Перечень оопт
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень оопт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития" Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях""До вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (30.12.2013; далее - Закон N 406-ФЗ) статьей 95 Земельного кодекса и статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов включались в перечень земель особо охраняемых природных территорий. Статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) курорт определялся как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 2 "Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития" Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях""Исходя из пунктов положений пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ установленный перечень категорий особо охраняемых природных территорий не является исчерпывающим, в связи с чем законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Памятники садово-паркового искусства как особо охраняемая природная территория местного значения
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)В настоящее время в соответствии с Постановлением Совета министров Луганской Народной Республики "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий и объектов - объектов и территорий природно-заповедного фонда Луганской Народной Республики" <16>, которое продолжает действовать, к объектам и территориям природно-заповедного фонда местного значения относится пять ППСПИ, а именно:
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)В настоящее время в соответствии с Постановлением Совета министров Луганской Народной Республики "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий и объектов - объектов и территорий природно-заповедного фонда Луганской Народной Республики" <16>, которое продолжает действовать, к объектам и территориям природно-заповедного фонда местного значения относится пять ППСПИ, а именно:
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 33-ФЗ установлено, что, если создаваемая органами местного самоуправления особо охраняемая природная территория будет занимать более 5% от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ (ч. 8 ст. 2). Необходимо отметить, что в ряде нормативных правовых актов субъектов РФ предусмотрено обязательное согласование органами местного самоуправления решений о создании ООПТ местного значения с органами государственной власти этих субъектов в любых случаях. Однако судебная практика признает такие положения не соответствующими Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях", судьи мотивируют свои решения тем, что положение ст. 2 данного Закона о том, что особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, не должно нарушать компетенцию органа местного самоуправления <1>. В Чувашской Республике и Республике Хакасия перечень особо охраняемых природных территорий местного значения утвержден приказом министерства субъекта РФ, что также является вторжением в компетенцию местного самоуправления <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 33-ФЗ установлено, что, если создаваемая органами местного самоуправления особо охраняемая природная территория будет занимать более 5% от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ (ч. 8 ст. 2). Необходимо отметить, что в ряде нормативных правовых актов субъектов РФ предусмотрено обязательное согласование органами местного самоуправления решений о создании ООПТ местного значения с органами государственной власти этих субъектов в любых случаях. Однако судебная практика признает такие положения не соответствующими Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях", судьи мотивируют свои решения тем, что положение ст. 2 данного Закона о том, что особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, не должно нарушать компетенцию органа местного самоуправления <1>. В Чувашской Республике и Республике Хакасия перечень особо охраняемых природных территорий местного значения утвержден приказом министерства субъекта РФ, что также является вторжением в компетенцию местного самоуправления <2>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
Статья: Правовые основы развития экологического туризма с учетом экологических вызовов на приграничной территории
(Оленина Т.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)<6> Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 18 января 2024 г. N 53 "Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, расположенных в границах Республики Карелия" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 22.01.2024.
(Оленина Т.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)<6> Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 18 января 2024 г. N 53 "Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, расположенных в границах Республики Карелия" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 22.01.2024.
Статья: Правовой режим особо охраняемых природных территорий в Португальской Республике и Российской Федерации
(Батыршина Г.Ф.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Перечень ООПТ в Португальской Республике, как и в Российской Федерации, не является исчерпывающим. Так, региональные и муниципальные власти могут устанавливать иные категории ООПТ (например, региональный микрозаповедник Мойньуш-ду-Дау (Moinhos do Dao <6>); региональная охраняемая территория для управления средами обитания или видами Принсесс-Алис (Banco Princesa Alice <7>); региональная охраняемая территория для управления ресурсами Жуана ди Каштру (Banco D. Joao de Castro <8>).
(Батыршина Г.Ф.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Перечень ООПТ в Португальской Республике, как и в Российской Федерации, не является исчерпывающим. Так, региональные и муниципальные власти могут устанавливать иные категории ООПТ (например, региональный микрозаповедник Мойньуш-ду-Дау (Moinhos do Dao <6>); региональная охраняемая территория для управления средами обитания или видами Принсесс-Алис (Banco Princesa Alice <7>); региональная охраняемая территория для управления ресурсами Жуана ди Каштру (Banco D. Joao de Castro <8>).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)19.1. В ч. 15.2 комментируемой статьи, на которую сделана ссылка в ч. 19.1 комментируемой статьи, говорится об обязанности Минприроды в срок не более чем шесть месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения об изменении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Согласно ч. 19.1 комментируемой статьи обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в таких случаях, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ Байкальской природной территории и ее экологических зон, выполненное по форме, предусмотренной для графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, перечень координат характерных точек границ Байкальской природной территории и ее экологических зон в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в формате, установленном для графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)19.1. В ч. 15.2 комментируемой статьи, на которую сделана ссылка в ч. 19.1 комментируемой статьи, говорится об обязанности Минприроды в срок не более чем шесть месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения об изменении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Согласно ч. 19.1 комментируемой статьи обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в таких случаях, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ Байкальской природной территории и ее экологических зон, выполненное по форме, предусмотренной для графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, перечень координат характерных точек границ Байкальской природной территории и ее экологических зон в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в формате, установленном для графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории.
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)В части развития особо охраняемых природных территорий местного значения следует заметить, что "круг вопросов и задач, решаемых органами местного самоуправления на территориях муниципальных образований и связанных непосредственно с организацией жизнеобеспечения населения, объясняет доминирование культурного и рекреационного направлений в создаваемых ООПТ местного значения" [6, с. 295]. Перечень ООПТ местного значения и порядок их создания определяются законами субъектов РФ. Например, в Астраханской области к числу ООПТ местного значения относятся парки; охраняемые береговые линии; охраняемые речные системы; охраняемые природные ландшафты; биологические станции; природные заповедные территории; охраняемые природные объекты; нерестовые массивы <3>. Соответственно, органы местного самоуправления, инициируя создание ООПТ местного значения, могут планировать развитие экологического туризма на соответствующей территории, что обусловит появление новых "зеленых" рабочих мест, а также пополнение местного бюджета за счет налогов на имущество физических лиц, арендной платы с частных арендаторов муниципальных земельных участков, прилегающих к ООПТ местного значения, и обслуживающих туристов и т.д.
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)В части развития особо охраняемых природных территорий местного значения следует заметить, что "круг вопросов и задач, решаемых органами местного самоуправления на территориях муниципальных образований и связанных непосредственно с организацией жизнеобеспечения населения, объясняет доминирование культурного и рекреационного направлений в создаваемых ООПТ местного значения" [6, с. 295]. Перечень ООПТ местного значения и порядок их создания определяются законами субъектов РФ. Например, в Астраханской области к числу ООПТ местного значения относятся парки; охраняемые береговые линии; охраняемые речные системы; охраняемые природные ландшафты; биологические станции; природные заповедные территории; охраняемые природные объекты; нерестовые массивы <3>. Соответственно, органы местного самоуправления, инициируя создание ООПТ местного значения, могут планировать развитие экологического туризма на соответствующей территории, что обусловит появление новых "зеленых" рабочих мест, а также пополнение местного бюджета за счет налогов на имущество физических лиц, арендной платы с частных арендаторов муниципальных земельных участков, прилегающих к ООПТ местного значения, и обслуживающих туристов и т.д.