Перечень статей коррупционной направленности
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень статей коррупционной направленности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> См.: часть 4 перечня N 23 преступлений коррупционной направленности // О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности: Указание Генпрокуратуры России N 11/11, МВД России N 1 от 17 января 2023 года.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> См.: часть 4 перечня N 23 преступлений коррупционной направленности // О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности: Указание Генпрокуратуры России N 11/11, МВД России N 1 от 17 января 2023 года.
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Ситуация осложняется еще двумя факторами. Во-первых, хотя рассматриваемая обязанность очевидно направлена на противодействие в первую очередь коррупционным преступным деяниям, в российском уголовном законодательстве отсутствует не только определение коррупционного преступления, но даже и четкий перечень коррупционных преступлений. Правда, Указанием Генпрокуратуры России N 462/11, МВД России N 2 от 25 июня 2024 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" утвержден Перечень преступлений коррупционной направленности, однако, как видно из его содержания, ряд преступлений относятся к коррупционным только при наличии определенных условий (многие из которых в принципе могут быть выяснены только в рамках осуществления следственных действий). Лица же, на которых распространяется рассматриваемая обязанность, должны, очевидно по замыслу законодателя, делать такую оценку сразу же в момент обращения к ним третьих лиц.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Ситуация осложняется еще двумя факторами. Во-первых, хотя рассматриваемая обязанность очевидно направлена на противодействие в первую очередь коррупционным преступным деяниям, в российском уголовном законодательстве отсутствует не только определение коррупционного преступления, но даже и четкий перечень коррупционных преступлений. Правда, Указанием Генпрокуратуры России N 462/11, МВД России N 2 от 25 июня 2024 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" утвержден Перечень преступлений коррупционной направленности, однако, как видно из его содержания, ряд преступлений относятся к коррупционным только при наличии определенных условий (многие из которых в принципе могут быть выяснены только в рамках осуществления следственных действий). Лица же, на которых распространяется рассматриваемая обязанность, должны, очевидно по замыслу законодателя, делать такую оценку сразу же в момент обращения к ним третьих лиц.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 06.09.2008 N 1316
(ред. от 05.09.2011)
"О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации"2. Возложить на подразделения уголовного розыска органов внутренних дел Российской Федерации функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности, а на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел Российской Федерации - функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности.
(ред. от 05.09.2011)
"О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации"2. Возложить на подразделения уголовного розыска органов внутренних дел Российской Федерации функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности, а на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел Российской Федерации - функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности.
Указание Генпрокуратуры России N 503/11, МВД России N 1 от 28.07.2025
"О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности"Перечень N 23 - содержит статьи УК РФ, предусматривающие преступления коррупционной направленности, определенные во исполнение п. 1.3 постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 06.10.2009 N 1 "О состоянии работы и первоочередных мерах по усилению борьбы с коррупцией в свете реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного 31.07.2008 Президентом Российской Федерации".
"О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности"Перечень N 23 - содержит статьи УК РФ, предусматривающие преступления коррупционной направленности, определенные во исполнение п. 1.3 постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 06.10.2009 N 1 "О состоянии работы и первоочередных мерах по усилению борьбы с коррупцией в свете реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного 31.07.2008 Президентом Российской Федерации".
Статья: Юридическая ответственность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)Составами преступлений, перечисленными в главе 30 УК РФ, не исчерпывается перечень оснований для привлечения к уголовной ответственности руководителей ТО ФОИВ, преступивших закон, но подробно рассмотреть данную проблему не позволяют ограниченные возможности статьи. Исходя из судебной статистики преступления, совершаемые руководителями ТО ФОИВ, в большинстве случаев можно поделить на две неравнозначные группы: преступления коррупционной направленности, такие как взятка, мошенничество, растрата, злоупотребление и превышение должностных полномочий; и преступления, не содержащие корыстного умысла (редкие, отдельные случаи).
