Перечень налоговых расходов Российской Федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень налоговых расходов Российской Федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 340 "Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Однако согласно прямому указанию п. 5 ст. 340 НК РФ, Порядку совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419), цены на минеральное сырье определяются его собственником самостоятельно с учетом цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы. Положения п. 4 ст. 340 НК РФ, содержащие перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по НДПИ, не предусматривают поправочный коэффициент.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Однако согласно прямому указанию п. 5 ст. 340 НК РФ, Порядку совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419), цены на минеральное сырье определяются его собственником самостоятельно с учетом цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы. Положения п. 4 ст. 340 НК РФ, содержащие перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по НДПИ, не предусматривают поправочный коэффициент.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 346.16 "Порядок определения расходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ"Перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по УСН, установлен пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации. Данный перечень расходов является закрытым."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового регулирования налоговых расходов в Российской Федерации
(Мичурина Ю.П.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Также в Бюджетный кодекс Российской Федерации введена ст. 174.3, в которой указываются субъекты, которые устанавливают порядок формирования перечня налоговых расходов и их оценку. Правительство Российской Федерации - основной при этом субъект. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" <15>, принятое в развитие положений ст. 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указывает значение таких понятий, как "нормативные характеристики налоговых расходов Российской Федерации", "паспорт налоговых расходов Российской Федерации", и других производных от основного термина понятий.
(Мичурина Ю.П.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Также в Бюджетный кодекс Российской Федерации введена ст. 174.3, в которой указываются субъекты, которые устанавливают порядок формирования перечня налоговых расходов и их оценку. Правительство Российской Федерации - основной при этом субъект. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" <15>, принятое в развитие положений ст. 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указывает значение таких понятий, как "нормативные характеристики налоговых расходов Российской Федерации", "паспорт налоговых расходов Российской Федерации", и других производных от основного термина понятий.
Статья: Становление и развитие системы оценки налоговых расходов
(Домбровский Е.А., Кочетков Н.Д.)
("Финансы", 2024, N 4)Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2019 N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" (далее - Правила) реализация концепции налоговых расходов в России приобрела системный характер.
(Домбровский Е.А., Кочетков Н.Д.)
("Финансы", 2024, N 4)Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2019 N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" (далее - Правила) реализация концепции налоговых расходов в России приобрела системный характер.
Нормативные акты
"Перечень налоговых расходов Российской Федерации (по состоянию на 09.09.2025)"По состоянию на 09.09.2025
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Перечень налоговых расходов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией, в разрезе государственных (муниципальных) программ, а также направлений деятельности, не относящихся к государственным (муниципальным) программам.
(ред. от 31.07.2025)1. Перечень налоговых расходов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией, в разрезе государственных (муниципальных) программ, а также направлений деятельности, не относящихся к государственным (муниципальным) программам.
Статья: Институт налоговых расходов бюджета в системе реализации социальных функций государства
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2021, N 8)В российское законодательство понятие "налоговые расходы" введено в БК РФ Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 494-ФЗ <5>. Соответствующая норма закрепляет, что в ведении Правительства РФ находятся закрепление перечня налоговых расходов, а также оценка налоговых расходов. В 2019 г. Правительством РФ утверждены Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации (далее - Правила).
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2021, N 8)В российское законодательство понятие "налоговые расходы" введено в БК РФ Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 494-ФЗ <5>. Соответствующая норма закрепляет, что в ведении Правительства РФ находятся закрепление перечня налоговых расходов, а также оценка налоговых расходов. В 2019 г. Правительством РФ утверждены Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации (далее - Правила).
Статья: Некоторые аспекты налогообложения недвижимого имущества семей с детьми
(Кабанов С.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 4)<10> Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439 (ред. от 08.02.2022) "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Кабанов С.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 4)<10> Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439 (ред. от 08.02.2022) "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Компания на УСН, которая выбрала для работы объект "доходы минус расходы", вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму расходов. Но списать можно не любые расходы. Список разрешенных содержится в статье 346.16 Налогового кодекса РФ. Это закрытый перечень расходов, и расширять его нельзя. Вот основные расходы, которые можно учесть на УСН:
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Компания на УСН, которая выбрала для работы объект "доходы минус расходы", вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму расходов. Но списать можно не любые расходы. Список разрешенных содержится в статье 346.16 Налогового кодекса РФ. Это закрытый перечень расходов, и расширять его нельзя. Вот основные расходы, которые можно учесть на УСН:
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Однако согласно прямому указанию п. 5 ст. 340 НК РФ, Порядку совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419), цены на минеральное сырье определяются его собственником самостоятельно с учетом цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы. Положения п. 4 ст. 340 НК РФ, содержащие перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по НДПИ, не предусматривают поправочный коэффициент (Постановление АС ЗСО от 19.06.2023 N Ф04-1734/2023 по делу N А27-17460/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Однако согласно прямому указанию п. 5 ст. 340 НК РФ, Порядку совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419), цены на минеральное сырье определяются его собственником самостоятельно с учетом цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы. Положения п. 4 ст. 340 НК РФ, содержащие перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по НДПИ, не предусматривают поправочный коэффициент (Постановление АС ЗСО от 19.06.2023 N Ф04-1734/2023 по делу N А27-17460/2022).
