Передача имущества в казну муниципального обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача имущества в казну муниципального обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Управление и распоряжение муниципальным имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)...дизельные электростанции и электроагрегаты... относятся к имуществу казны муниципального образования... района и подлежат передаче ему в безвозмездное пользование согласно постановлению администрации района... однако... договор безвозмездного пользования... не заключен.
(КонсультантПлюс, 2025)...дизельные электростанции и электроагрегаты... относятся к имуществу казны муниципального образования... района и подлежат передаче ему в безвозмездное пользование согласно постановлению администрации района... однако... договор безвозмездного пользования... не заключен.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Учет имущества государственной (муниципальной) казны
(КонсультантПлюс, 2025)...счетная палата пришла к заключению, что данные факты не способствуют надлежащему учету муниципального имущества, которое составляет казну муниципального образования...
(КонсультантПлюс, 2025)...счетная палата пришла к заключению, что данные факты не способствуют надлежащему учету муниципального имущества, которое составляет казну муниципального образования...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О налоге на прибыль и НДС при безвозмездной передаче недвижимого имущества в казну субъекта или муниципального образования РФ.
(Письмо Минфина России от 08.08.2024 N 03-03-05/74414)Вопрос: О налоге на прибыль и НДС при безвозмездной передаче недвижимого имущества в казну субъекта или муниципального образования РФ.
(Письмо Минфина России от 08.08.2024 N 03-03-05/74414)Вопрос: О налоге на прибыль и НДС при безвозмездной передаче недвижимого имущества в казну субъекта или муниципального образования РФ.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяются ли нормы о возмещении стоимости неотделимых улучшений после прекращения договора аренды к отношениям по недействительному договору купли-продажи, покупатель по которому произвел неотделимые улучшения переданного ему имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.06.2009 по делу N А60-8652/2009-С12 по иску прокурора Свердловской области к предприятию "Жилкомсервис", обществу "Гавань" признан недействительным (ничтожным) договор купли-продажи недвижимого имущества от 22.02.2007 N 6, на общество "Гавань" возложена обязанность передать предприятию "Жилкомсервис" указанное здание, за счет казны муниципального образования "Город Ирбит" в пользу общества "Гавань" взыскано 211 864 руб.
Применяются ли нормы о возмещении стоимости неотделимых улучшений после прекращения договора аренды к отношениям по недействительному договору купли-продажи, покупатель по которому произвел неотделимые улучшения переданного ему имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.06.2009 по делу N А60-8652/2009-С12 по иску прокурора Свердловской области к предприятию "Жилкомсервис", обществу "Гавань" признан недействительным (ничтожным) договор купли-продажи недвижимого имущества от 22.02.2007 N 6, на общество "Гавань" возложена обязанность передать предприятию "Жилкомсервис" указанное здание, за счет казны муниципального образования "Город Ирбит" в пользу общества "Гавань" взыскано 211 864 руб.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Решением антимонопольного органа уполномоченный орган муниципального образования (далее - администрация) признан допустившим нарушение п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в передаче объектов электро- и теплоснабжения в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия без проведения конкурса. Администрации выдано предписание о принятии мер по возврату спорного имущества в казну муниципального образования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Решением антимонопольного органа уполномоченный орган муниципального образования (далее - администрация) признан допустившим нарушение п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в передаче объектов электро- и теплоснабжения в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия без проведения конкурса. Администрации выдано предписание о принятии мер по возврату спорного имущества в казну муниципального образования.
"Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам"
(Подписан в г. Москве 03.10.2022)
(ред. от 20.09.2024)
(вместе с <Нотой> МИД России от 30.12.2022 N 22722/2дснг)87) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории "Сириус" (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, в казну федеральной территории "Сириус";
(Подписан в г. Москве 03.10.2022)
(ред. от 20.09.2024)
(вместе с <Нотой> МИД России от 30.12.2022 N 22722/2дснг)87) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории "Сириус" (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, в казну федеральной территории "Сириус";
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586 сообщается, что согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586 сообщается, что согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)<1> Объекты государственной и муниципальной собственности делятся на две категории: 1) имущество, не закрепленное за юридическими лицами и составляющее казну государства (муниципального образования), например, бюджетные средства, земли общего пользования; 2) имущество, закрепленное за юридическими лицами на ПХВ, ПОУ или ином ограниченном вещном праве.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)<1> Объекты государственной и муниципальной собственности делятся на две категории: 1) имущество, не закрепленное за юридическими лицами и составляющее казну государства (муниципального образования), например, бюджетные средства, земли общего пользования; 2) имущество, закрепленное за юридическими лицами на ПХВ, ПОУ или ином ограниченном вещном праве.
Вопрос: Организация - субъект МСП на ОСН выкупает арендуемую муниципальную недвижимость с рассрочкой на семь лет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ. Нужно ли ей заполнять разд. 7 декларации по НДС? Если да, то за какой период?
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Пунктом 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ установлен особый порядок определения налоговой базы по НДС при реализации (передаче) на территории РФ муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Налоговая база по НДС при такой реализации (передаче) определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Пунктом 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ установлен особый порядок определения налоговой базы по НДС при реализации (передаче) на территории РФ муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Налоговая база по НДС при такой реализации (передаче) определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Статья: Вещные права в Гражданском кодексе Российской Федерации
(Демидова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)Не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями имущество составляет казну соответствующих публично-правовых образований. Казна Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований состоит из средств соответствующих бюджетов и иного государственного и муниципального имущества. Средства государственной и муниципальной казны в целом и бюджетные средства в первую очередь являются объектом взыскания кредиторов по обязательствам публичных собственников. За счет бюджетных средств осуществляется субсидиарная ответственность государства и муниципальных образований по обязательствам созданных ими казенных предприятий и учреждений.
(Демидова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)Не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями имущество составляет казну соответствующих публично-правовых образований. Казна Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований состоит из средств соответствующих бюджетов и иного государственного и муниципального имущества. Средства государственной и муниципальной казны в целом и бюджетные средства в первую очередь являются объектом взыскания кредиторов по обязательствам публичных собственников. За счет бюджетных средств осуществляется субсидиарная ответственность государства и муниципальных образований по обязательствам созданных ими казенных предприятий и учреждений.
Вопрос: Организация приобрела ж/д вагоны по контракту, заключенному с Минобороны России, с целью дальнейшей перепродажи. Цена вагонов, указанная в контракте, включает сумму НДС. Обязана ли организация при перечислении оплаты удержать НДС в качестве налогового агента?
(Консультация эксперта, 2024)В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории "Сириус", налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
(Консультация эксперта, 2024)В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории "Сириус", налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<1> В соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, в случае приобретения муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, покупатели указанного имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают (Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<1> В соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, в случае приобретения муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, покупатели указанного имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают (Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586).
Вопрос: ИП собирается приобрести нежилое помещение, которое находится в муниципальной собственности. Данное помещение не будет использоваться в предпринимательской деятельности. Может ли ИП не уплачивать НДС в качестве налогового агента при приобретении нежилого помещения?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: При реализации (передаче) на территории РФ, в частности, муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (абз. 4 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ).
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: При реализации (передаче) на территории РФ, в частности, муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (абз. 4 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ).
Статья: Практика разрешения споров о передаче (возврате) социально значимых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность и споров, связанных с выплатой компенсации за такой возврат
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Данные объекты выставлялись конкурсным управляющим на торги, но не были реализованы, в связи с чем впоследствии переданы администрации в казну муниципального образования по акту приема-передачи нереализованного имущества должника от 10.05.2018.
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Данные объекты выставлялись конкурсным управляющим на торги, но не были реализованы, в связи с чем впоследствии переданы администрации в казну муниципального образования по акту приема-передачи нереализованного имущества должника от 10.05.2018.
Статья: Особенности определения базы по НДС налоговыми агентами
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)При реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории "Сириус", налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) данного имущества с учетом налога (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества.
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)При реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории "Сириус", налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) данного имущества с учетом налога (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества.