Перечень услуг связи
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень услуг связи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на оказание услуг связиПеречень наименований услуг связи, вносимых в реестр лицензий в отношении лицензий, и соответствующий Перечень лицензионных требований устанавливаются Правительством РФ (п. 1 ст. 29 Закона о связи).
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок закупки услуг телефонной связи в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В составе единых требований к участникам закупки на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установите требование о наличии у участника лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи. Услуги оператора мобильной связи могут оказывать только лица, имеющие такую лицензию (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. 1 ст. 29 Закона о связи, п. 11 Перечня наименований услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385). При проведении конкурентных закупок обязательно укажите в извещении, какими документами или сведениями участники должны подтвердить наличие лицензии при подаче заявки.
(КонсультантПлюс, 2025)В составе единых требований к участникам закупки на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установите требование о наличии у участника лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи. Услуги оператора мобильной связи могут оказывать только лица, имеющие такую лицензию (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. 1 ст. 29 Закона о связи, п. 11 Перечня наименований услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385). При проведении конкурентных закупок обязательно укажите в извещении, какими документами или сведениями участники должны подтвердить наличие лицензии при подаче заявки.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 N 1994
(ред. от 31.07.2025)
"Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи и перечня организаций, имеющих право осуществлять подтверждение сведений об абоненте - физическом лице"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 31.07.2025)
"Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи и перечня организаций, имеющих право осуществлять подтверждение сведений об абоненте - физическом лице"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Детальный перечень услуг связи, оказываемых в отношении сообщений электросвязи и почтовых отправлений, определен в Перечне наименований услуг связи, вносимых в записи в реестре лицензий в области связи в отношении лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. N 2385 <1>. Согласно указанному Перечню различаются следующие двадцать разновидностей услуг связи:
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Детальный перечень услуг связи, оказываемых в отношении сообщений электросвязи и почтовых отправлений, определен в Перечне наименований услуг связи, вносимых в записи в реестре лицензий в области связи в отношении лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. N 2385 <1>. Согласно указанному Перечню различаются следующие двадцать разновидностей услуг связи:
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок закупки услуг почтовой связи в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставка знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертов) является самостоятельным объектом закупки, а не входит в состав услуг по отправке простой и заказной корреспонденции, недопустимо проводить закупку у единственного поставщика - монополиста по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. На этом основании заказчик вправе закупить у АО "Почта России" услуги по пересылке внутренней корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и включить условие о поставке знаков почтовой оплаты в контракт на оказание названных услуг (см. Письма ФАС России от 07.04.2025 N 28/32029/25, Минфина России от 28.08.2017 N 24-02-05/55137). Это связано с тем, что в соответствии с Перечнем услуг общедоступной почтовой связи, в отношении которых ФАС России регулирует тарифы, к таким услугам отнесена пересылка упомянутой корреспонденции, а не продажа знаков почтовой оплаты. Ранее ФАС России сообщала, что заключить контракт с единственным поставщиком возможно по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. Письмо от 23.03.2022 N ПИ/25152/22). При этом Минфин России указывает, что можно заключить контракт на этом основании, если есть правовой акт, который подтверждает исключительность полномочий АО "Почта России" на поставку знаков почтовой оплаты (см. Письмо от 23.01.2023 N 24-06-06/4674).
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставка знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертов) является самостоятельным объектом закупки, а не входит в состав услуг по отправке простой и заказной корреспонденции, недопустимо проводить закупку у единственного поставщика - монополиста по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. На этом основании заказчик вправе закупить у АО "Почта России" услуги по пересылке внутренней корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и включить условие о поставке знаков почтовой оплаты в контракт на оказание названных услуг (см. Письма ФАС России от 07.04.2025 N 28/32029/25, Минфина России от 28.08.2017 N 24-02-05/55137). Это связано с тем, что в соответствии с Перечнем услуг общедоступной почтовой связи, в отношении которых ФАС России регулирует тарифы, к таким услугам отнесена пересылка упомянутой корреспонденции, а не продажа знаков почтовой оплаты. Ранее ФАС России сообщала, что заключить контракт с единственным поставщиком возможно по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. Письмо от 23.03.2022 N ПИ/25152/22). При этом Минфин России указывает, что можно заключить контракт на этом основании, если есть правовой акт, который подтверждает исключительность полномочий АО "Почта России" на поставку знаков почтовой оплаты (см. Письмо от 23.01.2023 N 24-06-06/4674).
Статья: Телематические услуги связи
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 1 ст. 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением организации специальной почтовой связи при осуществлении деятельности по оказанию услуг специальной почтовой связи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в записи в реестре лицензий в области связи в отношении лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, и Перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, содержатся в приложениях к Положению о лицензировании оказания услуг связи.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 1 ст. 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением организации специальной почтовой связи при осуществлении деятельности по оказанию услуг специальной почтовой связи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в записи в реестре лицензий в области связи в отношении лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, и Перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, содержатся в приложениях к Положению о лицензировании оказания услуг связи.
Готовое решение: Как арендатору уплачивать коммунальные платежи и нести иные эксплуатационные расходы по договору аренды помещения
(КонсультантПлюс, 2025)Арендатор может возмещать арендодателю расходы на коммунальные и иные эксплуатационные услуги, в том числе по электро-, водо-, теплоснабжению, уборке и охране здания, обеспечению услугами связи. Перечень услуг может различаться в каждой конкретной ситуации. Так, расходы на них могут включаться в состав арендной платы или уплачиваться отдельно.
(КонсультантПлюс, 2025)Арендатор может возмещать арендодателю расходы на коммунальные и иные эксплуатационные услуги, в том числе по электро-, водо-, теплоснабжению, уборке и охране здания, обеспечению услугами связи. Перечень услуг может различаться в каждой конкретной ситуации. Так, расходы на них могут включаться в состав арендной платы или уплачиваться отдельно.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Порядок ведения уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов, в том числе критерии отбора сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информационных систем и программ для электронных вычислительных машин для их включения в указанный перечень, требования к владельцам сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информационных систем и программ для электронных вычислительных машин, включенных в указанный перечень, устанавливаются Правительством РФ. Условия предоставления услуг связи в части доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов, устанавливаются правилами оказания услуг связи.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Порядок ведения уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов, в том числе критерии отбора сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информационных систем и программ для электронных вычислительных машин для их включения в указанный перечень, требования к владельцам сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информационных систем и программ для электронных вычислительных машин, включенных в указанный перечень, устанавливаются Правительством РФ. Условия предоставления услуг связи в части доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов, устанавливаются правилами оказания услуг связи.
Готовое решение: Какие особенности закупки знаков почтовой оплаты (почтовых марок) необходимо учитывать при работе по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Действительно, услуги общедоступной почтовой связи относятся к сфере деятельности естественных монополий (ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях). Однако в соответствии с Перечнем услуг общедоступной почтовой связи, в отношении которых ФАС России регулирует тарифы, к таким услугам отнесена пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), а не продажа знаков почтовой оплаты. Поэтому не рекомендуем на этом основании проводить у единственного поставщика отдельную закупку знаков почтовой оплаты не в составе услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции. Вывод подтверждается разъяснениями Минфина России, а также встречается в практике антимонопольной службы в сфере применения Закона N 44-ФЗ (см. Письмо Минфина России от 28.08.2017 N 24-02-05/55137, Решение Омского УФАС России от 01.02.2019 N 03-08/12-2019). Полагаем, что на данные разъяснения и практику можно ориентироваться и при закупках по Закону N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Действительно, услуги общедоступной почтовой связи относятся к сфере деятельности естественных монополий (ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях). Однако в соответствии с Перечнем услуг общедоступной почтовой связи, в отношении которых ФАС России регулирует тарифы, к таким услугам отнесена пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), а не продажа знаков почтовой оплаты. Поэтому не рекомендуем на этом основании проводить у единственного поставщика отдельную закупку знаков почтовой оплаты не в составе услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции. Вывод подтверждается разъяснениями Минфина России, а также встречается в практике антимонопольной службы в сфере применения Закона N 44-ФЗ (см. Письмо Минфина России от 28.08.2017 N 24-02-05/55137, Решение Омского УФАС России от 01.02.2019 N 03-08/12-2019). Полагаем, что на данные разъяснения и практику можно ориентироваться и при закупках по Закону N 223-ФЗ.
Готовое решение: Что делать, если услуги оказаны без договора
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, если речь идет об услугах в сфере лицензируемой деятельности и при этом не оформлен правильно договор, считаем, есть риск привлечения исполнителя к ответственности по ч. 3 или ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (в зависимости от особенностей конкретной ситуации, в частности наличия других нарушений). Соблюдение правил оказания (порядка предоставления) услуг, в числе которых и порядок заключения договора, может быть одним из лицензионных требований к осуществлению данной деятельности. Например, такое лицензионное требование есть для платных медицинских услуг, телематических услуг связи (пп. "в" п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, п. 5 разд. XVI Перечня лицензионных требований при оказании телематических услуг связи). Правила оказания этих услуг предусматривают требование к форме договора (п. 22 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, п. 20 Правил оказания телематических услуг связи).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, если речь идет об услугах в сфере лицензируемой деятельности и при этом не оформлен правильно договор, считаем, есть риск привлечения исполнителя к ответственности по ч. 3 или ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (в зависимости от особенностей конкретной ситуации, в частности наличия других нарушений). Соблюдение правил оказания (порядка предоставления) услуг, в числе которых и порядок заключения договора, может быть одним из лицензионных требований к осуществлению данной деятельности. Например, такое лицензионное требование есть для платных медицинских услуг, телематических услуг связи (пп. "в" п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, п. 5 разд. XVI Перечня лицензионных требований при оказании телематических услуг связи). Правила оказания этих услуг предусматривают требование к форме договора (п. 22 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, п. 20 Правил оказания телематических услуг связи).
Готовое решение: Как закупать услуги по предоставлению доступа к сети Интернет по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуем объединять в один лот услуги по предоставлению доступа к сети Интернет и услуги телефонной связи. Полагаем, что такое объединение недопустимо, поскольку для данных услуг требуются разные лицензии. Это следует из п. 1, пп. "а" п. 7, п. 10 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385) и Перечня лицензируемых услуг связи.
(КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуем объединять в один лот услуги по предоставлению доступа к сети Интернет и услуги телефонной связи. Полагаем, что такое объединение недопустимо, поскольку для данных услуг требуются разные лицензии. Это следует из п. 1, пп. "а" п. 7, п. 10 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385) и Перечня лицензируемых услуг связи.