Перечень обязательных стандартов
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень обязательных стандартов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какие профессиональные стандарты являются обязательными к применению?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Перечень обязательных к применению профессиональных стандартов
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Перечень обязательных к применению профессиональных стандартов
Нормативные акты
Указание Банка России от 30.05.2016 N 4026-У
(ред. от 31.03.2025)
"О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов, базовых стандартов и требованиях к их содержанию, а также перечне операций (содержании видов деятельности) на финансовом рынке, подлежащих стандартизации в зависимости от вида деятельности финансовых организаций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2016 N 42453)Глава 1. Перечень обязательных для разработки саморегулируемыми организациями базовых стандартов
(ред. от 31.03.2025)
"О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов, базовых стандартов и требованиях к их содержанию, а также перечне операций (содержании видов деятельности) на финансовом рынке, подлежащих стандартизации в зависимости от вида деятельности финансовых организаций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2016 N 42453)Глава 1. Перечень обязательных для разработки саморегулируемыми организациями базовых стандартов
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Необходимо отметить, что применение судами указанного выше Перечня могло быть обусловлено тем, что он являлся обязательным в силу включения в Перечень обязательных стандартов <1>. Между тем с 01.07.2015 по 31.07.2020 действовал Перечень стандартов, в котором указанные СНиП уже отсутствовали. Не вошли они и в Перечень стандартов, утвержденный в 2020 году <2>, в 2021 году <3>. Однако ряд судов по-прежнему применяют указанный Перечень при разрешении споров о том, требовалось ли разрешение на строительство при выполнении тех или иных работ <4>. Так, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в одном деле <5> указал, что выполненные работы по размещению временных бытовок, прокладке временных коммуникаций, установке временного ограждения по границам земельного участка, расчистке территории строительства, выполнению проектной дороги без верхнего покрытия, рытью котлована и начальных работ по его укреплению имеют характер подготовительных, направлены на обеспечение безопасности строительства и не относятся к перечню основных строительных работ, выполнение которых невозможно без получения разрешения на строительство. К аналогичным выводам пришел Арбитражный суд Центрального округа <6>, обративший внимание, что при оценке факта устройства ограждения, а также временного электроснабжения, не предусмотренного проектной документацией, нижестоящими судами допущена необоснованная подмена понятий "подготовительные строительные работы" и "подготовительные работы по организации стройплощадки перед началом строительства". Но назвать такую практику системной не представляется возможным.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Необходимо отметить, что применение судами указанного выше Перечня могло быть обусловлено тем, что он являлся обязательным в силу включения в Перечень обязательных стандартов <1>. Между тем с 01.07.2015 по 31.07.2020 действовал Перечень стандартов, в котором указанные СНиП уже отсутствовали. Не вошли они и в Перечень стандартов, утвержденный в 2020 году <2>, в 2021 году <3>. Однако ряд судов по-прежнему применяют указанный Перечень при разрешении споров о том, требовалось ли разрешение на строительство при выполнении тех или иных работ <4>. Так, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в одном деле <5> указал, что выполненные работы по размещению временных бытовок, прокладке временных коммуникаций, установке временного ограждения по границам земельного участка, расчистке территории строительства, выполнению проектной дороги без верхнего покрытия, рытью котлована и начальных работ по его укреплению имеют характер подготовительных, направлены на обеспечение безопасности строительства и не относятся к перечню основных строительных работ, выполнение которых невозможно без получения разрешения на строительство. К аналогичным выводам пришел Арбитражный суд Центрального округа <6>, обративший внимание, что при оценке факта устройства ограждения, а также временного электроснабжения, не предусмотренного проектной документацией, нижестоящими судами допущена необоснованная подмена понятий "подготовительные строительные работы" и "подготовительные работы по организации стройплощадки перед началом строительства". Но назвать такую практику системной не представляется возможным.
Статья: Саморегулирование в стандартизации страховой деятельности
(Артамонов А.)
("Современные страховые технологии", 2025, N 1)В ближайшей перспективе Экспертная группа будет решать такие серьезные задачи, как разработка двух новых стандартов, обозначенных Банком России в перечне обязательных для разработки СРО: базового стандарта корпоративного управления и базового стандарта внутреннего контроля.
