Перечень террористов и экстремистов
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень террористов и экстремистов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6 "Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю" Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма""Вместе с тем, поскольку после приостановления операций по счетам Я. в адрес банка были предоставлены документы, подтверждающие природу возникновения и поступления денежных средств на его счет, а также поскольку истец в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также в перечне лиц, в отношении которых действует решение комиссии о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества, не включен, никаких судебных актов по данному обстоятельству не имеется, на действия и сделки, совершенные истцом, входящие в перечень операций, установленных статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ, Банком не указано, то обстоятельство, что проводимые истцом банковские операции носят запутанный или необычный неочевидный характер, судом не установлено, суд пришел к выводу, что причины и основания для введения ограничений и препятствий в пользовании счетом, в том числе путем наложения ограничений на использование технологий дистанционного доступа, отсутствуют, в связи с чем удовлетворил требования истца о возложении на АО "Тинькофф Банк" обязанности снять ограничения на распоряжение посредством системы банковского обслуживания денежными средствами, находящимися на расчетном счете N, открытого на имя Я."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О приостановлении операции и направлении сведений о ней как о подлежащей обязательному контролю при погашении займа физлицом, включенным в Перечень экстремистов/террористов, и заполнении ФЭС МФО.
(Письмо Банка России от 15.08.2024 N 12-4-2/5978)Вопрос: У членов саморегулируемой организации микрофинансовых организаций (далее - МФО, Общество) возникают вопросы о порядке распределения обязанности направления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, между МФО и кредитными организациями (далее - КО), участвующими в проведении операции погашения обязательств по выданному микрозайму, одной из сторон которой является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень), либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или физического лица, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организаций или физического лица (далее - ОПОК).
(Письмо Банка России от 15.08.2024 N 12-4-2/5978)Вопрос: У членов саморегулируемой организации микрофинансовых организаций (далее - МФО, Общество) возникают вопросы о порядке распределения обязанности направления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, между МФО и кредитными организациями (далее - КО), участвующими в проведении операции погашения обязательств по выданному микрозайму, одной из сторон которой является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень), либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или физического лица, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организаций или физического лица (далее - ОПОК).
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)2.1. Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются:
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)2.1. Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются:
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О противодействии терроризму"5. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности ведет единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими. Копия вступившего в законную силу судебного решения по делу о признании организации террористической и о ее ликвидации (запрете ее деятельности) или копия вступившего в законную силу приговора по уголовному делу о преступлениях, предусмотренных статьей 205.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, в пятидневный срок со дня вступления в законную силу соответствующего судебного решения или возвращения дела из суда апелляционной инстанции направляется судом первой инстанции в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Указанный список подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации, в десятидневный срок со дня поступления копии соответствующего судебного решения в указанный федеральный орган исполнительной власти.
(ред. от 28.02.2025)
"О противодействии терроризму"5. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности ведет единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими. Копия вступившего в законную силу судебного решения по делу о признании организации террористической и о ее ликвидации (запрете ее деятельности) или копия вступившего в законную силу приговора по уголовному делу о преступлениях, предусмотренных статьей 205.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, в пятидневный срок со дня вступления в законную силу соответствующего судебного решения или возвращения дела из суда апелляционной инстанции направляется судом первой инстанции в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Указанный список подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации, в десятидневный срок со дня поступления копии соответствующего судебного решения в указанный федеральный орган исполнительной власти.
Статья: Что меняет новый Закон о майнинге?
(Янковский Р.М., Попов В.А.)
("Закон", 2024, N 9)3. Майнингом не могут заниматься некоторые субъекты. Пока в этом списке террористы, экстремисты и энергетические компании (генерирующие, сбытовые и распределительные) (ст. 3), но он может пополняться Правительством (п. 11 ст. 5).
(Янковский Р.М., Попов В.А.)
("Закон", 2024, N 9)3. Майнингом не могут заниматься некоторые субъекты. Пока в этом списке террористы, экстремисты и энергетические компании (генерирующие, сбытовые и распределительные) (ст. 3), но он может пополняться Правительством (п. 11 ст. 5).
Статья: Правовые вопросы блокирования денежных средств и имущества как специальной экономической меры
(Прошунин М.М.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)В настоящее время аналогичные по содержанию процедуры установлены в отношении замораживания (блокирования) денежных средств и иного имущества в рамках антилегализационного Закона в отношении лиц, включенных в перечни террористов, экстремистов и лиц, финансирующих распространение оружия массового уничтожения <9>.
(Прошунин М.М.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)В настоящее время аналогичные по содержанию процедуры установлены в отношении замораживания (блокирования) денежных средств и иного имущества в рамках антилегализационного Закона в отношении лиц, включенных в перечни террористов, экстремистов и лиц, финансирующих распространение оружия массового уничтожения <9>.
Статья: Финансовая прозрачность: как бизнесу подготовиться к комплексной оценке ФНС
(Астафьева Т.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 32)Отдельное внимание уделяется вопросам национальной безопасности. Так, включение организации, ее руководителя или учредителей в перечни, связанные с экстремистской или террористической деятельностью, а также признание иностранными агентами являются основаниями для отрицательного заключения. Помимо этого, наличие в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений или факт дисквалификации руководящего лица также блокируют положительное прохождение первого этапа.
(Астафьева Т.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 32)Отдельное внимание уделяется вопросам национальной безопасности. Так, включение организации, ее руководителя или учредителей в перечни, связанные с экстремистской или террористической деятельностью, а также признание иностранными агентами являются основаниями для отрицательного заключения. Помимо этого, наличие в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений или факт дисквалификации руководящего лица также блокируют положительное прохождение первого этапа.
Статья: Применение искусственного интеллекта в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма
(Красинский В.В., Леонов П.Ю., Морозов Н.В.)
("Современное право", 2024, N 5)В 2023 году Росфинмониторинг включил в Перечень террористов и экстремистов 87 диверсантов.
(Красинский В.В., Леонов П.Ю., Морозов Н.В.)
("Современное право", 2024, N 5)В 2023 году Росфинмониторинг включил в Перечень террористов и экстремистов 87 диверсантов.