Перечень полудрагоценных камней
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень полудрагоценных камней (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовно-правовое противодействие незаконному обороту драгоценных, полудрагоценных камней, металлов, жемчуга
(Акопджанова М.О.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Перечень полудрагоценных камней устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2020 г. N 1406 и включает такие минералы, как берилл, в том числе аквамарин и гелиодор. Буквальная трактовка данного нормативно-правового акта позволяет констатировать, что в число предметов уголовно-правовой охраны по ст. 191 УК РФ входят все разновидности берилла (изумруд, аквамарин, гелиодор (золотистый берилл), августит, черный берилл, биксбит, фенакит и др.). Таким образом, сфера уголовно-правовой защиты достаточно обширна.
(Акопджанова М.О.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Перечень полудрагоценных камней устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2020 г. N 1406 и включает такие минералы, как берилл, в том числе аквамарин и гелиодор. Буквальная трактовка данного нормативно-правового акта позволяет констатировать, что в число предметов уголовно-правовой охраны по ст. 191 УК РФ входят все разновидности берилла (изумруд, аквамарин, гелиодор (золотистый берилл), августит, черный берилл, биксбит, фенакит и др.). Таким образом, сфера уголовно-правовой защиты достаточно обширна.
Статья: Особенности ответственности за незаконные добычу и оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней
(Забавко Р.А., Рогова Е.В.)
("Мировой судья", 2021, N 3)Еще одна проблема связана с определением предмета преступлений. В статьях 191 и 255 УК РФ предусмотрен открытый перечень указанных предметов, который должен быть конкретизирован Правительством Российской Федерации. Такой перечень действует с 23 сентября 2020 г. (он утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2020 г. N 1406 "Об утверждении перечня полудрагоценных камней в целях применения ст. 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 191 и 255 Уголовного кодекса Российской Федерации" <2>). До указанного момента этого перечня не существовало, и уголовная ответственность могла наступить за незаконные добычу и оборот только янтаря и нефрита. Впрочем, случаи выявления незаконной добычи и оборота берилла, в том числе аквамарина и гелиодора (именно они и указаны в данном Постановлении), на практике единичны.
(Забавко Р.А., Рогова Е.В.)
("Мировой судья", 2021, N 3)Еще одна проблема связана с определением предмета преступлений. В статьях 191 и 255 УК РФ предусмотрен открытый перечень указанных предметов, который должен быть конкретизирован Правительством Российской Федерации. Такой перечень действует с 23 сентября 2020 г. (он утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2020 г. N 1406 "Об утверждении перечня полудрагоценных камней в целях применения ст. 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 191 и 255 Уголовного кодекса Российской Федерации" <2>). До указанного момента этого перечня не существовало, и уголовная ответственность могла наступить за незаконные добычу и оборот только янтаря и нефрита. Впрочем, случаи выявления незаконной добычи и оборота берилла, в том числе аквамарина и гелиодора (именно они и указаны в данном Постановлении), на практике единичны.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Примечание. Перечень полудрагоценных камней в целях настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.
(ред. от 04.11.2025)Примечание. Перечень полудрагоценных камней в целях настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Примечание. Перечень полудрагоценных камней для целей настоящей статьи и статьи 255 настоящего Кодекса устанавливается Правительством Российской Федерации.
(ред. от 17.11.2025)Примечание. Перечень полудрагоценных камней для целей настоящей статьи и статьи 255 настоящего Кодекса устанавливается Правительством Российской Федерации.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В обеспечение реализации ст. 7.5 КоАП в 2020 г. было принято Постановление Правительства от 11.09.2020 N 1406 "Об утверждении перечня полудрагоценных камней в целях применения ст. 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статей 191 и 255 Уголовного кодекса Российской Федерации". В соответствии с данным Постановлением к полудрагоценным камням также относится берилл, в том числе аквамарин и гелиодор.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В обеспечение реализации ст. 7.5 КоАП в 2020 г. было принято Постановление Правительства от 11.09.2020 N 1406 "Об утверждении перечня полудрагоценных камней в целях применения ст. 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статей 191 и 255 Уголовного кодекса Российской Федерации". В соответствии с данным Постановлением к полудрагоценным камням также относится берилл, в том числе аквамарин и гелиодор.
Статья: Дефекты уголовного закона и поиск его оптимальной модели
(Антонченко В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Одновременно с излишней детализацией множества норм уголовный закон имеет и противоположный дефект - большое количество бланкетных норм, которые при практическом определении преступности и наказуемости деяния отсылают правоприменителя к иным нормативно-правовым актам, в том числе нормам иных отраслей права и низшей юридической силы. Это противоречит статье 1 УК РФ, в соответствии с которой уголовное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса. Так, например, статьи 191 УК РФ (незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга) и 255 УК РФ (нарушение правил охраны и использования недр) отсылают правоприменителя к Перечню полудрагоценных камней, устанавливаемому Правительством РФ, статья 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств...) - к Списку наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, утверждаемому Постановлением Правительства РФ, а статья 219 УК РФ (нарушение требований пожарной безопасности) - к неким требованиям, устанавливаемым неопределенным перечнем актов самой разной юридической силы: от федеральных законов <6> до приказов и инструкций МЧС России <7>. Всего 43 статьи Особенной части УК РФ (статьи с формальным составом) предусматривают ответственность за нарушение правил и требований, заключенных в иных актах, перечень которых может быть не только открытым, но и недостаточно определенным, а само их содержание часто изменяемым.
(Антонченко В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Одновременно с излишней детализацией множества норм уголовный закон имеет и противоположный дефект - большое количество бланкетных норм, которые при практическом определении преступности и наказуемости деяния отсылают правоприменителя к иным нормативно-правовым актам, в том числе нормам иных отраслей права и низшей юридической силы. Это противоречит статье 1 УК РФ, в соответствии с которой уголовное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса. Так, например, статьи 191 УК РФ (незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга) и 255 УК РФ (нарушение правил охраны и использования недр) отсылают правоприменителя к Перечню полудрагоценных камней, устанавливаемому Правительством РФ, статья 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств...) - к Списку наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, утверждаемому Постановлением Правительства РФ, а статья 219 УК РФ (нарушение требований пожарной безопасности) - к неким требованиям, устанавливаемым неопределенным перечнем актов самой разной юридической силы: от федеральных законов <6> до приказов и инструкций МЧС России <7>. Всего 43 статьи Особенной части УК РФ (статьи с формальным составом) предусматривают ответственность за нарушение правил и требований, заключенных в иных актах, перечень которых может быть не только открытым, но и недостаточно определенным, а само их содержание часто изменяемым.
Статья: Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга: проблемы, детерминируемые новой редакцией ст. 191 УК РФ
(Чернов А.В., Габеев С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Изменения, внесенные в ст. 191 УК РФ в конце 2019 г. в целях устранения пробелов законодательства, на самом деле создали еще больше коллизий в теории и практике применения уголовного и административного права. Законодатель до конца не просчитал риски новой редакции ст. 191 УК РФ, для устранения которых требуется вновь вносить изменения в федеральное законодательство, а также принимать новые подзаконные нормативные правовые акты. Законодатель в рамках ст. 191 УК РФ создал противоречие в части квалификации незаконного оборота уникальных янтарных образований. Законодательство России не содержит легального определения полудрагоценных камней, разъяснений их отличия от драгоценных камней. Понятие драгоценных камней, в свою очередь, нельзя признать удачным, т.к. оно содержит списочное отнесение того или иного камня к разряду драгоценных, что не всегда реально отражает экономическую ценность конкретного минерала. Перечень полудрагоценных камней на уровне Правительства России еще не утвержден, и с учетом административной преюдиции как одного из условий привлечения к уголовной ответственности за незаконный оборот полудрагоценных камней он должен быть единым с перечнем полудрагоценных камней, установленным для привлечения к административной ответственности за аналогичные правонарушения. Без внимания законодателя остались вопросы отграничения ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий от предмета преступлений, предусмотренных ст. 191 УК РФ. Еще большей проблемой является рассогласованность норм административного и уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот полудрагоценных камней.
(Чернов А.В., Габеев С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Изменения, внесенные в ст. 191 УК РФ в конце 2019 г. в целях устранения пробелов законодательства, на самом деле создали еще больше коллизий в теории и практике применения уголовного и административного права. Законодатель до конца не просчитал риски новой редакции ст. 191 УК РФ, для устранения которых требуется вновь вносить изменения в федеральное законодательство, а также принимать новые подзаконные нормативные правовые акты. Законодатель в рамках ст. 191 УК РФ создал противоречие в части квалификации незаконного оборота уникальных янтарных образований. Законодательство России не содержит легального определения полудрагоценных камней, разъяснений их отличия от драгоценных камней. Понятие драгоценных камней, в свою очередь, нельзя признать удачным, т.к. оно содержит списочное отнесение того или иного камня к разряду драгоценных, что не всегда реально отражает экономическую ценность конкретного минерала. Перечень полудрагоценных камней на уровне Правительства России еще не утвержден, и с учетом административной преюдиции как одного из условий привлечения к уголовной ответственности за незаконный оборот полудрагоценных камней он должен быть единым с перечнем полудрагоценных камней, установленным для привлечения к административной ответственности за аналогичные правонарушения. Без внимания законодателя остались вопросы отграничения ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий от предмета преступлений, предусмотренных ст. 191 УК РФ. Еще большей проблемой является рассогласованность норм административного и уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот полудрагоценных камней.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Объективная сторона преступления по ч. 2 ст. 255 УК РФ состоит в добыче янтаря, нефрита и других полудрагоценных камней (их Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2020 г. и включает берилл, аквамарин и гелиодор), совершенной без соответствующего разрешения.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Объективная сторона преступления по ч. 2 ст. 255 УК РФ состоит в добыче янтаря, нефрита и других полудрагоценных камней (их Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2020 г. и включает берилл, аквамарин и гелиодор), совершенной без соответствующего разрешения.