Передача имущества в муниципальную собственность налогообложение
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача имущества в муниципальную собственность налогообложение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 146 "Объект налогообложения" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению отдела по управлению муниципальным имуществом, передача муниципального имущества в аренду относится к исключительным полномочиям, возложенным на органы местного самоуправления, и не признается объектом налогообложения, поэтому у него отсутствует обязанность уплачивать в бюджет НДС.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению отдела по управлению муниципальным имуществом, передача муниципального имущества в аренду относится к исключительным полномочиям, возложенным на органы местного самоуправления, и не признается объектом налогообложения, поэтому у него отсутствует обязанность уплачивать в бюджет НДС.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Переход права собственности на автомобиль по договору купли-продажи и постановка на регистрационный учет
(КонсультантПлюс, 2025)...в собственности муниципального образования... находилось транспортное средство - автобус... которое по договору купли-продажи движимого имущества... было им отчуждено обществу... и 28.02.2020 передано последнему по акту приема-передачи.
(КонсультантПлюс, 2025)...в собственности муниципального образования... находилось транспортное средство - автобус... которое по договору купли-продажи движимого имущества... было им отчуждено обществу... и 28.02.2020 передано последнему по акту приема-передачи.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каков порядок налогообложения участников региональных инвестиционных проектов?
(Консультация эксперта, Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, 2025)ко всей налоговой базе в случае, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, составляют не менее 90% всех доходов (без учета доходов в виде положительной курсовой разницы, предусмотренных п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ, и доходов в виде субсидий, признаваемых в порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав));
(Консультация эксперта, Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, 2025)ко всей налоговой базе в случае, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, составляют не менее 90% всех доходов (без учета доходов в виде положительной курсовой разницы, предусмотренных п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ, и доходов в виде субсидий, признаваемых в порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав));
Вопрос: Об определении налогоплательщиками, применяющими УСН, величины доходов в целях освобождения от НДС с 01.01.2025.
(Письмо Минфина России от 05.05.2025 N 03-07-07/44847)При определении величины доходов, указанной в абзацах четвертом и пятом пункта 1 статьи 145 Кодекса, не учитываются доходы в виде положительной курсовой разницы, предусмотренные пунктом 11 части второй статьи 250 Кодекса, и доходы в виде субсидий, признаваемые в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав).
(Письмо Минфина России от 05.05.2025 N 03-07-07/44847)При определении величины доходов, указанной в абзацах четвертом и пятом пункта 1 статьи 145 Кодекса, не учитываются доходы в виде положительной курсовой разницы, предусмотренные пунктом 11 части второй статьи 250 Кодекса, и доходы в виде субсидий, признаваемые в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 N 13-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"5. Таким образом, подпункт 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, он предполагает необходимость исключения налогоплательщиком - государственным (муниципальным) унитарным предприятием из состава амортизируемого имущества - для целей начисления и уплаты налога на прибыль организации - объектов государственной (муниципальной) собственности, приобретенных (созданных) собственником в результате осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений и переданных ему в хозяйственное ведение (оперативное управление), на основе решений органов публичной власти, только при условии, что из таких решений явным и недвусмысленным образом следует, что бюджетные средства расходовались на конкретные объекты именно для целей пополнения имущества унитарного предприятия и только в той части стоимости имущества, в какой в его создании не были использованы средства самого унитарного предприятия.
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"5. Таким образом, подпункт 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, он предполагает необходимость исключения налогоплательщиком - государственным (муниципальным) унитарным предприятием из состава амортизируемого имущества - для целей начисления и уплаты налога на прибыль организации - объектов государственной (муниципальной) собственности, приобретенных (созданных) собственником в результате осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений и переданных ему в хозяйственное ведение (оперативное управление), на основе решений органов публичной власти, только при условии, что из таких решений явным и недвусмысленным образом следует, что бюджетные средства расходовались на конкретные объекты именно для целей пополнения имущества унитарного предприятия и только в той части стоимости имущества, в какой в его создании не были использованы средства самого унитарного предприятия.
Решение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"9. Определением от 18 июля 2017 года N 1447-О Конституционный Суд выявил смысл положений части 3 статьи 9 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"9. Определением от 18 июля 2017 года N 1447-О Конституционный Суд выявил смысл положений части 3 статьи 9 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Вопрос: Об НДС при реализации ИП, применяющим УСН и не освобожденным от обязанностей плательщика НДС, жилых домов с 01.01.2025.
(Письмо Минфина России от 17.03.2025 N 03-07-07/25797)Что касается величины доходов, не превышающей в совокупности 60 млн рублей, то согласно пункту 1 статьи 145 Кодекса при определении данной величины доходов не учитываются доходы в виде положительной курсовой разницы, предусмотренные пунктом 11 части второй статьи 250 Кодекса, и доходы в виде субсидий, признаваемые в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав).
