Перечень объектов размещения отходов



Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень объектов размещения отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

показать больше документов

Судебная практика

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2024 N 88-9204/2024 (УИД 34RS0001-01-2023-001590-67)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования: О запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда или причиняющей вред окружающей среде.
Обстоятельства: Истец указал, что полигон находится на земельном участке, который предоставлен Ответчику по договору аренды. Документы, подтверждающие проведение геологических, гидрологических и иных исследований на территории полигона, проектная документация на строительство, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта размещения отходов, положительное заключение государственной экологической экспертизы отсутствуют, объект не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Оставил без внимания, что фактическое использование объекта с указанного периода о его вводе в эксплуатацию с бесспорностью не свидетельствует, равно как и инициирование процедуры включения спорного объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, перечень объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации - о включении объекта в соответствующий перечень не свидетельствует.
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.06.2023 N 88а-11072/2023 по делу N 2а-313/2023 (УИД 89RS0012-01-2022-000461-25)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконными предостережений.
Обстоятельства: Администрация не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, ее полномочия являются властно-распорядительными в данной области, поэтому она не может являться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, не внесена в реестр плательщиков данной платы, следовательно, не несет обязанности по подаче декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Решение: Удовлетворено.
Судами обосновано отмечено, что объекты размещения ТБО поименованные в предостережениях введены в эксплуатацию до 1 января 2019 года, и их эксплуатация в силу переходных положений закона допускалась до 1 января 2023 года в отсутствие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. При этом, объекты ТБО при наличии заключения уполномоченного органа могли быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Какие требования предъявляются к объектам размещения отходов
(КонсультантПлюс, 2025)
До 1 января 2026 г. отходы можно размещать на объектах размещения ТКО, которые были введены в действие до 1 января 2019 г., даже если они не имеют документации, предусмотренной законодательством РФ, и не внесены в госреестр объектов размещения отходов. Если есть заключение Минприроды России о возможности использовать такие объекты для размещения ТКО, то по решению уполномоченного исполнительного органа субъекта РФ они могут быть внесены в перечень объектов размещения отходов на территории этого субъекта (п. п. 2.1, 8 ст. 29.1 Закона об отходах).
Готовое решение: Какие разрешительные документы нужны для объектов НВОС I и II категорий
(КонсультантПлюс, 2025)
объект, на котором предполагается размещение отходов, отсутствует в госреестре объектов размещения отходов (формируется в соответствии с разд. III Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 02.04.2025 N 167) и (или) в перечне объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ (формируется согласно Порядку, утвержденному Приказом Минприроды России от 19.10.2021 N 765);
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)
8. До 1 января 2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2026 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
В то же время полное исключение при отсутствии соответствующих оснований из схемы потоков какого-либо объекта, подлежащего включению в перечень объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов территориальной схемы, не отвечает требованиям вышеприведенных норм Закона об отходах и Правил N 1130, является по существу произвольным, устанавливает не предусмотренные федеральным законодательством ограничения на осуществление деятельности юридических лиц по обращению с отходами.
показать больше документов