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)Составами преступлений, перечисленными в главе 30 УК РФ, не исчерпывается перечень оснований для привлечения к уголовной ответственности руководителей ТО ФОИВ, преступивших закон, но подробно рассмотреть данную проблему не позволяют ограниченные возможности статьи. Исходя из судебной статистики преступления, совершаемые руководителями ТО ФОИВ, в большинстве случаев можно поделить на две неравнозначные группы: преступления коррупционной направленности, такие как взятка, мошенничество, растрата, злоупотребление и превышение должностных полномочий; и преступления, не содержащие корыстного умысла (редкие, отдельные случаи).
Статья: Уголовно-правовые средства противодействия коррупции
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Российский следователь", 2023, N 8)Возвращаясь к вопросу предупреждения коррупции мерами уголовно-правового воздействия, уместно сказать о существующей проблеме, прежде всего понятийного характера. В УК РФ отсутствует понятие коррупционных преступлений, о которых упомянуто в п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ред. от 01.04.2022) <2> (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ). Используемый же на практике подход к определению того, является ли совершенное деяние коррупционным, основан на положениях так называемого Перечня N 23, которым определены преступления коррупционной направленности. Преступления, указанные в этом Перечне, заметно отличаются от закрепленных в ст. 1 Федерального закона N 273-ФЗ проявлений коррупции.
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Российский следователь", 2023, N 8)Возвращаясь к вопросу предупреждения коррупции мерами уголовно-правового воздействия, уместно сказать о существующей проблеме, прежде всего понятийного характера. В УК РФ отсутствует понятие коррупционных преступлений, о которых упомянуто в п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ред. от 01.04.2022) <2> (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ). Используемый же на практике подход к определению того, является ли совершенное деяние коррупционным, основан на положениях так называемого Перечня N 23, которым определены преступления коррупционной направленности. Преступления, указанные в этом Перечне, заметно отличаются от закрепленных в ст. 1 Федерального закона N 273-ФЗ проявлений коррупции.
Статья: Коррупция как актуальная проблема государственной и муниципальной службы
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)<15> Указание Генпрокуратуры России N 401/11, МВД России N 2 от 19 июня 2023 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" (Перечень N 23 преступлений коррупционной направленности) // СПС "КонсультантПлюс".
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)<15> Указание Генпрокуратуры России N 401/11, МВД России N 2 от 19 июня 2023 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" (Перечень N 23 преступлений коррупционной направленности) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Коррупционное деяние в XXI в.: международные стандарты и национальные подходы
(Буянова К.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)<7> См.: Указания Генерального прокурора России N 738/11, МВД России N 3 от 25 декабря 2020 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" // СПС "КонсультантПлюс".
(Буянова К.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)<7> См.: Указания Генерального прокурора России N 738/11, МВД России N 3 от 25 декабря 2020 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Уголовная ответственность арбитра (третейского судьи): объективная необходимость или еще одна мертворожденная норма?
(Гладких В.И.)
("Российский судья", 2021, N 3)Остается добавить, что деяния коррупционной направленности, к которым, безусловно, относится и рассматриваемое по ст. 200.7 УК РФ преступление, традиционно относятся к числу высоколатентных преступлений, выявляемых и документируемых с помощью оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых санкционируется судом и требует весомых доказательств.
(Гладких В.И.)
("Российский судья", 2021, N 3)Остается добавить, что деяния коррупционной направленности, к которым, безусловно, относится и рассматриваемое по ст. 200.7 УК РФ преступление, традиционно относятся к числу высоколатентных преступлений, выявляемых и документируемых с помощью оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых санкционируется судом и требует весомых доказательств.
Статья: Мелкое взяточничество в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества: уголовная ответственность и особенности правоприменения
(Плешаков А.М., Краева Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 2)В Перечне <3> статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности о преступлениях коррупционной направленности, мелкое взяточничество не выделяется. Нет отдельных статистических данных и о преступлениях, предусмотренных ст. 291.2 УК РФ, совершенных в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества.
(Плешаков А.М., Краева Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 2)В Перечне <3> статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности о преступлениях коррупционной направленности, мелкое взяточничество не выделяется. Нет отдельных статистических данных и о преступлениях, предусмотренных ст. 291.2 УК РФ, совершенных в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества.
Статья: Хищения чужого имущества, совершаемые с использованием служебного положения, как преступления коррупционной направленности
(Решняк М.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Отметим, что в Указании Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> выделен перечень преступлений коррупционной направленности (Перечень N 23), в который включены деяния, одновременно обладающие следующими признаками: 1) надлежащий субъект преступления - должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, либо лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, определенные в примечаниях к ст. 201 УК РФ; 2) связь деяния со служебным положением виновного лица, его отступлением от своих непосредственных обязанностей; 3) обязательный характер корыстных побуждений, заключающихся в стремлении данного лица получить права и выгоды имущественного характера как для себя, так и для третьих лиц; 4) прямой умысел как единственно возможный вид вины при совершении таких преступлений.
(Решняк М.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Отметим, что в Указании Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> выделен перечень преступлений коррупционной направленности (Перечень N 23), в который включены деяния, одновременно обладающие следующими признаками: 1) надлежащий субъект преступления - должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, либо лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, определенные в примечаниях к ст. 201 УК РФ; 2) связь деяния со служебным положением виновного лица, его отступлением от своих непосредственных обязанностей; 3) обязательный характер корыстных побуждений, заключающихся в стремлении данного лица получить права и выгоды имущественного характера как для себя, так и для третьих лиц; 4) прямой умысел как единственно возможный вид вины при совершении таких преступлений.
Статья: Проблемы обеспечения законности в сфере функционирования разрешительной системы
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<21> См. п. 4 Перечня N 23 преступлений коррупционной направленности, утв. Указанием Генерального прокурора РФ N 738/11, МВД России N 3 от 25 декабря 2020 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности".
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<21> См. п. 4 Перечня N 23 преступлений коррупционной направленности, утв. Указанием Генерального прокурора РФ N 738/11, МВД России N 3 от 25 декабря 2020 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности".
Статья: Реализация прокурором полномочия по направлению материалов для возбуждения уголовного дела
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2024, N 9)В отдельных регионах в указании определены категории преступлений, при направлении материалов по которым необходимо получить согласование в прокуратуре субъекта Федерации. Например, в указании от 3 ноября 2023 г. прокурор Республики Башкортостан установил требование - представлять для изучения согласно компетенции начальникам управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, отделов по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса проекты постановлений в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по преступлениям следующих категорий: совершенных при реализации национальных проектов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при долевом строительстве, в оборонно-промышленном комплексе, совершенных должностными лицами органов исполнительной власти и правоохраны, в отношении несовершеннолетних, против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК), коррупционной направленности, в экологической сфере, заключающихся в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, преступлений террористического характера и экстремистской направленности, деяний, совершенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Перечень, как видим, довольно обширный.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2024, N 9)В отдельных регионах в указании определены категории преступлений, при направлении материалов по которым необходимо получить согласование в прокуратуре субъекта Федерации. Например, в указании от 3 ноября 2023 г. прокурор Республики Башкортостан установил требование - представлять для изучения согласно компетенции начальникам управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, отделов по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса проекты постановлений в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по преступлениям следующих категорий: совершенных при реализации национальных проектов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при долевом строительстве, в оборонно-промышленном комплексе, совершенных должностными лицами органов исполнительной власти и правоохраны, в отношении несовершеннолетних, против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК), коррупционной направленности, в экологической сфере, заключающихся в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, преступлений террористического характера и экстремистской направленности, деяний, совершенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Перечень, как видим, довольно обширный.
Статья: Токенизация недвижимости: от демократизации рынка до новых правовых вызовов
(Ермолаева В.А.)
("Право и бизнес", 2021, N 4)<6> Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 738/11, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 3 от 25 декабря 2020 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" (перечень N 23 преступлений коррупционной направленности) // СПС "КонсультантПлюс".
(Ермолаева В.А.)
("Право и бизнес", 2021, N 4)<6> Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 738/11, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 3 от 25 декабря 2020 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" (перечень N 23 преступлений коррупционной направленности) // СПС "КонсультантПлюс".