(Артамонов А.)
("Современные страховые технологии", 2025, N 1)В ближайшей перспективе Экспертная группа будет решать такие серьезные задачи, как разработка двух новых стандартов, обозначенных Банком России в перечне обязательных для разработки СРО: базового стандарта корпоративного управления и базового стандарта внутреннего контроля.
Статья: Необходимость организации медико-правовой работы в субъекте РФ как фактор, способствующий снижению рисков ненадлежащего осуществления медицинской деятельности (практика Хабаровского края)
(Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 3)4. Расширить в "Профессиональных стандартах" перечень обязательных компетенций, входящих в обязанности руководителей медицинских организаций и медицинских работников по правовым вопросам в здравоохранении.
(Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 3)4. Расширить в "Профессиональных стандартах" перечень обязательных компетенций, входящих в обязанности руководителей медицинских организаций и медицинских работников по правовым вопросам в здравоохранении.
Статья: О видах конкуренции вузов на рынке образовательных услуг
(Кванина В.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)В юридической литературе высказано мнение о том, что перечня обязательных предметов в государственном образовательном стандарте в принципе не должно быть. "Для повышения качества юридического образования юридические вузы и факультеты должны конкурировать между собой за абитуриентов, показывая, что их учебные планы дают возможность готовить сильных и востребованных специалистов в одной, нескольких или многих областях права" <18>. С данной позицией можно было бы согласиться, так как в одних вузах сложилась, например, сильная цивилистическая школа, в других - уголовно-правовая. Однако все выпускники получают документ об оконченном высшем образовании, и для лиц, с которыми они вступают в отношения на профессиональной основе, важен будет диплом, а не приложение к диплому (многие потребители не разбираются в тонкостях дисциплин соответствующей специальности). Этот аргумент говорит в пользу включения в обязательную часть государственного образовательного стандарта обязательных дисциплин, но критерии отбора этих дисциплин должны быть пересмотрены с учетом современных потребностей разных сфер общественной жизни.
(Кванина В.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)В юридической литературе высказано мнение о том, что перечня обязательных предметов в государственном образовательном стандарте в принципе не должно быть. "Для повышения качества юридического образования юридические вузы и факультеты должны конкурировать между собой за абитуриентов, показывая, что их учебные планы дают возможность готовить сильных и востребованных специалистов в одной, нескольких или многих областях права" <18>. С данной позицией можно было бы согласиться, так как в одних вузах сложилась, например, сильная цивилистическая школа, в других - уголовно-правовая. Однако все выпускники получают документ об оконченном высшем образовании, и для лиц, с которыми они вступают в отношения на профессиональной основе, важен будет диплом, а не приложение к диплому (многие потребители не разбираются в тонкостях дисциплин соответствующей специальности). Этот аргумент говорит в пользу включения в обязательную часть государственного образовательного стандарта обязательных дисциплин, но критерии отбора этих дисциплин должны быть пересмотрены с учетом современных потребностей разных сфер общественной жизни.
Готовое решение: Как предоставить работнику дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом предоставляйте совместителю (внешнему или внутреннему) в том же порядке, что и основному работнику. Ограничений или особенностей не предусмотрено. Чтобы использовать указанные выходные дни, совместитель должен представить вам стандартный перечень документов. Представление работником каких-либо дополнительных документов в связи с тем, что он является совместителем, нормативно не предусмотрено. Вы не вправе их требовать, но можете попросить представить при необходимости. Учтите также некоторые нюансы, связанные с оплатой совместителям данных выходных дней. Такие выводы следуют, в частности, из ст. 262, ч. 2 ст. 287 ТК РФ, п. п. 2 - 9, 11 - 16 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, п. 7 Правил признания лица инвалидом, п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1.
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом предоставляйте совместителю (внешнему или внутреннему) в том же порядке, что и основному работнику. Ограничений или особенностей не предусмотрено. Чтобы использовать указанные выходные дни, совместитель должен представить вам стандартный перечень документов. Представление работником каких-либо дополнительных документов в связи с тем, что он является совместителем, нормативно не предусмотрено. Вы не вправе их требовать, но можете попросить представить при необходимости. Учтите также некоторые нюансы, связанные с оплатой совместителям данных выходных дней. Такие выводы следуют, в частности, из ст. 262, ч. 2 ст. 287 ТК РФ, п. п. 2 - 9, 11 - 16 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, п. 7 Правил признания лица инвалидом, п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1.
