Передача госслужащим акций в доверительное управление
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача госслужащим акций в доверительное управление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Общее собрание акционеров1.1. Учитываются ли при определении кворума по вопросу повестки дня акции, принадлежащие акционеру-госслужащему, если они не переданы в доверительное управление
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Неисполнение гражданским служащим обязанности передать в доверительное управление находящиеся в его владении ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставном (складочном) капитале организации) той организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные государственные функции, образует конфликт интересов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Неисполнение гражданским служащим обязанности передать в доверительное управление находящиеся в его владении ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставном (складочном) капитале организации) той организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные государственные функции, образует конфликт интересов.
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 N 34-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"Необходимо устранить принципиальное противоречие между Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом "О противодействии коррупции" (часть 6 статьи 11). В соответствии с последним в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что само обладание акциями (долями участия) уже порождает конфликт интересов. В соответствии же с частью 2.1 статьи 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутат обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление только в случае, если владение депутатом активами может привести к конфликту интересов, т.е. не исключается возможность владения ими в течение какого-то времени после того, как лицо стало депутатом. Между тем приказом Генерального прокурора от 3 мая 2011 года N 117 "О передаче в доверительное управление принадлежащих прокурорским работникам и федеральным государственным гражданским служащим органов и учреждений прокуратуры ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организации)" установлено, что прокурорские работники в целях предотвращения конфликта интересов должны передавать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в срок не позднее 30 дней со дня возникновения у них права на указанные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организации) либо со дня, когда прокурорскому работнику или федеральному государственному гражданскому служащему стало известно о возникновении у него этого права.
"По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"Необходимо устранить принципиальное противоречие между Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом "О противодействии коррупции" (часть 6 статьи 11). В соответствии с последним в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что само обладание акциями (долями участия) уже порождает конфликт интересов. В соответствии же с частью 2.1 статьи 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутат обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление только в случае, если владение депутатом активами может привести к конфликту интересов, т.е. не исключается возможность владения ими в течение какого-то времени после того, как лицо стало депутатом. Между тем приказом Генерального прокурора от 3 мая 2011 года N 117 "О передаче в доверительное управление принадлежащих прокурорским работникам и федеральным государственным гражданским служащим органов и учреждений прокуратуры ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организации)" установлено, что прокурорские работники в целях предотвращения конфликта интересов должны передавать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в срок не позднее 30 дней со дня возникновения у них права на указанные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организации) либо со дня, когда прокурорскому работнику или федеральному государственному гражданскому служащему стало известно о возникновении у него этого права.
Статья: Понятие конфликта интересов. Порядок и способы урегулирования в государственных структурах Российской Федерации и опыт зарубежных стран
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)- разработать организационный и правовой механизм передачи государственными служащими и лицами, замещающими государственные должности, в доверительное управление ценных бумаг, акций (долей участия в уставных капиталах организаций);
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)- разработать организационный и правовой механизм передачи государственными служащими и лицами, замещающими государственные должности, в доверительное управление ценных бумаг, акций (долей участия в уставных капиталах организаций);
Статья: Реализация наследником-военнослужащим наследственных прав в отношении ценных бумаг, предполагающих участие в управлении корпоративной организацией
(Прощалыгин Р.А.)
("Нотариус", 2023, N 4)Однако в ряде случаев устранение владельца акций от участия в управлении корпоративным юридическим лицом может нанести вред данной корпорации, а также ее акционерам. Применительно к государственным гражданским служащим Конституционный Суд РФ <4> отметил в своем постановлении, что акционер, занимающий соответствующую должность, должен передать ценные бумаги в доверительное управление для обеспечения участия в общем собрании хозяйственного общества, если устранение от управления корпорацией может нанести имущественный вред заинтересованным лицам. В силу специального правового регулирования военнослужащий (в отличие от других государственных служащих) не может участвовать в управлении коммерческими юридическими лицами, в том числе через доверенных лиц. Передача подобных акций в доверительное управление в целях дальнейшего участия в осуществлении предпринимательской деятельности или управлении организацией в силу вышеуказанных правовых предписаний о прохождении военной службы запрещена. При этом приобретение обыкновенных (голосующих) акций лицом, проходящим военную службу, может произойти в порядке наследования по различным основаниям, так как во время приобретения части наследства наследник может и не знать о наличии подобных ценных бумаг. Тем более что на момент принятия наследства невозможно отказаться от какой-либо его части, например акций, и принять лишь определенное имущество в силу п. 3 ст. 1158 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Исходя из принципа универсального правопреемства наследник-военнослужащий, приняв часть имущества, автоматически становится собственником всего имущества, входящего в наследственную массу, включая и ценные бумаги, в соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ со дня открытия наследства. Как представляется, наследование голосующих акций в порядке заключения наследственного договора должно исключаться в связи с тем, что в рамках наследственного договора наследник-военнослужащий должен выразить согласие на его заключение в отношении конкретного имущества. Поэтому, если в предмет наследственного договора входят голосующие акции, наследник-военнослужащий в силу существующего запрета должен отказаться от его заключения.
