Перечень порядков и стандартов оказания медицинской помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень порядков и стандартов оказания медицинской помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы обращения медицинских изделий
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2021, N 1)Вначале более подробно остановимся на таком факторе, как обязанность соблюдения стандарта оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений, предусмотренная ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ). В рассматриваемом случае наблюдается следующая взаимосвязь: минимальный перечень требуемых МИ предусмотрен соответствующим стандартом оснащения. Перечень стандартов оснащения предусмотрен порядком оказания медицинской помощи по соответствующему профилю. Наконец, перечень порядков оказания медицинской помощи, которые медицинская организация обязана соблюдать, предопределен видами работ и услуг, указанными в лицензии на медицинскую деятельность. Иначе говоря, обязательный перечень МИ зависит от перечня услуг, содержащихся в лицензии на медицинскую деятельность.
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2021, N 1)Вначале более подробно остановимся на таком факторе, как обязанность соблюдения стандарта оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений, предусмотренная ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ). В рассматриваемом случае наблюдается следующая взаимосвязь: минимальный перечень требуемых МИ предусмотрен соответствующим стандартом оснащения. Перечень стандартов оснащения предусмотрен порядком оказания медицинской помощи по соответствующему профилю. Наконец, перечень порядков оказания медицинской помощи, которые медицинская организация обязана соблюдать, предопределен видами работ и услуг, указанными в лицензии на медицинскую деятельность. Иначе говоря, обязательный перечень МИ зависит от перечня услуг, содержащихся в лицензии на медицинскую деятельность.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Федеральным законодательством об основах здоровья граждан предусмотрены не только общие положения о правах пациента на медицинскую помощь, но и закреплен отдельный перечень прав несовершеннолетних в сфере охраны здоровья, утвержден Порядок оказания педиатрической помощи <1>, которым установлены правила оказания помощи несовершеннолетним медицинскими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Федеральным законодательством об основах здоровья граждан предусмотрены не только общие положения о правах пациента на медицинскую помощь, но и закреплен отдельный перечень прав несовершеннолетних в сфере охраны здоровья, утвержден Порядок оказания педиатрической помощи <1>, которым установлены правила оказания помощи несовершеннолетним медицинскими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об обязательном медицинском страховании"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Функции по согласованию закупаемого ассортимента лекарственных препаратов по номенклатуре и количеству в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи и перечнями лекарственных препаратов отнесены к должности врача - клинического фармаколога на основании Порядка оказания медицинской помощи по профилю "клиническая фармакология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 ноября 2012 г. N 575н (пункты 1, 6).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Функции по согласованию закупаемого ассортимента лекарственных препаратов по номенклатуре и количеству в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи и перечнями лекарственных препаратов отнесены к должности врача - клинического фармаколога на основании Порядка оказания медицинской помощи по профилю "клиническая фармакология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 ноября 2012 г. N 575н (пункты 1, 6).
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.09.2024 N 41-П
"По делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан"Порядок реализации соответствующего дополнительного механизма организации и финансового обеспечения медицинской помощи установлен в Правилах приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2021 года N 545, и в Правилах обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) конкретному ребенку с тяжелым жизнеугрожающим или хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо группам таких детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2021 года N 769. При этом, в частности, пункт 21(1) последних (в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 года N 554) предусматривает возможность формирования в субъектах Российской Федерации на основании поступившего от исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья запроса, согласованного главным внештатным специалистом Министерства здравоохранения Российской Федерации по соответствующим заболеваниям, резерва лекарственных препаратов, включенных в перечни для закупок, в целях незамедлительного обеспечения неопределенной группы детей с орфанными заболеваниями в соответствии с данными Правилами.
"По делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан"Порядок реализации соответствующего дополнительного механизма организации и финансового обеспечения медицинской помощи установлен в Правилах приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2021 года N 545, и в Правилах обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) конкретному ребенку с тяжелым жизнеугрожающим или хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо группам таких детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2021 года N 769. При этом, в частности, пункт 21(1) последних (в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 года N 554) предусматривает возможность формирования в субъектах Российской Федерации на основании поступившего от исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья запроса, согласованного главным внештатным специалистом Министерства здравоохранения Российской Федерации по соответствующим заболеваниям, резерва лекарственных препаратов, включенных в перечни для закупок, в целях незамедлительного обеспечения неопределенной группы детей с орфанными заболеваниями в соответствии с данными Правилами.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Таким образом, в перечень источников, за нарушение которых работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, включаются также положения об организации оказания медицинской помощи, порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации, а также стандарты оказания медицинской помощи. Следует отметить, что правомерность привлечения медицинского работника к дисциплинарной ответственности за нарушение установленных данными источниками обязанностей поддерживается и судебной практикой.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Таким образом, в перечень источников, за нарушение которых работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, включаются также положения об организации оказания медицинской помощи, порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации, а также стандарты оказания медицинской помощи. Следует отметить, что правомерность привлечения медицинского работника к дисциплинарной ответственности за нарушение установленных данными источниками обязанностей поддерживается и судебной практикой.