Готовое решение: Как при расчете налога на прибыль учесть расходы на оплату труда
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Некоторые расходы на оплату труда нельзя учесть, даже если предусмотреть их в трудовом или коллективном договоре. Дело в том, что в ст. 270 НК РФ приведен перечень расходов, которые не учитываются для целей налога на прибыль. К примеру, это премии за счет чистой прибыли или целевых поступлений (п. п. 1, 22 ст. 270 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Некоторые расходы на оплату труда нельзя учесть, даже если предусмотреть их в трудовом или коллективном договоре. Дело в том, что в ст. 270 НК РФ приведен перечень расходов, которые не учитываются для целей налога на прибыль. К примеру, это премии за счет чистой прибыли или целевых поступлений (п. п. 1, 22 ст. 270 НК РФ).
Статья: Регулирующая функция налогов как механизм развития демографической политики
(Куркина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Необходимо также учесть тот факт, что закрепление налоговых льгот с позиции финансового права является налоговыми расходами государства, которые в соответствии с Правилами формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации делятся на социальные, стимулирующие и технические <5>. При этом в соответствии с Правилами социальными расходами как раз являются расходы на предоставление налоговых льгот отдельным группам граждан, а стимулирующими являются расходы в контексте установления налоговых льгот для субъектов предпринимательской деятельности с целью стимулирования роста экономики <6>. Однако в науке налогового и финансового права доказан и обоснован факт наличия стимулирующего потенциала налоговых льгот и преференций, предоставляемых социально незащищенным слоям населения <7>.
(Куркина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Необходимо также учесть тот факт, что закрепление налоговых льгот с позиции финансового права является налоговыми расходами государства, которые в соответствии с Правилами формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации делятся на социальные, стимулирующие и технические <5>. При этом в соответствии с Правилами социальными расходами как раз являются расходы на предоставление налоговых льгот отдельным группам граждан, а стимулирующими являются расходы в контексте установления налоговых льгот для субъектов предпринимательской деятельности с целью стимулирования роста экономики <6>. Однако в науке налогового и финансового права доказан и обоснован факт наличия стимулирующего потенциала налоговых льгот и преференций, предоставляемых социально незащищенным слоям населения <7>.
Статья: Правосубъектность публично-правовых образований в аспекте налогового суверенитета Российского государства
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)<23> См.: Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439 (ред. от 27 декабря 2019 г.) "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 16. Ст. 1946; 2020. N 1 (часть II). Ст. 100.
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)<23> См.: Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439 (ред. от 27 декабря 2019 г.) "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 16. Ст. 1946; 2020. N 1 (часть II). Ст. 100.
Статья: Налоговые расходы как правовая категория
(Хаванова И.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" <4> закрепил в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) определение налоговых расходов публично-правового образования как выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы РФ, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам <5>. В результате в настоящее время, как отмечается в литературе, "основными мерами государственной (муниципальной) финансовой поддержки являются меры бюджетной поддержки в виде предоставления субсидий (включая гранты), гарантий, бюджетных кредитов и меры налоговой поддержки... (налоговые расходы)" <6>. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439 утверждены Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации (далее - Правила) <7>.
(Хаванова И.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" <4> закрепил в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) определение налоговых расходов публично-правового образования как выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы РФ, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам <5>. В результате в настоящее время, как отмечается в литературе, "основными мерами государственной (муниципальной) финансовой поддержки являются меры бюджетной поддержки в виде предоставления субсидий (включая гранты), гарантий, бюджетных кредитов и меры налоговой поддержки... (налоговые расходы)" <6>. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439 утверждены Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации (далее - Правила) <7>.