(Прощалыгин Р.А.)
("Нотариус", 2023, N 4)Однако в ряде случаев устранение владельца акций от участия в управлении корпоративным юридическим лицом может нанести вред данной корпорации, а также ее акционерам. Применительно к государственным гражданским служащим Конституционный Суд РФ <4> отметил в своем постановлении, что акционер, занимающий соответствующую должность, должен передать ценные бумаги в доверительное управление для обеспечения участия в общем собрании хозяйственного общества, если устранение от управления корпорацией может нанести имущественный вред заинтересованным лицам. В силу специального правового регулирования военнослужащий (в отличие от других государственных служащих) не может участвовать в управлении коммерческими юридическими лицами, в том числе через доверенных лиц. Передача подобных акций в доверительное управление в целях дальнейшего участия в осуществлении предпринимательской деятельности или управлении организацией в силу вышеуказанных правовых предписаний о прохождении военной службы запрещена. При этом приобретение обыкновенных (голосующих) акций лицом, проходящим военную службу, может произойти в порядке наследования по различным основаниям, так как во время приобретения части наследства наследник может и не знать о наличии подобных ценных бумаг. Тем более что на момент принятия наследства невозможно отказаться от какой-либо его части, например акций, и принять лишь определенное имущество в силу п. 3 ст. 1158 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Исходя из принципа универсального правопреемства наследник-военнослужащий, приняв часть имущества, автоматически становится собственником всего имущества, входящего в наследственную массу, включая и ценные бумаги, в соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ со дня открытия наследства. Как представляется, наследование голосующих акций в порядке заключения наследственного договора должно исключаться в связи с тем, что в рамках наследственного договора наследник-военнослужащий должен выразить согласие на его заключение в отношении конкретного имущества. Поэтому, если в предмет наследственного договора входят голосующие акции, наследник-военнослужащий в силу существующего запрета должен отказаться от его заключения.
Статья: О доверительном управлении имуществом как способе предотвращения конфликта интересов, предусмотренном для служащих Центрального банка Российской Федерации и иных категорий граждан
(Горохова С.С.)
("Банковское право", 2023, N 3)Из буквального толкования данного предписания следует, что раз обязанность передачи в доверительное управление лицом, являющимся служащим Центрального банка Российской Федерации, предусмотрена законом, то управляющим может стать и обычный гражданин. Тем не менее и тут полного консенсуса в интерпретации данного положения нет, поскольку комментарии из разных ведомств на данную тему содержат разную позицию. Так, на сайте Прокуратуры Хабаровского края (в рубрике "Прокурор разъясняет") приведен Порядок передачи государственным служащим принадлежащих ему ценных бумаг, акций в доверительное управление <19>, устанавливающий, что управляющим может быть только индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Одновременно в документе, разработанном Управлением Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики, указано, что в случаях, когда доверительное управление осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, в том числе Законом "О противодействии коррупции", управляющим может быть любой гражданин <20>. Такая же позиция указана и в Письме Минфина России от 18 июня 2019 г. N 03-11-09/44393 <21>. Рекомендаций от Банка России по данному вопросу нам, к сожалению, найти не удалось.
(Горохова С.С.)
("Банковское право", 2023, N 3)Из буквального толкования данного предписания следует, что раз обязанность передачи в доверительное управление лицом, являющимся служащим Центрального банка Российской Федерации, предусмотрена законом, то управляющим может стать и обычный гражданин. Тем не менее и тут полного консенсуса в интерпретации данного положения нет, поскольку комментарии из разных ведомств на данную тему содержат разную позицию. Так, на сайте Прокуратуры Хабаровского края (в рубрике "Прокурор разъясняет") приведен Порядок передачи государственным служащим принадлежащих ему ценных бумаг, акций в доверительное управление <19>, устанавливающий, что управляющим может быть только индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Одновременно в документе, разработанном Управлением Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики, указано, что в случаях, когда доверительное управление осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, в том числе Законом "О противодействии коррупции", управляющим может быть любой гражданин <20>. Такая же позиция указана и в Письме Минфина России от 18 июня 2019 г. N 03-11-09/44393 <21>. Рекомендаций от Банка России по данному вопросу нам, к сожалению, найти не удалось.
Готовое решение: Как госслужащий или претендент на должность должен декларировать доходы, расходы и имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, если владение ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать их в доверительное управление (ч. 2 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, ч. 7 ст. 11 Закона о противодействии коррупции).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, если владение ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать их в доверительное управление (ч. 2 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, ч. 7 ст. 11 Закона о противодействии коррупции).
Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обязанность в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ (ч. 7 ст. 11 Закона о коррупции).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обязанность в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ (ч. 7 ст. 11 Закона о коррупции).
Статья: Порядок передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)4.2. Для подтверждения факта передачи в доверительное управление ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) доверительному управляющему государственный гражданский служащий должен предоставить в 5-дневный срок с момента заключения договора доверительного управления выписку из ЕГРЮЛ (в отношении долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), выписку из реестра акционеров (в отношении акций). В случае передачи объектов в доверительное управление юридическому лицу государственный гражданский служащий должен представить в этот же срок документы, подтверждающие принятие указанных объектов (документы бухгалтерской и финансовой отчетности).
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)4.2. Для подтверждения факта передачи в доверительное управление ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) доверительному управляющему государственный гражданский служащий должен предоставить в 5-дневный срок с момента заключения договора доверительного управления выписку из ЕГРЮЛ (в отношении долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), выписку из реестра акционеров (в отношении акций). В случае передачи объектов в доверительное управление юридическому лицу государственный гражданский служащий должен представить в этот же срок документы, подтверждающие принятие указанных объектов (документы бухгалтерской и финансовой отчетности).
"Двадцать пять лет российскому акционерному закону: проблемы, задачи, перспективы развития"
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)- передачу в доверительное управление государственными служащими принадлежащих им акций. Часть 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что "в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации";
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)- передачу в доверительное управление государственными служащими принадлежащих им акций. Часть 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что "в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации";
Статья: О некоторых аспектах применения в Российской Федерации института доверительного управления как инструмента предотвращения конфликта интересов
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Соответственно, они пытаются найти ответы на волнующие их темы, задавая вопросы примерно следующего плана: "Я госслужащий в налоговых органах (отдел IT-поддержки), по наследству достались акции крупных российских компаний. Должен ли я их передавать в доверительное управление, если в процессе осуществления своей деятельности никак не могу влиять на эти компании с целью получения дохода?".
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Соответственно, они пытаются найти ответы на волнующие их темы, задавая вопросы примерно следующего плана: "Я госслужащий в налоговых органах (отдел IT-поддержки), по наследству достались акции крупных российских компаний. Должен ли я их передавать в доверительное управление, если в процессе осуществления своей деятельности никак не могу влиять на эти компании с целью получения дохода?".
"Корпоративное право: права и обязанности участников хозяйственных обществ: практическое пособие с судебным комментарием"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2021)Законодатель в п. 1 ст. 7 Закона об ООО предусматривает, что федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах с ограниченной ответственностью. В частности, согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2021)Законодатель в п. 1 ст. 7 Закона об ООО предусматривает, что федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах с ограниченной ответственностью. В частности, согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: Конфликт интересов и его типовые ситуации на службе в уголовно-исполнительной системе
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Федеральный закон N 79-ФЗ (ч. 2 ст. 17) обязывает гражданского служащего передавать ценные бумаги только в случаях, если существует реальная, а не мнимая возможность того, что владение государственным служащим ценными бумагами приведет к конфликту интересов: "В случае если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством".
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Федеральный закон N 79-ФЗ (ч. 2 ст. 17) обязывает гражданского служащего передавать ценные бумаги только в случаях, если существует реальная, а не мнимая возможность того, что владение государственным служащим ценными бумагами приведет к конфликту интересов: "В случае если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством".