Перечень нормативных актов по противодействию коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень нормативных актов по противодействию коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства при привлечении к трудовой деятельности государственного (муниципального) служащего (в т.ч. бывшего)
(КонсультантПлюс, 2025)"...Предусмотренную ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность сообщать о заключении договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы несут юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, следовательно, государственное бюджетное учреждение было обоснованно признано субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Предусмотренную ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность сообщать о заключении договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы несут юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, следовательно, государственное бюджетное учреждение было обоснованно признано субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организация антикоррупционной деятельности в муниципальных образованиях Красноярского края
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Разделы "Противодействие коррупции" состоят из подразделов и в целом отражают перечень нормативных правовых актов по противодействию коррупции, сведения о доходах муниципальных должностных лиц, результаты рассмотрения обращений граждан о коррупционных проявлениях и деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и т.д. Также указанные разделы дополняются принятыми муниципальными нормативными правовыми актами и их проектами, методическими материалами, памятками, образцами документов, ссылками на сайты правоохранительных органов и прочей актуальной антикоррупционной информацией. Например, по завершении декларационной кампании поступившие сведения о доходах размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в виде сводных таблиц. Однако анализ структуры сайтов муниципальных органов власти показал, что размещение данных сведений в отдельных муниципальных образованиях неинформативно - поиск указанной информации достаточно затруднителен.
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Разделы "Противодействие коррупции" состоят из подразделов и в целом отражают перечень нормативных правовых актов по противодействию коррупции, сведения о доходах муниципальных должностных лиц, результаты рассмотрения обращений граждан о коррупционных проявлениях и деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и т.д. Также указанные разделы дополняются принятыми муниципальными нормативными правовыми актами и их проектами, методическими материалами, памятками, образцами документов, ссылками на сайты правоохранительных органов и прочей актуальной антикоррупционной информацией. Например, по завершении декларационной кампании поступившие сведения о доходах размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в виде сводных таблиц. Однако анализ структуры сайтов муниципальных органов власти показал, что размещение данных сведений в отдельных муниципальных образованиях неинформативно - поиск указанной информации достаточно затруднителен.
Вопрос: Как принять политику по противодействию коррупции, положение о конфликте интересов, правила обмена деловыми подарками? Можно ли обязать работников ежегодно представлять декларацию конфликта интересов?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Обратите внимание! Локальные нормативные правовые акты (порядки, перечни должностей, положения) по противодействию коррупции хранятся в организации постоянно (п. 465 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Обратите внимание! Локальные нормативные правовые акты (порядки, перечни должностей, положения) по противодействию коррупции хранятся в организации постоянно (п. 465 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"3. При решении вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ необходимо принимать во внимание, что под указанными в статье 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечни), поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"3. При решении вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ необходимо принимать во внимание, что под указанными в статье 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечни), поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.
"Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)7. Невыполнение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренной частью 2 статьи 14 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанности может свидетельствовать об отсутствии вины работодателя бывшего государственного (муниципального) служащего в совершении административного правонарушения, состав которого предусмотрен статьей 19.29 КоАП РФ, при невозможности получения соответствующей информации из трудовой книжки гражданина.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)7. Невыполнение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренной частью 2 статьи 14 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанности может свидетельствовать об отсутствии вины работодателя бывшего государственного (муниципального) служащего в совершении административного правонарушения, состав которого предусмотрен статьей 19.29 КоАП РФ, при невозможности получения соответствующей информации из трудовой книжки гражданина.
Вопрос: Возможно ли включить в трудовой договор с внешним совместителем условие об обязанности работника сообщить работодателю о том, что он является бывшим государственным служащим? Какую можно предусмотреть ответственность за несообщение этой информации?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В соответствии с ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) работник, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудового договора сообщать новому работодателю сведения о последнем месте службы.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В соответствии с ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) работник, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудового договора сообщать новому работодателю сведения о последнем месте службы.
Статья: Федеральный закон "О противодействии коррупции": ретроспектива изменений и перспективы совершенствования
(Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)В связи с этим представляется целесообразным в первую очередь серьезно переработать ч. 2 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции посредством закрепления в ней определенного и четкого набора мер противодействия коррупции в организациях. Видится целесообразным законодательно закрепить перечень локальных нормативных актов, обязательных для разработки, принятия и внедрения в каждой организации.
(Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)В связи с этим представляется целесообразным в первую очередь серьезно переработать ч. 2 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции посредством закрепления в ней определенного и четкого набора мер противодействия коррупции в организациях. Видится целесообразным законодательно закрепить перечень локальных нормативных актов, обязательных для разработки, принятия и внедрения в каждой организации.
Вопрос: О получении бывшим государственным или муниципальным служащим согласия соответствующей комиссии при заключении трудового договора о работе по внутреннему совместительству.
(Письмо Минтруда России от 27.11.2024 N 28-6/ООГ-1353)Вопрос: Согласно ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Письмо Минтруда России от 27.11.2024 N 28-6/ООГ-1353)Вопрос: Согласно ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы (ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы (ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Статья: Борьба с коррупцией на предприятии
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)При разработке локально-нормативных актов следует руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда РФ, где приведен рекомендуемый список мероприятий по противодействию коррупции, однако какие конкретно мероприятия включать в антикоррупционную политику будет решать сама организация в зависимости от своих потребностей и возможностей.
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)При разработке локально-нормативных актов следует руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда РФ, где приведен рекомендуемый список мероприятий по противодействию коррупции, однако какие конкретно мероприятия включать в антикоррупционную политику будет решать сама организация в зависимости от своих потребностей и возможностей.
"Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями"
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Во-первых, разработка локальных нормативных актов, содержащих стандарты поведения организации и ее сотрудников в отношении предупреждения и борьбы с коррупцией. Основными локальными актами являются: антикоррупционная политика, кодексы этики и служебного поведения, положение о конфликте интересов. Эти документы принимаются в общем для локальных актов порядке. Все работники, которых они касаются, должны быть ознакомлены с ними под роспись. Локальные нормативные правовые акты (порядки, перечни должностей, положения) по противодействию коррупции хранятся в организации постоянно (п. 465 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения).
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Во-первых, разработка локальных нормативных актов, содержащих стандарты поведения организации и ее сотрудников в отношении предупреждения и борьбы с коррупцией. Основными локальными актами являются: антикоррупционная политика, кодексы этики и служебного поведения, положение о конфликте интересов. Эти документы принимаются в общем для локальных актов порядке. Все работники, которых они касаются, должны быть ознакомлены с ними под роспись. Локальные нормативные правовые акты (порядки, перечни должностей, положения) по противодействию коррупции хранятся в организации постоянно (п. 465 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения).
Статья: Участие органов прокуратуры в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования: проблемы правоприменения в части определения наличия вмешательства прокуратуры в хозяйственную деятельность
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Так, ООО "АМГ окна" предъявило в Арбитражный суд г. Москвы заявление о признании незаконным представления заместителя северного транспортного прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, мотивируя тем, что ему незаконно вменено нарушение обязанности, предусмотренной Федеральным законом "О противодействии коррупции", однако на момент вынесения оспариваемого представления вина заявителя не была доказана, а также тем, что оспариваемым представлением прокурор вмешался в оперативно-хозяйственную деятельность общества в нарушение п. 2 ст. 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В ходе рассмотрения дела установлено, что заявителем, выступавшим в качестве работодателя, в нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" своевременно не сообщено о заключении договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации. В данном случае заявитель, заключив 27 мая 2023 г. трудовой договор с бывшим государственным служащим, направил уведомление о трудоустройстве от 2 декабря 2022 г. после запроса прокуратуры о предоставлении информации. В связи с этим прокуратура правомерно на основании положений п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 21, п. 1 и 3 ст. 22, п. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" внесла оспариваемое представление. Судом в удовлетворении требований заявителя было отказано. При этом суд указал, что требования прокурора о принятии конкретных мер, которые изложены в представлении, не нарушают права и законные интересы заявителя, не возлагают на него незаконную или излишнюю обязанность. В связи с этим отсутствует вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность общества (дело N А40-29124/23-166-101).
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Так, ООО "АМГ окна" предъявило в Арбитражный суд г. Москвы заявление о признании незаконным представления заместителя северного транспортного прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, мотивируя тем, что ему незаконно вменено нарушение обязанности, предусмотренной Федеральным законом "О противодействии коррупции", однако на момент вынесения оспариваемого представления вина заявителя не была доказана, а также тем, что оспариваемым представлением прокурор вмешался в оперативно-хозяйственную деятельность общества в нарушение п. 2 ст. 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В ходе рассмотрения дела установлено, что заявителем, выступавшим в качестве работодателя, в нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" своевременно не сообщено о заключении договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации. В данном случае заявитель, заключив 27 мая 2023 г. трудовой договор с бывшим государственным служащим, направил уведомление о трудоустройстве от 2 декабря 2022 г. после запроса прокуратуры о предоставлении информации. В связи с этим прокуратура правомерно на основании положений п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 21, п. 1 и 3 ст. 22, п. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" внесла оспариваемое представление. Судом в удовлетворении требований заявителя было отказано. При этом суд указал, что требования прокурора о принятии конкретных мер, которые изложены в представлении, не нарушают права и законные интересы заявителя, не возлагают на него незаконную или излишнюю обязанность. В связи с этим отсутствует вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность общества (дело N А40-29124/23-166-101).