государственных информационных систем предоставления фотоизображений и иных биометрических данных граждан Российской Федерации для сбора, передачи и размещения в системах распознавания лиц в целях противодействия правонарушений и обеспечения общественного правопорядка в соответствии с федеральными законами, а также использования информации, являющейся результатом обработки биометрических персональных данных физического лица, содержащихся в единой биометрической системе, произведенной с использованием информационных технологий и технических средств". Данная мера позволит осуществлять сбор биометрических данных с различных открытых источников и формировать единую базу, доступ к которой смогут получить правоохранительные органы при наличии соответствующих оснований, к примеру в целях расследования преступления.
Статья: Пределы вмешательства уголовного права в сферу исследования генома человека
(Блинов А.Г., Лапунин М.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Проведенный в Великобритании, США, Канаде и Австралии глобальный опрос "Ваша ДНК, ваш ответ" вскрыл общественное мнение относительно готовности пожертвовать личными данными для использования другими, а также по поводу проблем, связанных с такой передачей. 15,9% опрошенных не желают пожертвовать свою ДНК и медицинскую информацию.
(Блинов А.Г., Лапунин М.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Проведенный в Великобритании, США, Канаде и Австралии глобальный опрос "Ваша ДНК, ваш ответ" вскрыл общественное мнение относительно готовности пожертвовать личными данными для использования другими, а также по поводу проблем, связанных с такой передачей. 15,9% опрошенных не желают пожертвовать свою ДНК и медицинскую информацию.
Статья: О некоторых особенностях получения цифровых доказательств в арабских странах на примере Объединенных Арабских Эмиратов и Королевства Бахрейн
(Волеводз А.Г., Цыплакова А.Д.)
("Российский следователь", 2025, N 1)В данном исследовании изучены механизмы получения цифровых доказательств, а также доказательств по делам о правонарушениях в области персональных данных с учетом специфики процесса в арабских странах на примере законодательства ОАЭ и Королевства Бахрейн. Регулирование в сфере свободных зон ОАЭ и защиты персональных данных Королевства Бахрейн допускает сбор доказательств уполномоченными с разрешения министра юстиции лицами и следственной комиссией при Управлении по защите персональных данных Королевства Бахрейн, что впоследствии может быть направлено в прокуратуру для возбуждения уголовного дела и расследования в рамках непосредственно уголовного процесса с учетом той базы, что была собрана в рамках административного процесса. Отмечаем, что допускается транснациональная передача информации напрямую юридическими лицами в правоохранительные органы, что способствует международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства.
(Волеводз А.Г., Цыплакова А.Д.)
("Российский следователь", 2025, N 1)В данном исследовании изучены механизмы получения цифровых доказательств, а также доказательств по делам о правонарушениях в области персональных данных с учетом специфики процесса в арабских странах на примере законодательства ОАЭ и Королевства Бахрейн. Регулирование в сфере свободных зон ОАЭ и защиты персональных данных Королевства Бахрейн допускает сбор доказательств уполномоченными с разрешения министра юстиции лицами и следственной комиссией при Управлении по защите персональных данных Королевства Бахрейн, что впоследствии может быть направлено в прокуратуру для возбуждения уголовного дела и расследования в рамках непосредственно уголовного процесса с учетом той базы, что была собрана в рамках административного процесса. Отмечаем, что допускается транснациональная передача информации напрямую юридическими лицами в правоохранительные органы, что способствует международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства.