Статья: Риск-ориентированная модель в системе ОМС: проблема применения лекарственных средств "вне инструкции"
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)1) п. 75 Порядка контроля, которым установлены "нарушения при оказании медицинской помощи, выявленные в медицинской организации, по договору по обязательному медицинскому страхованию", как: "2) невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых или выполнение непоказанных, неоправданных с клинической точки зрения, пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи или преждевременное с клинической точки зрения прекращение проведения лечебных мероприятий при отсутствии клинического эффекта, устанавливаемое при полном или частичном несоответствии оказанной застрахованному лицу медицинской помощи, в том числе не учитывающие состояние здоровья застрахованного лица";
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)1) п. 75 Порядка контроля, которым установлены "нарушения при оказании медицинской помощи, выявленные в медицинской организации, по договору по обязательному медицинскому страхованию", как: "2) невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых или выполнение непоказанных, неоправданных с клинической точки зрения, пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи или преждевременное с клинической точки зрения прекращение проведения лечебных мероприятий при отсутствии клинического эффекта, устанавливаемое при полном или частичном несоответствии оказанной застрахованному лицу медицинской помощи, в том числе не учитывающие состояние здоровья застрахованного лица";
Готовое решение: Какие гарантии и льготы положены работникам из числа мобилизованных, добровольцев или контрактников, а также членам их семей
(КонсультантПлюс, 2025)Военнослужащие ВС РФ, которые находятся в отпуске, в том числе по болезни, могут получать первичную медико-санитарную помощь в медорганизациях, подведомственных исполнительным органам субъектов РФ, органам МСУ, по месту обращения. Это касается медико-санитарной помощи при заболеваниях и состояниях, включенных в программу госгарантий бесплатной медпомощи. Такой порядок действует в период проведения СВО. Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911, в отношении указанных лиц в части оказания им такой медпомощи в плановой форме не применяются (п. п. 1 - 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2024 N 1423).
(КонсультантПлюс, 2025)Военнослужащие ВС РФ, которые находятся в отпуске, в том числе по болезни, могут получать первичную медико-санитарную помощь в медорганизациях, подведомственных исполнительным органам субъектов РФ, органам МСУ, по месту обращения. Это касается медико-санитарной помощи при заболеваниях и состояниях, включенных в программу госгарантий бесплатной медпомощи. Такой порядок действует в период проведения СВО. Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911, в отношении указанных лиц в части оказания им такой медпомощи в плановой форме не применяются (п. п. 1 - 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2024 N 1423).
Ситуация: Каковы особенности договора на оказание платных медицинских услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях;
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)7. Согласно ч. 7 медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, вправе осуществлять медицинскую эвакуацию в соответствии с Правилами осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи к Порядку N 388н и на условиях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень федеральных государственных учреждений, осуществляющих медицинскую эвакуацию, содержится в Приложении к Приказу Минздравсоцразвития от 05.05.2012 N 500н. На сегодняшний день таких учреждений в Перечне 140.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)7. Согласно ч. 7 медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, вправе осуществлять медицинскую эвакуацию в соответствии с Правилами осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи к Порядку N 388н и на условиях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень федеральных государственных учреждений, осуществляющих медицинскую эвакуацию, содержится в Приложении к Приказу Минздравсоцразвития от 05.05.2012 N 500н. На сегодняшний день таких учреждений в Перечне 140.
"Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере охраны здоровья: проблемные вопросы и судебная практика: научно-практическое пособие"
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3.1.2. Организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи; с учетом стандартов медицинской помощи; на основе клинических рекомендаций (протоколов лечения).
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3.1.2. Организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи; с учетом стандартов медицинской помощи; на основе клинических рекомендаций (протоколов лечения).
