Перечень опасных отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень опасных отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16.4 "Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды""Исходя из пункта 1 статьи 16.3, пункта 8 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункта 8 Правил N 255 ПНВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин и подлежит отражению в представляемой в уполномоченный орган по итогам отчетного периода декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отходы производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 4.1 Закона об отходах в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 4.1 Закона об отходах в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности:
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с отказом в выпуске товаров
(Александрова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)В правоприменительной практике у участников внешнеэкономической деятельности при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления возникают затруднения в тех случаях, когда товары, по наименованию соответствующие перечисленным в разделе 2.3 Перечня опасным отходам, ввозятся декларантами не как отходы, а как товары, не утратившие потребительских свойств, которые предполагается использовать в производственной деятельности.
(Александрова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)В правоприменительной практике у участников внешнеэкономической деятельности при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления возникают затруднения в тех случаях, когда товары, по наименованию соответствующие перечисленным в разделе 2.3 Перечня опасным отходам, ввозятся декларантами не как отходы, а как товары, не утратившие потребительских свойств, которые предполагается использовать в производственной деятельности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 4.1. Классы опасности отходов
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 4.1. Классы опасности отходов
Приказ Минприроды России от 31.03.2025 N 158
"Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.04.2025 N 82010)Зарегистрировано в Минюсте России 29 апреля 2025 г. N 82010
"Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.04.2025 N 82010)Зарегистрировано в Минюсте России 29 апреля 2025 г. N 82010
Статья: Элементы системы обеспечения безопасности медицинской деятельности: правовой аспект
(Базарова Н.В.)
("Медицинское право", 2022, N 4)На территории Российской Федерации требования к обращению с медицинскими отходами устанавливаются Роспотребнадзором. Медицинские отходы относятся к отходам потребления, которые образуются в процессе медицинской, фармакологической деятельности и деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при работе с возбудителями инфекционных заболеваний и ГМО-организмами. Медицинские отходы занимают первое место в списке опасных отходов согласно Базельской конвенции "О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", которая была принята в 1989 г. Это наиболее полное природоохранное соглашение по опасным и другим отходам. Целью Конвенции является защита здоровья человека и окружающей среды от пагубных последствий, обусловленных производством, трансграничной перевозкой и регулированием опасных и других отходов <12>.
(Базарова Н.В.)
("Медицинское право", 2022, N 4)На территории Российской Федерации требования к обращению с медицинскими отходами устанавливаются Роспотребнадзором. Медицинские отходы относятся к отходам потребления, которые образуются в процессе медицинской, фармакологической деятельности и деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при работе с возбудителями инфекционных заболеваний и ГМО-организмами. Медицинские отходы занимают первое место в списке опасных отходов согласно Базельской конвенции "О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", которая была принята в 1989 г. Это наиболее полное природоохранное соглашение по опасным и другим отходам. Целью Конвенции является защита здоровья человека и окружающей среды от пагубных последствий, обусловленных производством, трансграничной перевозкой и регулированием опасных и других отходов <12>.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, в связи с вносимыми в период с 1994 по 2023 год изменениями в законодательство об охране окружающей среды, в законодательство об обращении с отходами производства и потребления, в законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривались разные требования в части обращения с отходами производства и потребления, в том числе в части лицензирования соответствующего вида деятельности, определялись разные виды работ по обращению с отходами, которые подпадали под лицензируемый вид деятельности, определялись разные классы опасности отходов, обращение с которыми определяло необходимость получения соответствующей лицензии, устанавливались разные требования к необходимости указывать в лицензии место осуществления лицензируемого вида деятельности, определялись разные органы, уполномоченные выдавать соответствующую лицензию. Поэтому в определении содержания лицензируемого вида деятельности (его наименования, перечня выполняемых работ, видов и классов опасности отходов, места осуществления лицензируемого вида деятельности) и законности осуществления соответствующей хозяйственной деятельности необходимо руководствоваться той законодательной базой, которая устанавливала правовой режим исследуемой лицензируемой деятельности в каждый из обозначенных выше этапов (периодов).
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, в связи с вносимыми в период с 1994 по 2023 год изменениями в законодательство об охране окружающей среды, в законодательство об обращении с отходами производства и потребления, в законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривались разные требования в части обращения с отходами производства и потребления, в том числе в части лицензирования соответствующего вида деятельности, определялись разные виды работ по обращению с отходами, которые подпадали под лицензируемый вид деятельности, определялись разные классы опасности отходов, обращение с которыми определяло необходимость получения соответствующей лицензии, устанавливались разные требования к необходимости указывать в лицензии место осуществления лицензируемого вида деятельности, определялись разные органы, уполномоченные выдавать соответствующую лицензию. Поэтому в определении содержания лицензируемого вида деятельности (его наименования, перечня выполняемых работ, видов и классов опасности отходов, места осуществления лицензируемого вида деятельности) и законности осуществления соответствующей хозяйственной деятельности необходимо руководствоваться той законодательной базой, которая устанавливала правовой режим исследуемой лицензируемой деятельности в каждый из обозначенных выше этапов (периодов).
Статья: Новые правила противопожарного режима в Российской Федерации
(Айол А.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 3)В пункте о запретах, касающихся объектов защиты, при особенностях хранения пожаровзрывоопасных веществ исключили условие "кроме случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности в сфере технического регулирования", а к перечню опасных веществ добавили отходы любых классов опасности (п. 16).
(Айол А.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 3)В пункте о запретах, касающихся объектов защиты, при особенностях хранения пожаровзрывоопасных веществ исключили условие "кроме случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности в сфере технического регулирования", а к перечню опасных веществ добавили отходы любых классов опасности (п. 16).
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду до 31 августа 2023 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Платежную базу вы определяете для каждого стационарного источника загрязнений по каждому загрязняющему веществу из их Перечня, а также по каждому классу опасности отходов (п. 3 ст. 16.2, п. 1 ст. 16.3 Закон об охране окружающей среды, п. 9 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2023)Платежную базу вы определяете для каждого стационарного источника загрязнений по каждому загрязняющему веществу из их Перечня, а также по каждому классу опасности отходов (п. 3 ст. 16.2, п. 1 ст. 16.3 Закон об охране окружающей среды, п. 9 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)В соответствии с п. 3 ст. 16.2 Закона N 7-ФЗ платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)В соответствии с п. 3 ст. 16.2 Закона N 7-ФЗ платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Готовое решение: Как рассчитать и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (до 31 августа 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Вам необходимо самостоятельно рассчитать плату по каждому загрязняющему веществу, которое включено в соответствующий Перечень веществ, и по каждому классу опасности отходов. Полученные результаты суммируйте (п. 3 ст. 16.2 Закона об охране окружающей среды, п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255).
(КонсультантПлюс, 2023)Вам необходимо самостоятельно рассчитать плату по каждому загрязняющему веществу, которое включено в соответствующий Перечень веществ, и по каждому классу опасности отходов. Полученные результаты суммируйте (п. 3 ст. 16.2 Закона об охране окружающей среды, п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255).