Статья: О полномочиях государственного регистратора в ходе упрощенного порядка регистрации жилых и садовых домов
(Ульянов А.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 4)Действительно, СНиП 30-02-97 утверждены в соответствии с Техническим регламентом (абз. 1 Приказа Минрегиона России от 30.12.2010 N 849). Но, как следует из Технического регламента, далеко не все подобные своды правил признаются юридически обязательными. Так, согласно части 1 статьи 6 Технического регламента перечень обязательных национальных стандартов и сводов правил (или их частей) устанавливается Правительством Российской Федерации. Национальные стандарты и своды правил (или части таковых), соблюдаемые на добровольной основе, то есть имеющие рекомендательный характер, включаются в перечень, утверждаемый органом государственной власти Российской Федерации по стандартизации (ч. 7 ст. 6 Технического регламента) - Росстандартом. В актуальный для второго дела период времени действовал перечень обязательных национальных стандартов и сводов правил, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (утратил силу), но СНиП 30-02-97 в этот перечень не входят ни полностью, ни частично. Напротив, СНиП 30-02-97 включены в актуальный перечень рекомендательных национальных стандартов и сводов правил, который был утвержден Приказом Росстандарта от 17.04.2019 N 831 (утратил силу).
(Ульянов А.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 4)Действительно, СНиП 30-02-97 утверждены в соответствии с Техническим регламентом (абз. 1 Приказа Минрегиона России от 30.12.2010 N 849). Но, как следует из Технического регламента, далеко не все подобные своды правил признаются юридически обязательными. Так, согласно части 1 статьи 6 Технического регламента перечень обязательных национальных стандартов и сводов правил (или их частей) устанавливается Правительством Российской Федерации. Национальные стандарты и своды правил (или части таковых), соблюдаемые на добровольной основе, то есть имеющие рекомендательный характер, включаются в перечень, утверждаемый органом государственной власти Российской Федерации по стандартизации (ч. 7 ст. 6 Технического регламента) - Росстандартом. В актуальный для второго дела период времени действовал перечень обязательных национальных стандартов и сводов правил, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (утратил силу), но СНиП 30-02-97 в этот перечень не входят ни полностью, ни частично. Напротив, СНиП 30-02-97 включены в актуальный перечень рекомендательных национальных стандартов и сводов правил, который был утвержден Приказом Росстандарта от 17.04.2019 N 831 (утратил силу).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Положения ч. 1 комментируемой статьи определяют перечень сведений, которые должен содержать стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Так, установлено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги должен предусматривать:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Положения ч. 1 комментируемой статьи определяют перечень сведений, которые должен содержать стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Так, установлено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги должен предусматривать:
Статья: Актуализация СНиПов. Какие нормы утратили силу и какие риски остались
(Кузина М.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Постановление выполнило несколько задач. Во-первых, отменило документы, которые делали обязательным применение части правил. Во-вторых, упорядочило перечень обязательных СНиПов, стандартов с систематизацией по сферам деятельности и видам работ. После систематизации 1 августа 2020 года обязательны к применению национальные стандарты.
(Кузина М.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Постановление выполнило несколько задач. Во-первых, отменило документы, которые делали обязательным применение части правил. Во-вторых, упорядочило перечень обязательных СНиПов, стандартов с систематизацией по сферам деятельности и видам работ. После систематизации 1 августа 2020 года обязательны к применению национальные стандарты.
Статья: Инвентаризация будет проводиться по новым правилам
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 6)Принципиально не изменилась такая часть перечня случаев обязательной инвентаризации (в редакции стандарта): ее проведение в случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация. В этом случае она проводится непосредственно по окончании соответствующего события (при наличии возможности проведения инвентаризации в данный срок).
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 6)Принципиально не изменилась такая часть перечня случаев обязательной инвентаризации (в редакции стандарта): ее проведение в случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация. В этом случае она проводится непосредственно по окончании соответствующего события (при наличии возможности проведения инвентаризации в данный срок).