(Письмо Минфина России от 17.03.2025 N 03-07-07/25797)Что касается величины доходов, не превышающей в совокупности 60 млн рублей, то согласно пункту 1 статьи 145 Кодекса при определении данной величины доходов не учитываются доходы в виде положительной курсовой разницы, предусмотренные пунктом 11 части второй статьи 250 Кодекса, и доходы в виде субсидий, признаваемые в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав).
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Налоговый орган установил, что администрацией муниципального образования с операции по передаче в аренду муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, не исчислен и не перечислен в бюджет НДС. По мнению налогоплательщика, так как передача муниципального имущества в аренду относится к исключительным полномочиям, возложенным на органы местного самоуправления, и на основании статьи 146 НК РФ не признается объектом налогообложения, у налогоплательщика отсутствует обязанность исчислять и уплачивать в бюджет НДС. Суд пришел к выводу о наличии обязанности по исчислению и уплате НДС в силу пункта 3 статьи 161 НК РФ, поскольку при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению НДС в данном случае возложена на налогоплательщика как лицо, реализующее имущество.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Налоговый орган установил, что администрацией муниципального образования с операции по передаче в аренду муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, не исчислен и не перечислен в бюджет НДС. По мнению налогоплательщика, так как передача муниципального имущества в аренду относится к исключительным полномочиям, возложенным на органы местного самоуправления, и на основании статьи 146 НК РФ не признается объектом налогообложения, у налогоплательщика отсутствует обязанность исчислять и уплачивать в бюджет НДС. Суд пришел к выводу о наличии обязанности по исчислению и уплате НДС в силу пункта 3 статьи 161 НК РФ, поскольку при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению НДС в данном случае возложена на налогоплательщика как лицо, реализующее имущество.
Вопрос: Как оформить и учесть безвозмездную передачу основного средства бюджетному учреждению?
(Консультация эксперта, 2025)Кроме того, в состав расходов по налогу на прибыль можно включить стоимость безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (возвращенного в рамках концессионного соглашения), финансирование которого осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ. Расходы принимаются в пределах величины доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ (пп. 19.7 п. 1 ст. 265 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Кроме того, в состав расходов по налогу на прибыль можно включить стоимость безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (возвращенного в рамках концессионного соглашения), финансирование которого осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ. Расходы принимаются в пределах величины доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ (пп. 19.7 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Вопрос: О применении с 01.01.2025 ставок НДС организацией, применяющей УСН и получившей доход по итогам 2024 г. в размере 260 млн руб., и коэффициента-дефлятора к лимитам по доходам по УСН в целях НДС.
(Письмо Минфина России от 06.12.2024 N 03-07-11/123249)Учитывая изложенное, если у организации, применяющей УСН в 2024 году, за этот календарный год сумма доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса (без учета доходов в виде положительной курсовой разницы, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса, и доходов в виде субсидий, признаваемых в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав)), превысит 250 млн рублей, такая организация в случае применения УСН в 2025 году вправе при реализации в этом календарном году товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС, применять налоговую ставку в размере 7 процентов.
(Письмо Минфина России от 06.12.2024 N 03-07-11/123249)Учитывая изложенное, если у организации, применяющей УСН в 2024 году, за этот календарный год сумма доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса (без учета доходов в виде положительной курсовой разницы, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса, и доходов в виде субсидий, признаваемых в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав)), превысит 250 млн рублей, такая организация в случае применения УСН в 2025 году вправе при реализации в этом календарном году товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС, применять налоговую ставку в размере 7 процентов.
Готовое решение: Какой предельный размер дохода установлен для УСН
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы сравнить доходы с предельным значением, посчитайте все доходы, учитываемые для налога на прибыль. Не включайте в расчет такие доходы (п. 2 ст. 346.12 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы сравнить доходы с предельным значением, посчитайте все доходы, учитываемые для налога на прибыль. Не включайте в расчет такие доходы (п. 2 ст. 346.12 НК РФ):
Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль участниками РИП.
(Письмо Минфина России от 06.03.2025 N 03-03-06/1/21917)В частности, согласно абзацу второму пункта 1 статьи 284.3 НК РФ участник РИП, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ, вправе применять пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций ко всей налоговой базе, определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ, в случае, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого установлен статус РИП, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 НК РФ (без учета доходов в виде положительной курсовой разницы, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 НК РФ, и доходов в виде субсидий, признаваемых в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав)).
(Письмо Минфина России от 06.03.2025 N 03-03-06/1/21917)В частности, согласно абзацу второму пункта 1 статьи 284.3 НК РФ участник РИП, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ, вправе применять пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций ко всей налоговой базе, определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ, в случае, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого установлен статус РИП, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 НК РФ (без учета доходов в виде положительной курсовой разницы, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 НК РФ, и доходов в виде субсидий, признаваемых в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав)).