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Осенью 2019 г. Савеловский районный суд г. Москвы отказал А.В. Поповой в удовлетворении ее требований признать незаконными действия Департамента информационных технологий ГУ МВД России по применению технологии распознавания лиц в "Городской системе видеонаблюдения", построенной на базе ГИС ЕЦХД, обязать административных ответчиков не применять технологии распознавания лиц в "Городской системе видеонаблюдения", построенной на базе ГИС ЕЦХД, обязать удалить ее биометрические персональные данные из базы данных изображений гражданина. В мотивировочной части решения суд указал, что "Департамент не проводит мероприятий, направленных на установление личности конкретного гражданина. В ЕЦХД отсутствуют персональные данные граждан (Ф.И.О. и пр.), а также биометрические персональные данные (радужная оболочка глаз, рост, вес и пр.), которые необходимы для установления личности гражданина. Алгоритм распознавания лиц, используемый в ЕЦХД, сравнивает изображение, поступающее в ЕЦХД с видеокамер, с фотографией, предоставленной правоохранительным органом. В процессе обработки соответствующих изображений происходит их сравнение на наличие/отсутствие совпадений. Департаменту не передаются персональные данные (Ф.И.О. и пр.) искомых лиц, поскольку у Департамента нет технической и юридической возможности осуществлять их сопоставление. Таким образом, при отсутствии процедуры идентификации личности видеоизображения граждан не могут считаться биометрическими персональными данными. Соответственно, отсутствует необходимость получать письменное согласие гражданина на обработку биометрических персональных данных" <3>.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Осенью 2019 г. Савеловский районный суд г. Москвы отказал А.В. Поповой в удовлетворении ее требований признать незаконными действия Департамента информационных технологий ГУ МВД России по применению технологии распознавания лиц в "Городской системе видеонаблюдения", построенной на базе ГИС ЕЦХД, обязать административных ответчиков не применять технологии распознавания лиц в "Городской системе видеонаблюдения", построенной на базе ГИС ЕЦХД, обязать удалить ее биометрические персональные данные из базы данных изображений гражданина. В мотивировочной части решения суд указал, что "Департамент не проводит мероприятий, направленных на установление личности конкретного гражданина. В ЕЦХД отсутствуют персональные данные граждан (Ф.И.О. и пр.), а также биометрические персональные данные (радужная оболочка глаз, рост, вес и пр.), которые необходимы для установления личности гражданина. Алгоритм распознавания лиц, используемый в ЕЦХД, сравнивает изображение, поступающее в ЕЦХД с видеокамер, с фотографией, предоставленной правоохранительным органом. В процессе обработки соответствующих изображений происходит их сравнение на наличие/отсутствие совпадений. Департаменту не передаются персональные данные (Ф.И.О. и пр.) искомых лиц, поскольку у Департамента нет технической и юридической возможности осуществлять их сопоставление. Таким образом, при отсутствии процедуры идентификации личности видеоизображения граждан не могут считаться биометрическими персональными данными. Соответственно, отсутствует необходимость получать письменное согласие гражданина на обработку биометрических персональных данных" <3>.
Статья: Успешная схема мошенников по отъему жилья без нашего участия
(Тарасенко И.М.)
("Жилищное право", 2025, N 3)Эксперты, опрошенные "Росбалтом", считают, что самозапрет не сильно поможет в ситуации, когда злоумышленники получают доступ к персональным данным. Ничто не помешает им точно так же взломать сайты МФО, банков и БКИ, чтобы отменить самозапрет. А в случае с теми, кто поддается на уговоры мошенников и передает им платежные и паспортные данные, сделать это будет еще проще. Гораздо важнее создать эффективные механизмы для того, чтобы люди могли легко оспорить кредит, оформленный мошенниками, а правоохранительные органы - расследовать такие дела.
(Тарасенко И.М.)
("Жилищное право", 2025, N 3)Эксперты, опрошенные "Росбалтом", считают, что самозапрет не сильно поможет в ситуации, когда злоумышленники получают доступ к персональным данным. Ничто не помешает им точно так же взломать сайты МФО, банков и БКИ, чтобы отменить самозапрет. А в случае с теми, кто поддается на уговоры мошенников и передает им платежные и паспортные данные, сделать это будет еще проще. Гораздо важнее создать эффективные механизмы для того, чтобы люди могли легко оспорить кредит, оформленный мошенниками, а правоохранительные органы - расследовать такие дела.
Статья: Новые законодательные меры по защите персональных данных
(Солдатова В.И.)
("Право и экономика", 2023, N 3)Требуют законодательного уточнения вопросы трансграничной передачи персональных данных граждан Российской Федерации, их обработки иностранными органами власти, юридическими лицами, а также определение мер защиты персональных данных на территории нашей страны и на территории иностранных государств.
(Солдатова В.И.)
("Право и экономика", 2023, N 3)Требуют законодательного уточнения вопросы трансграничной передачи персональных данных граждан Российской Федерации, их обработки иностранными органами власти, юридическими лицами, а также определение мер защиты персональных данных на территории нашей страны и на территории иностранных государств.
