Передача имущества из казны муп
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача имущества из казны муп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024 N 18АП-17937/2023 по делу N А76-7153/2017
Требование: Об отмене определения об отказе в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.При этом, доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация предпринимает действия, направленные на исполнение судебного акта, в том числе: разработка проекта трехстороннего соглашения по передаче имущества в казну; создание инвентаризационной комиссии; инвентаризация подлежащего передаче в казну муниципалитета имущества; направление письма на имя Губернатора Челябинской области о выделении МУП "ПОВВ" денежных средств, не принимаются во внимание, поскольку не свидетельствуют о наличии оснований для предоставления отсрочки - невозможности исполнения судебного акта.
Требование: Об отмене определения об отказе в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.При этом, доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация предпринимает действия, направленные на исполнение судебного акта, в том числе: разработка проекта трехстороннего соглашения по передаче имущества в казну; создание инвентаризационной комиссии; инвентаризация подлежащего передаче в казну муниципалитета имущества; направление письма на имя Губернатора Челябинской области о выделении МУП "ПОВВ" денежных средств, не принимаются во внимание, поскольку не свидетельствуют о наличии оснований для предоставления отсрочки - невозможности исполнения судебного акта.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Передача и принятие имущества в казну
(КонсультантПлюс, 2025)...Департамент... уведомил МУП... о том, что вопрос об изъятии имущества в казну городского округа... не может быть разрешен до решения Управлением дорог вопроса об определении организации, которая будет осуществлять мероприятия по транспортной безопасности в отношении данного имущества. ...Указанные автомобильные дороги и развязки... переданы в хозяйственное ведение МУП... для обеспечения технически исправного состояния и безопасности движения.
(КонсультантПлюс, 2025)...Департамент... уведомил МУП... о том, что вопрос об изъятии имущества в казну городского округа... не может быть разрешен до решения Управлением дорог вопроса об определении организации, которая будет осуществлять мероприятия по транспортной безопасности в отношении данного имущества. ...Указанные автомобильные дороги и развязки... переданы в хозяйственное ведение МУП... для обеспечения технически исправного состояния и безопасности движения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты отказа от права оперативного управления
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 3)В соответствии с действующим законодательством (ст. 296 ГК РФ) казенным организациям предоставлено право оперативного управления имуществом, которое закреплено за ними. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право на имущество, закрепленное собственником (казной) за унитарным предприятием на праве оперативного управления, возникает с момента передачи имущества. Управляющие владеют, пользуются переданным им имуществом в пределах, которые определяет Гражданский кодекс РФ, федеральное законодательство, в соответствии с целями своей уставной деятельности, а также назначением данного имущества, равно как распоряжаются им с согласия собственника, который полномочен изъять лишнее, не используемое, либо неправильно используемое имущество, которое закреплено им за казенной организацией или приобретено ею на средства собственника. Положения ст. 296 ГК РФ не редактировались с 2010 г. <3>, что вроде бы должно свидетельствовать о том, что норма относительно устоялась и проблемы правоприменения если и есть, то не критичны. Вместе с тем нерешенными остаются многие вопросы, которые порождают неоднозначную судебную практику.
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 3)В соответствии с действующим законодательством (ст. 296 ГК РФ) казенным организациям предоставлено право оперативного управления имуществом, которое закреплено за ними. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право на имущество, закрепленное собственником (казной) за унитарным предприятием на праве оперативного управления, возникает с момента передачи имущества. Управляющие владеют, пользуются переданным им имуществом в пределах, которые определяет Гражданский кодекс РФ, федеральное законодательство, в соответствии с целями своей уставной деятельности, а также назначением данного имущества, равно как распоряжаются им с согласия собственника, который полномочен изъять лишнее, не используемое, либо неправильно используемое имущество, которое закреплено им за казенной организацией или приобретено ею на средства собственника. Положения ст. 296 ГК РФ не редактировались с 2010 г. <3>, что вроде бы должно свидетельствовать о том, что норма относительно устоялась и проблемы правоприменения если и есть, то не критичны. Вместе с тем нерешенными остаются многие вопросы, которые порождают неоднозначную судебную практику.
Статья: НДС при отчуждении недвижимости
(Манкина О.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)- передача на безвозмездной основе имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения COVID-19, органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным и муниципальным учреждениям, ГУП и МУП;
(Манкина О.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)- передача на безвозмездной основе имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения COVID-19, органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным и муниципальным учреждениям, ГУП и МУП;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Решением антимонопольного органа уполномоченный орган муниципального образования (далее - администрация) признан допустившим нарушение п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в передаче объектов электро- и теплоснабжения в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия без проведения конкурса. Администрации выдано предписание о принятии мер по возврату спорного имущества в казну муниципального образования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Решением антимонопольного органа уполномоченный орган муниципального образования (далее - администрация) признан допустившим нарушение п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в передаче объектов электро- и теплоснабжения в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия без проведения конкурса. Администрации выдано предписание о принятии мер по возврату спорного имущества в казну муниципального образования.
Приказ Росстата от 23.12.2024 N 675
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций"В отчете казны объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, отражаются по графе 4 "за счет создания новой стоимости", если они не поступали до попадания в казну в состав основных средств государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий (статья 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Если данные объекты поступили в состав основных средств государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а затем были переданы в казну, то в отчете казны они отражаются по графе 5 как прочее поступление.
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций"В отчете казны объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, отражаются по графе 4 "за счет создания новой стоимости", если они не поступали до попадания в казну в состав основных средств государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий (статья 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Если данные объекты поступили в состав основных средств государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а затем были переданы в казну, то в отчете казны они отражаются по графе 5 как прочее поступление.
Готовое решение: По каким кодам учреждения отражают операции в разд. 7 декларации по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)1010831 - безвозмездная передача органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным и муниципальным учреждениям, ГУП (МУП) имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, диагностики и лечения коронавируса (пп. 5.1 п. 2 ст. 146 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)1010831 - безвозмездная передача органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным и муниципальным учреждениям, ГУП (МУП) имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, диагностики и лечения коронавируса (пп. 5.1 п. 2 ст. 146 НК РФ);
Вопрос: О продаже имущества ликвидируемого ГУП (МУП) при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 28-03-05/60534)Положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предусматривают возможность распоряжения имуществом унитарного предприятия ликвидационной комиссией без согласия собственника имущества унитарного предприятия.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 28-03-05/60534)Положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предусматривают возможность распоряжения имуществом унитарного предприятия ликвидационной комиссией без согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Статья: Обзор новых электронных бухгалтерских документов
(Заболонкова О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)К сведению. Накладная (ф. 0510458) не применяется для оформления передачи материальных ценностей государственным или муниципальным унитарным предприятиям, а также при передаче или реализации объектов имущества казны и имущества, обращенного в собственность государства.
(Заболонкова О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)К сведению. Накладная (ф. 0510458) не применяется для оформления передачи материальных ценностей государственным или муниципальным унитарным предприятиям, а также при передаче или реализации объектов имущества казны и имущества, обращенного в собственность государства.
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)В конце концов, передача имущества государственным или казенным предприятиям - это лишь одна из форм управления государственным имуществом (имущество, которое не было передано в управление тому или иному юридическому лицу, именуется фиском или казной <25>). Маловероятно, но все же можно представить, что для решения той или иной государственной или муниципальной задачи не будет создано отдельное юридическое лицо. К примеру, организацией оказания коммунальных услуг будут заниматься не унитарные предприятия или муниципальные учреждения, а само публично-правовое образование в лице своей администрации (организовывать оказание коммунальных услуг будут отдельные ее сотрудники).
