Перечень объектов размещения отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень объектов размещения отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2024 N 88-9204/2024 (УИД 34RS0001-01-2023-001590-67)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования: О запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда или причиняющей вред окружающей среде.
Обстоятельства: Истец указал, что полигон находится на земельном участке, который предоставлен Ответчику по договору аренды. Документы, подтверждающие проведение геологических, гидрологических и иных исследований на территории полигона, проектная документация на строительство, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта размещения отходов, положительное заключение государственной экологической экспертизы отсутствуют, объект не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.Оставил без внимания, что фактическое использование объекта с указанного периода о его вводе в эксплуатацию с бесспорностью не свидетельствует, равно как и инициирование процедуры включения спорного объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, перечень объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации - о включении объекта в соответствующий перечень не свидетельствует.
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования: О запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда или причиняющей вред окружающей среде.
Обстоятельства: Истец указал, что полигон находится на земельном участке, который предоставлен Ответчику по договору аренды. Документы, подтверждающие проведение геологических, гидрологических и иных исследований на территории полигона, проектная документация на строительство, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта размещения отходов, положительное заключение государственной экологической экспертизы отсутствуют, объект не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.Оставил без внимания, что фактическое использование объекта с указанного периода о его вводе в эксплуатацию с бесспорностью не свидетельствует, равно как и инициирование процедуры включения спорного объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, перечень объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации - о включении объекта в соответствующий перечень не свидетельствует.
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.06.2023 N 88а-11072/2023 по делу N 2а-313/2023 (УИД 89RS0012-01-2022-000461-25)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконными предостережений.
Обстоятельства: Администрация не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, ее полномочия являются властно-распорядительными в данной области, поэтому она не может являться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, не внесена в реестр плательщиков данной платы, следовательно, не несет обязанности по подаче декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Решение: Удовлетворено.Судами обосновано отмечено, что объекты размещения ТБО поименованные в предостережениях введены в эксплуатацию до 1 января 2019 года, и их эксплуатация в силу переходных положений закона допускалась до 1 января 2023 года в отсутствие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. При этом, объекты ТБО при наличии заключения уполномоченного органа могли быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконными предостережений.
Обстоятельства: Администрация не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, ее полномочия являются властно-распорядительными в данной области, поэтому она не может являться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, не внесена в реестр плательщиков данной платы, следовательно, не несет обязанности по подаче декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Решение: Удовлетворено.Судами обосновано отмечено, что объекты размещения ТБО поименованные в предостережениях введены в эксплуатацию до 1 января 2019 года, и их эксплуатация в силу переходных положений закона допускалась до 1 января 2023 года в отсутствие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. При этом, объекты ТБО при наличии заключения уполномоченного органа могли быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие требования предъявляются к объектам размещения отходов
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 января 2026 г. отходы можно размещать на объектах размещения ТКО, которые были введены в действие до 1 января 2019 г., даже если они не имеют документации, предусмотренной законодательством РФ, и не внесены в госреестр объектов размещения отходов. Если есть заключение Минприроды России о возможности использовать такие объекты для размещения ТКО, то по решению уполномоченного исполнительного органа субъекта РФ они могут быть внесены в перечень объектов размещения отходов на территории этого субъекта (п. п. 2.1, 8 ст. 29.1 Закона об отходах).
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 января 2026 г. отходы можно размещать на объектах размещения ТКО, которые были введены в действие до 1 января 2019 г., даже если они не имеют документации, предусмотренной законодательством РФ, и не внесены в госреестр объектов размещения отходов. Если есть заключение Минприроды России о возможности использовать такие объекты для размещения ТКО, то по решению уполномоченного исполнительного органа субъекта РФ они могут быть внесены в перечень объектов размещения отходов на территории этого субъекта (п. п. 2.1, 8 ст. 29.1 Закона об отходах).