Статья: Два ответа СФР о льготном пенсионном стаже медработников (комментарий к Письмам СФР от 12.09.2024 N МС-25-20/43351, от 12.09.2024 N МС-25-20/43368)
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 22)Однако, как подчеркивает СФР в своих разъяснениях, одного лишь соответствия наименования подразделения мало для отражения льготного стажа у медработников с должностями из Списка. Такое структурное подразделение должно осуществлять медицинскую деятельность <4>:
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 22)Однако, как подчеркивает СФР в своих разъяснениях, одного лишь соответствия наименования подразделения мало для отражения льготного стажа у медработников с должностями из Списка. Такое структурное подразделение должно осуществлять медицинскую деятельность <4>:
Статья: О критериях риска государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Третья особенность-дефицит возможностей по выявлению, пресечению нарушений, устранению их последствий и (или) восстановлению нарушенного права. Для примера рассмотрим ситуацию, при которой медицинская организация не соблюдает стандарты оснащения, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи. Характерная черта федеральных служб, осуществляющих контроль и надзор, - отсутствие полномочий по управлению подконтрольными лицами. На первый взгляд потенциальный перечень мер, имеющихся в распоряжении инспектора, достаточно широк и включает в себя: профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия с выдачей предписания об устранении выявленных нарушений; возбуждение дела об административном правонарушении либо обращение в суд (с требованием о принудительном отзыве продукции и (или) запрете эксплуатации объектов и (или) доведения до сведения граждан и организаций информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям) <9>. Однако профилактические мероприятия, в том числе объявление предостережения, ни к чему правонарушителя не обязывают. Привлечение к административной ответственности медицинской организации (работника) само по себе не влияет на перечень имеющегося оборудования (не восстанавливает нарушенного права). Инспектор может побудить подконтрольное лицо оснастить оборудованием свои структурные подразделения только посредством выдачи предписания. Однако организация может намеренно отказаться от исполнения предписания, несмотря на административную ответственность по ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, особенно если стоимость оборудования несоизмеримо выше максимального административного штрафа. При этом вынесение повторного предписания согласно письму Генеральной Прокуратуры РФ от 12 апреля 2016 г. N 76/2-277-2016 не соответствует установленному законодательством механизму воздействия на виновное лицо. Не следует забывать, что предписание выдается только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия. В свою очередь, "среднестатистическая" медицинская организация согласно критериям риска, установленным для сфер обращения медицинских изделий и лекарственных средств, будет находиться в низкой категории, исключающей плановые проверки. Для инициации внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, например, по жалобам граждан, необходимо установление либо угрозы, либо факта наступления вреда здоровью, что также может быть затруднительно. В частности, в письме Минэкономразвития России от 24 марта 2022 г. N Д24и-8436 отмечено отсутствие законодательно установленных критериев для определения угрозы причинения вреда и рекомендовано определять факт или угрозу причинения вреда здоровью на основании Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека <10>, обращая внимание на необходимость наличия прямой причинно-следственной связи между нарушением обязательных требований и причиненным вредом. Примечательно, что на инспектора органа контроля (надзора) фактически возложена роль судебно-медицинского эксперта, что довольно дискутабельно. Как результат, у согласовывающих проверку органов прокуратуры почти в 100% могут быть обоснованные сомнения, что указанное в жалобе правонарушение находится в прямой причинно-следственной связи с вероятностью (или фактом) наступления вреда здоровью у конкретного гражданина. Соответственно, органы контроля (надзора) с высокой вероятностью не смогут провести контрольные (надзорные) мероприятия.
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Третья особенность-дефицит возможностей по выявлению, пресечению нарушений, устранению их последствий и (или) восстановлению нарушенного права. Для примера рассмотрим ситуацию, при которой медицинская организация не соблюдает стандарты оснащения, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи. Характерная черта федеральных служб, осуществляющих контроль и надзор, - отсутствие полномочий по управлению подконтрольными лицами. На первый взгляд потенциальный перечень мер, имеющихся в распоряжении инспектора, достаточно широк и включает в себя: профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия с выдачей предписания об устранении выявленных нарушений; возбуждение дела об административном правонарушении либо обращение в суд (с требованием о принудительном отзыве продукции и (или) запрете эксплуатации объектов и (или) доведения до сведения граждан и организаций информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям) <9>. Однако профилактические мероприятия, в том числе объявление предостережения, ни к чему правонарушителя не обязывают. Привлечение к административной ответственности медицинской организации (работника) само по себе не влияет на перечень имеющегося оборудования (не восстанавливает нарушенного права). Инспектор может побудить подконтрольное лицо оснастить оборудованием свои структурные подразделения только посредством выдачи предписания. Однако организация может намеренно отказаться от исполнения предписания, несмотря на административную ответственность по ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, особенно если стоимость оборудования несоизмеримо выше максимального административного штрафа. При этом вынесение повторного предписания согласно письму Генеральной Прокуратуры РФ от 12 апреля 2016 г. N 76/2-277-2016 не соответствует установленному законодательством механизму воздействия на виновное лицо. Не следует забывать, что предписание выдается только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия. В свою очередь, "среднестатистическая" медицинская организация согласно критериям риска, установленным для сфер обращения медицинских изделий и лекарственных средств, будет находиться в низкой категории, исключающей плановые проверки. Для инициации внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, например, по жалобам граждан, необходимо установление либо угрозы, либо факта наступления вреда здоровью, что также может быть затруднительно. В частности, в письме Минэкономразвития России от 24 марта 2022 г. N Д24и-8436 отмечено отсутствие законодательно установленных критериев для определения угрозы причинения вреда и рекомендовано определять факт или угрозу причинения вреда здоровью на основании Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека <10>, обращая внимание на необходимость наличия прямой причинно-следственной связи между нарушением обязательных требований и причиненным вредом. Примечательно, что на инспектора органа контроля (надзора) фактически возложена роль судебно-медицинского эксперта, что довольно дискутабельно. Как результат, у согласовывающих проверку органов прокуратуры почти в 100% могут быть обоснованные сомнения, что указанное в жалобе правонарушение находится в прямой причинно-следственной связи с вероятностью (или фактом) наступления вреда здоровью у конкретного гражданина. Соответственно, органы контроля (надзора) с высокой вероятностью не смогут провести контрольные (надзорные) мероприятия.