Перечень реабилитационных мероприятий
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень реабилитационных мероприятий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11 "Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации""При этом, как следует из положений ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11.1 "Технические средства реабилитации инвалидов" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации""Кроме того, протезирование является одним из основных направлений реабилитации инвалидов, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, за счет средств федерального бюджета (статьи 9 - 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Кто и в каком порядке может пройти бесплатную медицинскую реабилитацию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В перечень реабилитационных мероприятий входят, в частности, восстановительная терапия и реконструктивная хирургия. В обоих случаях инвалиду предоставляют лекарства для лечения заболевания, ставшего причиной инвалидности (ст. 10 Закона N 181-ФЗ; п. п. 1, 2 Федерального перечня, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В перечень реабилитационных мероприятий входят, в частности, восстановительная терапия и реконструктивная хирургия. В обоих случаях инвалиду предоставляют лекарства для лечения заболевания, ставшего причиной инвалидности (ст. 10 Закона N 181-ФЗ; п. п. 1, 2 Федерального перечня, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р).
Ситуация: Какие категории граждан имеют право на льготы и меры соцподдержки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг за счет федерального бюджета;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг за счет федерального бюджета;
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Статья 10. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Статья 10. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 18.11.2017) "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду". Профессиональное обучение (переобучение), на которое имеет право потерпевший при причинении вреда, входит в указанный Федеральный перечень.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 18.11.2017) "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду". Профессиональное обучение (переобучение), на которое имеет право потерпевший при причинении вреда, входит в указанный Федеральный перечень.
Статья: Лица с ограниченными возможностями как участники уголовного судопроизводства
(Курбатова С.М.)
("Российский судья", 2023, N 4)<11> За основу можно взять Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 февраля 2018 г. N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг // СПС "КонсультантПлюс"; гл. 5 "Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры" Методического пособия для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи (утверждено Министерством труда и социальной защиты населения РФ) в 2 ч. / Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило и др. М., 2015. 555 с. и др.
(Курбатова С.М.)
("Российский судья", 2023, N 4)<11> За основу можно взять Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 февраля 2018 г. N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг // СПС "КонсультантПлюс"; гл. 5 "Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры" Методического пособия для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи (утверждено Министерством труда и социальной защиты населения РФ) в 2 ч. / Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило и др. М., 2015. 555 с. и др.
Статья: Медицинские закупки. Новая реальность
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)В отношении технических средств реабилитации инвалидов принять решение о возможности или невозможности проведения закупки согласно условиям ПП РФ N 297 несколько проще ввиду наличия перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду <5>. Также Приказом Минтруда России от 05.03.2021 N 107н утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями, на основании чего можно сделать вывод об одноразовом применении медицинских изделий.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)В отношении технических средств реабилитации инвалидов принять решение о возможности или невозможности проведения закупки согласно условиям ПП РФ N 297 несколько проще ввиду наличия перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду <5>. Также Приказом Минтруда России от 05.03.2021 N 107н утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями, на основании чего можно сделать вывод об одноразовом применении медицинских изделий.
Статья: Срок возврата обеспечения гарантийных обязательств: противоречивая практика
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 4)<13> "Об утверждении типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и информационной карты типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 4)<13> "Об утверждении типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и информационной карты типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1) технические средства реабилитации и услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 10 ФЗ "О социальной защите инвалидов";
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1) технические средства реабилитации и услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 10 ФЗ "О социальной защите инвалидов";
"Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, при этом сведения вышеуказанного федерального перечня о видах и наименованиях указанной продукции конкретизированы Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, при этом сведения вышеуказанного федерального перечня о видах и наименованиях указанной продукции конкретизированы Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р".
Статья: Зарубежные и отечественные подходы к решению проблемы занятости инвалидов на современном рынке труда
(Сафонов А.Л., Фадин Н.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)<34> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (ред. от 10.11.2023) "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" // СПС "КонсультантПлюс".