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)В конце концов, передача имущества государственным или казенным предприятиям - это лишь одна из форм управления государственным имуществом (имущество, которое не было передано в управление тому или иному юридическому лицу, именуется фиском или казной <25>). Маловероятно, но все же можно представить, что для решения той или иной государственной или муниципальной задачи не будет создано отдельное юридическое лицо. К примеру, организацией оказания коммунальных услуг будут заниматься не унитарные предприятия или муниципальные учреждения, а само публично-правовое образование в лице своей администрации (организовывать оказание коммунальных услуг будут отдельные ее сотрудники).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)4. Передача на безвозмездной основе медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции (имеется в виду передача имущества, которая предусмотрена подп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)4. Передача на безвозмездной основе медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции (имеется в виду передача имущества, которая предусмотрена подп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ).
"Годовой отчет для учреждений культуры и искусства - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным (муниципальным) учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным (муниципальным) учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям
Вопрос: Какой порядок проведения капитального ремонта недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственные или муниципальные заказчики свои полномочия на осуществление закупок могут передавать на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Например, в городском округе Кашира Московской области муниципальным заказчиком на проведение капитального ремонта недвижимого имущества, принадлежащего муниципальным учреждениям на праве оперативного управления или находящегося в казне городского округа, является муниципальное казенное учреждение "Управление строительства" городского округа Кашира. С ним муниципальное учреждение заключает соглашение о передаче функций по организации проведения и (или) проведению капитального ремонта недвижимого муниципального имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления (Постановление администрации городского округа Кашира МО от 24.03.2020 N 697-па "О Порядке организации проведения капитального ремонта и реконструкции недвижимого муниципального имущества, принадлежащего муниципальным учреждениям городского округа Кашира Московской области на праве оперативного управления или находящегося в казне городского округа Кашира Московской области", далее - Порядок организации проведения капитального ремонта в городском округе Кашира Московской области).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственные или муниципальные заказчики свои полномочия на осуществление закупок могут передавать на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Например, в городском округе Кашира Московской области муниципальным заказчиком на проведение капитального ремонта недвижимого имущества, принадлежащего муниципальным учреждениям на праве оперативного управления или находящегося в казне городского округа, является муниципальное казенное учреждение "Управление строительства" городского округа Кашира. С ним муниципальное учреждение заключает соглашение о передаче функций по организации проведения и (или) проведению капитального ремонта недвижимого муниципального имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления (Постановление администрации городского округа Кашира МО от 24.03.2020 N 697-па "О Порядке организации проведения капитального ремонта и реконструкции недвижимого муниципального имущества, принадлежащего муниципальным учреждениям городского округа Кашира Московской области на праве оперативного управления или находящегося в казне городского округа Кашира Московской области", далее - Порядок организации проведения капитального ремонта в городском округе Кашира Московской области).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)4. Передача на безвозмездной основе медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции (имеется в виду передача имущества, которая предусмотрена подп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ).
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)4. Передача на безвозмездной основе медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции (имеется в виду передача имущества, которая предусмотрена подп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Готовое решение: Как учреждению отразить в учете безвозмездную передачу материалов на сторону
(КонсультантПлюс, 2025)накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) или накладной на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458). Накладная (ф. 0510458) не оформляется при передаче материальных ценностей государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, а также при передаче объектов имущества казны и имущества, обращенного в собственность государства (п. 64.67 Методических указаний, утвержденных Приказом N 61н);
(КонсультантПлюс, 2025)накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) или накладной на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458). Накладная (ф. 0510458) не оформляется при передаче материальных ценностей государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, а также при передаче объектов имущества казны и имущества, обращенного в собственность государства (п. 64.67 Методических указаний, утвержденных Приказом N 61н);
Статья: Минфин дополнил перечень форм электронных документов
(Зарипова М.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Обратите внимание! Накладная (ф. 0510458) не применяется для оформления передачи материальных ценностей государственным или муниципальным унитарным предприятиям, а также при передаче или реализации объектов имущества казны и имущества, обращенного в собственность государства.
(Зарипова М.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Обратите внимание! Накладная (ф. 0510458) не применяется для оформления передачи материальных ценностей государственным или муниципальным унитарным предприятиям, а также при передаче или реализации объектов имущества казны и имущества, обращенного в собственность государства.