Готовое решение: Какие разрешительные документы нужны для объектов НВОС I и II категорий
(КонсультантПлюс, 2025)объект, на котором предполагается размещение отходов, отсутствует в госреестре объектов размещения отходов (формируется в соответствии с разд. III Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 02.04.2025 N 167) и (или) в перечне объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ (формируется согласно Порядку, утвержденному Приказом Минприроды России от 19.10.2021 N 765);
(КонсультантПлюс, 2025)объект, на котором предполагается размещение отходов, отсутствует в госреестре объектов размещения отходов (формируется в соответствии с разд. III Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 02.04.2025 N 167) и (или) в перечне объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ (формируется согласно Порядку, утвержденному Приказом Минприроды России от 19.10.2021 N 765);
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. До 1 января 2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2026 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. До 1 января 2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2026 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)В то же время полное исключение при отсутствии соответствующих оснований из схемы потоков какого-либо объекта, подлежащего включению в перечень объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов территориальной схемы, не отвечает требованиям вышеприведенных норм Закона об отходах и Правил N 1130, является по существу произвольным, устанавливает не предусмотренные федеральным законодательством ограничения на осуществление деятельности юридических лиц по обращению с отходами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)В то же время полное исключение при отсутствии соответствующих оснований из схемы потоков какого-либо объекта, подлежащего включению в перечень объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов территориальной схемы, не отвечает требованиям вышеприведенных норм Закона об отходах и Правил N 1130, является по существу произвольным, устанавливает не предусмотренные федеральным законодательством ограничения на осуществление деятельности юридических лиц по обращению с отходами.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)2. В нашей стране подземные воды являются источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, за счет которого обеспечивается более 50% потребности в воде. В целях минимизации рисков загрязнения и иного негативного воздействия на подземные водные объекты ВК РФ запрещает размещение на их водосборных площадях объектов негативного воздействия на состояние подземных вод - объектов размещения отходов производства и потребления, кладбищ и др. Данный запрет касается водосборных площадей подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)2. В нашей стране подземные воды являются источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, за счет которого обеспечивается более 50% потребности в воде. В целях минимизации рисков загрязнения и иного негативного воздействия на подземные водные объекты ВК РФ запрещает размещение на их водосборных площадях объектов негативного воздействия на состояние подземных вод - объектов размещения отходов производства и потребления, кладбищ и др. Данный запрет касается водосборных площадей подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Статья: Выявление и критерии оценки объектов накопленного вреда окружающей среде
(Гафаров Н.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Под понятием "накопленный вред окружающей среде" (далее - НВОС) подразумевается образовавшийся в результате прошлой финансовой и иной деятельности вред окружающей среде, ликвидация которого либо произведена не в полном объеме, либо не произведена вовсе. Под "объектами накопленного вреда окружающей среде" понимаются объекты капитального строительства, земельные участки, объекты размещения отходов, участки водной поверхности, содержащие накопленный вред окружающей среде или являющиеся его источником.
(Гафаров Н.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Под понятием "накопленный вред окружающей среде" (далее - НВОС) подразумевается образовавшийся в результате прошлой финансовой и иной деятельности вред окружающей среде, ликвидация которого либо произведена не в полном объеме, либо не произведена вовсе. Под "объектами накопленного вреда окружающей среде" понимаются объекты капитального строительства, земельные участки, объекты размещения отходов, участки водной поверхности, содержащие накопленный вред окружающей среде или являющиеся его источником.
Статья: Рекуперация
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции запрещается (п. 2 ст. 51 Закона об охране окружающей среды).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции запрещается (п. 2 ст. 51 Закона об охране окружающей среды).
Вопрос: Каков порядок ведения региональных кадастров отходов?
(Консультация эксперта, 2023)- реестр объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов;
(Консультация эксперта, 2023)- реестр объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов;
Вопрос: Организация хочет взять в аренду муниципальный земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности. Является ли основанием для отказа в предоставлении в аренду муниципального земельного участка его нахождение в зоне затопления и подтопления?
(Консультация эксперта, 2025)3) размещение кладбищ, объектов уничтожения биологических отходов, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
(Консультация эксперта, 2025)3) размещение кладбищ, объектов уничтожения биологических отходов, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В свою очередь, перечень требований, регламентирующих деятельность по рекультивации земель, и, соответственно, перечень документов, необходимых для ее осуществления, обусловлен следующими факторами: видами деятельности и перечнем работ, выполняемых при рекультивации; видом материала, используемого при рекультивации земель; категорией и разрешенным использованием земельных участков, специальным режимом использования земельных участков, обусловленным обременением; особым статусом объекта, расположенного на рекультивируемом земельном участке (объект размещения отходов; объект накопленного вреда окружающей среде; опасные производственные объекты I и II класса опасности; горные выработки).
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В свою очередь, перечень требований, регламентирующих деятельность по рекультивации земель, и, соответственно, перечень документов, необходимых для ее осуществления, обусловлен следующими факторами: видами деятельности и перечнем работ, выполняемых при рекультивации; видом материала, используемого при рекультивации земель; категорией и разрешенным использованием земельных участков, специальным режимом использования земельных участков, обусловленным обременением; особым статусом объекта, расположенного на рекультивируемом земельном участке (объект размещения отходов; объект накопленного вреда окружающей среде; опасные производственные объекты I и II класса опасности; горные выработки).
Статья: Плата за НВОС: ассорти вопросов
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)К сведению. Если объекты, оказывающие НВОС, объекты размещения отходов производства и потребления находятся на территории двух и более субъектов РФ, то декларацию о плате за НВОС нужно подать по каждому субъекту РФ (п. 7 Порядка).
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)К сведению. Если объекты, оказывающие НВОС, объекты размещения отходов производства и потребления находятся на территории двух и более субъектов РФ, то декларацию о плате за НВОС нужно подать по каждому субъекту РФ (п. 7 Порядка).