(Сафонов А.Л., Фадин Н.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)<34> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (ред. от 10.11.2023) "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Правительственные планы по корректировке отдельных положений налогового законодательства
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 7)Для исключения этой обязанности Правительство РФ (законопроект N 285555-8) предлагает внести в п. 2 ст. 149 НК РФ новый подп. 42. Им предусматривается, что от НДС освобождается реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ некоммерческим организациям незарегистрированных лекарственных препаратов, ввезенных на территорию РФ и предназначенных для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями. При этом некоммерческие организации должны быть созданы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ и основной целью их деятельности должна быть реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости - за пределами РФ) детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в РФ, и техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Необходимым условием применения льготы будет обеспечение некоммерческой организацией вышеуказанной поддержки детям в течение одного года после достижения ими возраста 18 лет в случае, если до достижения указанного возраста они получали такую поддержку в рамках деятельности некоммерческих организаций.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 7)Для исключения этой обязанности Правительство РФ (законопроект N 285555-8) предлагает внести в п. 2 ст. 149 НК РФ новый подп. 42. Им предусматривается, что от НДС освобождается реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ некоммерческим организациям незарегистрированных лекарственных препаратов, ввезенных на территорию РФ и предназначенных для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями. При этом некоммерческие организации должны быть созданы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ и основной целью их деятельности должна быть реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости - за пределами РФ) детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в РФ, и техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Необходимым условием применения льготы будет обеспечение некоммерческой организацией вышеуказанной поддержки детям в течение одного года после достижения ими возраста 18 лет в случае, если до достижения указанного возраста они получали такую поддержку в рамках деятельности некоммерческих организаций.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (апрель 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 2.1.1 Устава Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра" (далее - Устав) установлено, что целью деятельности Фонда является реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, и техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее соответственно - лекарственные препараты, медицинские изделия, технические средства реабилитации). Обеспечение такой поддержки осуществляется в течение одного года после достижения этими детьми возраста 18 лет, в случае если до достижения указанного возраста они получали такую поддержку в рамках деятельности Фонда.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 2.1.1 Устава Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра" (далее - Устав) установлено, что целью деятельности Фонда является реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, и техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее соответственно - лекарственные препараты, медицинские изделия, технические средства реабилитации). Обеспечение такой поддержки осуществляется в течение одного года после достижения этими детьми возраста 18 лет, в случае если до достижения указанного возраста они получали такую поддержку в рамках деятельности Фонда.
Статья: Фонд "Круг добра": предпосылки создания и специфика финансово-правового регулирования
(Кавкаева К.П., Малышева А.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)В статье выявляются предпосылки и причины создания фонда "Круг добра", а также особенности его функционирования. Установлено, что учреждение фонда связано с частыми отказами органов государственной власти субъектов РФ в предоставлении гражданам лекарственных препаратов для лечения заболеваний, которые включены в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний. Цель создания фонда - финансирование обеспечения детей с орфанными заболеваниями лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в России, техническими средствами реабилитации, которые не входят в федеральный перечень реабилитационных мероприятий. Отмечена тенденция к снижению в бюджетах субъектов РФ денежных средств, распределяемых на оплату лекарственного обеспечения тяжелобольных пациентов. Установлено, что фонд является дополнительным механизмом финансирования указанной деятельности и не должен подменять основной, предусмотренный законодательством источник финансового обеспечения - средства бюджетов субъектов РФ.
(Кавкаева К.П., Малышева А.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)В статье выявляются предпосылки и причины создания фонда "Круг добра", а также особенности его функционирования. Установлено, что учреждение фонда связано с частыми отказами органов государственной власти субъектов РФ в предоставлении гражданам лекарственных препаратов для лечения заболеваний, которые включены в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний. Цель создания фонда - финансирование обеспечения детей с орфанными заболеваниями лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в России, техническими средствами реабилитации, которые не входят в федеральный перечень реабилитационных мероприятий. Отмечена тенденция к снижению в бюджетах субъектов РФ денежных средств, распределяемых на оплату лекарственного обеспечения тяжелобольных пациентов. Установлено, что фонд является дополнительным механизмом финансирования указанной деятельности и не должен подменять основной, предусмотренный законодательством источник финансового обеспечения - средства бюджетов субъектов РФ.