Статья: Стратегия борьбы с киберпреступностью: должное и сущее
(Скобликов П.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Субботним утром, 28 сентября 2024 г., на мобильный телефон гражданина П. поступил звонок с неизвестного ему номера с префиксом 918 <26>. Звонивший обратился к П. по имени-отчеству, а сам представился Беловым А.В., работником АО "Мосэнергосбыт". Белов (будем называть его так) известил, что в доме по месту жительства П. производится бесплатная ("по федеральной программе") замена действующих индивидуальных электросчетчиков на трехтарифные. Для этого необходимо выбрать подходящий день и время, чтобы принять работника "Мосэнергосбыта". Затем Белов попросил записать номер электросчетчика, который будет доставлен и подключен <27>. После этого он сообщил, что будет оформлен договор на установку электросчетчика, огласил дату рождения П. (привел ее точно) <28>, и заявил, что, помимо имеющихся данных, гражданин должен указать свой СНИЛС. На вопрос "зачем?" Белов ответил, что новый счетчик будет оснащен сим-картой для автоматической передачи данных <29>, поэтому нужны дополнительные персональные данные.
(Скобликов П.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Субботним утром, 28 сентября 2024 г., на мобильный телефон гражданина П. поступил звонок с неизвестного ему номера с префиксом 918 <26>. Звонивший обратился к П. по имени-отчеству, а сам представился Беловым А.В., работником АО "Мосэнергосбыт". Белов (будем называть его так) известил, что в доме по месту жительства П. производится бесплатная ("по федеральной программе") замена действующих индивидуальных электросчетчиков на трехтарифные. Для этого необходимо выбрать подходящий день и время, чтобы принять работника "Мосэнергосбыта". Затем Белов попросил записать номер электросчетчика, который будет доставлен и подключен <27>. После этого он сообщил, что будет оформлен договор на установку электросчетчика, огласил дату рождения П. (привел ее точно) <28>, и заявил, что, помимо имеющихся данных, гражданин должен указать свой СНИЛС. На вопрос "зачем?" Белов ответил, что новый счетчик будет оснащен сим-картой для автоматической передачи данных <29>, поэтому нужны дополнительные персональные данные.
Статья: Цифровое рейдерство: методы, способы защиты и ответственность
(Петровская О.Ю.)
("Юрист", 2025, N 3)2. Договорные обязательства: заключение с контрагентами и партнерами договоров, предусматривающих положения о защите персональных данных и цифровой идентичности, а также ответственность за их нарушение.
(Петровская О.Ю.)
("Юрист", 2025, N 3)2. Договорные обязательства: заключение с контрагентами и партнерами договоров, предусматривающих положения о защите персональных данных и цифровой идентичности, а также ответственность за их нарушение.
Статья: О влиянии цифровых технологий на правопорядок в избирательном процессе
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Несомненно, на первом месте при выборе любой системы голосования в России в силу ст. 2 и 18 Конституции РФ должны быть интересы избирателей. Но удобство и существенная экономия времени избирателей при ДЭГ сочетаются с необходимостью зарегистрироваться на сайте Госуслуг. Данная транзакция предполагает передачу персональных данных избирателей. Их связь с последующими действиями избирателя по заполнению электронного избирательного бюллетеня при желании можно определить вместе с его волеизъявлением, зафиксированным в электронном избирательном бюллетене. Если на избирательном участке обеспечивается защита избирательных прав посредством деятельности членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, правоохранительных органов, камер видеонаблюдения, то на дистанционном голосовании гарантировать защиту избирателя от какого-либо принуждения не представляется возможным. Сложно отследить и факт личного голосования избирателя, поскольку ввести логин и пароль, иным образом проголосовать через его персональный компьютер может посторонний человек при наличии необходимой идентифицирующей информации <6>.
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Несомненно, на первом месте при выборе любой системы голосования в России в силу ст. 2 и 18 Конституции РФ должны быть интересы избирателей. Но удобство и существенная экономия времени избирателей при ДЭГ сочетаются с необходимостью зарегистрироваться на сайте Госуслуг. Данная транзакция предполагает передачу персональных данных избирателей. Их связь с последующими действиями избирателя по заполнению электронного избирательного бюллетеня при желании можно определить вместе с его волеизъявлением, зафиксированным в электронном избирательном бюллетене. Если на избирательном участке обеспечивается защита избирательных прав посредством деятельности членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, правоохранительных органов, камер видеонаблюдения, то на дистанционном голосовании гарантировать защиту избирателя от какого-либо принуждения не представляется возможным. Сложно отследить и факт личного голосования избирателя, поскольку ввести логин и пароль, иным образом проголосовать через его персональный компьютер может посторонний человек при наличии необходимой идентифицирующей информации <6>.