Вопрос: Об уплате с 01.01.2025 НДС индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН.
(Письмо Минфина России от 12.08.2024 N 03-07-11/75253)При этом установлено, что при определении указанной величины доходов не учитываются доходы в виде положительной курсовой разницы, предусмотренные пунктом 11 части второй статьи 250 Кодекса, и доходы в виде субсидий, признаваемые в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав).
(Письмо Минфина России от 12.08.2024 N 03-07-11/75253)При этом установлено, что при определении указанной величины доходов не учитываются доходы в виде положительной курсовой разницы, предусмотренные пунктом 11 части второй статьи 250 Кодекса, и доходы в виде субсидий, признаваемые в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав).
Вопрос: Об определении суммы дохода в целях освобождения от НДС при продаже жилых домов и земельных участков ИП, применяющим УСН, и составлении счетов-фактур при заключении договоров их купли-продажи.
(Письмо Минфина России от 23.12.2024 N 03-07-11/130125)При определении величины доходов, не превышающей в совокупности 60 млн рублей, не учитываются доходы в виде положительной курсовой разницы, предусмотренные пунктом 11 части второй статьи 250 Кодекса, и доходы в виде субсидий, признаваемые в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав).
(Письмо Минфина России от 23.12.2024 N 03-07-11/130125)При определении величины доходов, не превышающей в совокупности 60 млн рублей, не учитываются доходы в виде положительной курсовой разницы, предусмотренные пунктом 11 части второй статьи 250 Кодекса, и доходы в виде субсидий, признаваемые в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав).
Вопрос: Об определении организацией, применяющей УСН и осуществляющей облагаемые и не облагаемые НДС операции, величины доходов в целях освобождения от НДС с 01.01.2025.
(Письмо Минфина России от 14.11.2024 N 03-07-11/112748)При определении величины доходов, не превышающей в совокупности 60 миллионов рублей, не учитываются доходы в виде положительной курсовой разницы, предусмотренные пунктом 11 части второй статьи 250 Кодекса, и доходы в виде субсидий, признаваемые в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав).
(Письмо Минфина России от 14.11.2024 N 03-07-11/112748)При определении величины доходов, не превышающей в совокупности 60 миллионов рублей, не учитываются доходы в виде положительной курсовой разницы, предусмотренные пунктом 11 части второй статьи 250 Кодекса, и доходы в виде субсидий, признаваемые в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав).
Статья: Участие колхозов в аграрном комплексе России: история и современная практика
(Усанова В.А., Кайль Я.Я.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Например, прокурор в интересах местной администрации может обратиться в суд в случаях неиспользования сельскохозяйственных угодий и фактического отсутствия собственника. Подобная ситуация была разрешена в 2020 г. в Ярославской области. Прокурор в иске указал, что после умершего имеется земельная доля (пай) в размере 9,3 га в СПК "Страна Советов", но наследников у него нет. Решением Некоузского районного суда Ярославской области от 29 сентября 2020 г. по делу N 2-191/2020 требования прокурора были удовлетворены. Суд мотивировал их тем, что при неоформлении надлежащим образом земли не вносятся платежи, такие как земельный налог, арендная плата. Это отражается, во-первых, в недополучении бюджетом средств, а во-вторых, в неисполнении органом муниципальной власти своих полномочий. Наличие невостребованного земельного участка, принадлежащего умершему собственнику, нарушает интересы соответственно Российской Федерации в целом и сельского поселения в частности. Таким образом, фактически выморочное имущество передается решением суда в собственность муниципального образования.
(Усанова В.А., Кайль Я.Я.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Например, прокурор в интересах местной администрации может обратиться в суд в случаях неиспользования сельскохозяйственных угодий и фактического отсутствия собственника. Подобная ситуация была разрешена в 2020 г. в Ярославской области. Прокурор в иске указал, что после умершего имеется земельная доля (пай) в размере 9,3 га в СПК "Страна Советов", но наследников у него нет. Решением Некоузского районного суда Ярославской области от 29 сентября 2020 г. по делу N 2-191/2020 требования прокурора были удовлетворены. Суд мотивировал их тем, что при неоформлении надлежащим образом земли не вносятся платежи, такие как земельный налог, арендная плата. Это отражается, во-первых, в недополучении бюджетом средств, а во-вторых, в неисполнении органом муниципальной власти своих полномочий. Наличие невостребованного земельного участка, принадлежащего умершему собственнику, нарушает интересы соответственно Российской Федерации в целом и сельского поселения в частности. Таким образом, фактически выморочное имущество передается решением суда в собственность муниципального образования.