Перечень налоговых расходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень налоговых расходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 340 "Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Однако согласно прямому указанию п. 5 ст. 340 НК РФ, Порядку совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419), цены на минеральное сырье определяются его собственником самостоятельно с учетом цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы. Положения п. 4 ст. 340 НК РФ, содержащие перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по НДПИ, не предусматривают поправочный коэффициент.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Однако согласно прямому указанию п. 5 ст. 340 НК РФ, Порядку совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419), цены на минеральное сырье определяются его собственником самостоятельно с учетом цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы. Положения п. 4 ст. 340 НК РФ, содержащие перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по НДПИ, не предусматривают поправочный коэффициент.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Налог на прибыль: Налоговый орган доначислил налог на прибыль (предложил уменьшить убыток) в связи с включением прямых расходов в состав косвенных
(КонсультантПлюс, 2025)Утвержденной приказом (распоряжением) руководителя учетной политикой для целей налогообложения, из которой видно, что в проверяемый период спорные затраты прямо отнесены к косвенным либо их нет в закрытом перечне прямых расходов >>>
(КонсультантПлюс, 2025)Утвержденной приказом (распоряжением) руководителя учетной политикой для целей налогообложения, из которой видно, что в проверяемый период спорные затраты прямо отнесены к косвенным либо их нет в закрытом перечне прямых расходов >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Интеллектуальная собственность. Обзор событий в России и за рубежом (второе полугодие 2022 г.)
(Власов В.В., Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1.2. Расширен перечень видов НИОКР, расходы на которые
(Власов В.В., Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1.2. Расширен перечень видов НИОКР, расходы на которые
Нормативные акты
"Перечень налоговых расходов Российской Федерации (по состоянию на 09.09.2025)"По состоянию на 09.09.2025
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Перечень налоговых расходов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией, в разрезе государственных (муниципальных) программ, а также направлений деятельности, не относящихся к государственным (муниципальным) программам.
(ред. от 31.07.2025)1. Перечень налоговых расходов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией, в разрезе государственных (муниципальных) программ, а также направлений деятельности, не относящихся к государственным (муниципальным) программам.
Готовое решение: Как применять УСН с объектом "доходы минус расходы"
(КонсультантПлюс, 2025)Доходы определяйте как для налога на прибыль. Перечень расходов, на которые можно уменьшить доходы, приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Доходы определяйте как для налога на прибыль. Перечень расходов, на которые можно уменьшить доходы, приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Готовое решение: Прямые и косвенные расходы в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)По расходам, связанным с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), налогоплательщики сами определяют в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов (п. 1 ст. 318 НК РФ). Например, затраты на электроэнергию, которые являются неотъемлемой частью расходов, связанных с основной производственной деятельностью, и формируют стоимость выпускаемой готовой продукции, следует отнести к прямым расходам. Такой вывод сделан в Определении Верховного Суда РФ от 06.05.2020 N 307-ЭС20-5919. А, к примеру, затраты на электроснабжение помещений, использование которых напрямую не связано с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), в частности, помещений для руководителя организации, бухгалтерии, отдела кадров, можно отнести к косвенным расходам. Такой вывод можно сделать из анализа п. 1 ст. 318 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)По расходам, связанным с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), налогоплательщики сами определяют в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов (п. 1 ст. 318 НК РФ). Например, затраты на электроэнергию, которые являются неотъемлемой частью расходов, связанных с основной производственной деятельностью, и формируют стоимость выпускаемой готовой продукции, следует отнести к прямым расходам. Такой вывод сделан в Определении Верховного Суда РФ от 06.05.2020 N 307-ЭС20-5919. А, к примеру, затраты на электроснабжение помещений, использование которых напрямую не связано с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), в частности, помещений для руководителя организации, бухгалтерии, отдела кадров, можно отнести к косвенным расходам. Такой вывод можно сделать из анализа п. 1 ст. 318 НК РФ.
Статья: Правосубъектность публично-правовых образований в аспекте налогового суверенитета Российского государства
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)<23> См.: Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439 (ред. от 27 декабря 2019 г.) "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 16. Ст. 1946; 2020. N 1 (часть II). Ст. 100.
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)<23> См.: Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439 (ред. от 27 декабря 2019 г.) "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 16. Ст. 1946; 2020. N 1 (часть II). Ст. 100.
Готовое решение: Налогообложение услуг кейтеринга
(КонсультантПлюс, 2025)Входит ли кейтеринговое обслуживание мероприятия в перечень представительских расходов для налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Входит ли кейтеринговое обслуживание мероприятия в перечень представительских расходов для налога на прибыль
Статья: Налоговые расходы как правовая категория
(Хаванова И.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" <4> закрепил в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) определение налоговых расходов публично-правового образования как выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы РФ, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам <5>. В результате в настоящее время, как отмечается в литературе, "основными мерами государственной (муниципальной) финансовой поддержки являются меры бюджетной поддержки в виде предоставления субсидий (включая гранты), гарантий, бюджетных кредитов и меры налоговой поддержки... (налоговые расходы)" <6>. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439 утверждены Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации (далее - Правила) <7>.
(Хаванова И.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" <4> закрепил в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) определение налоговых расходов публично-правового образования как выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы РФ, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам <5>. В результате в настоящее время, как отмечается в литературе, "основными мерами государственной (муниципальной) финансовой поддержки являются меры бюджетной поддержки в виде предоставления субсидий (включая гранты), гарантий, бюджетных кредитов и меры налоговой поддержки... (налоговые расходы)" <6>. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439 утверждены Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации (далее - Правила) <7>.
Статья: Прямые или косвенные расходы: учет для налога на прибыль
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 8)Базовый перечень налоговых прямых расходов можно найти в п. 1 ст. 318 НК РФ. Это:
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 8)Базовый перечень налоговых прямых расходов можно найти в п. 1 ст. 318 НК РФ. Это:
Статья: Регулирующая функция налогов как механизм развития демографической политики
(Куркина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Необходимо также учесть тот факт, что закрепление налоговых льгот с позиции финансового права является налоговыми расходами государства, которые в соответствии с Правилами формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации делятся на социальные, стимулирующие и технические <5>. При этом в соответствии с Правилами социальными расходами как раз являются расходы на предоставление налоговых льгот отдельным группам граждан, а стимулирующими являются расходы в контексте установления налоговых льгот для субъектов предпринимательской деятельности с целью стимулирования роста экономики <6>. Однако в науке налогового и финансового права доказан и обоснован факт наличия стимулирующего потенциала налоговых льгот и преференций, предоставляемых социально незащищенным слоям населения <7>.
(Куркина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Необходимо также учесть тот факт, что закрепление налоговых льгот с позиции финансового права является налоговыми расходами государства, которые в соответствии с Правилами формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации делятся на социальные, стимулирующие и технические <5>. При этом в соответствии с Правилами социальными расходами как раз являются расходы на предоставление налоговых льгот отдельным группам граждан, а стимулирующими являются расходы в контексте установления налоговых льгот для субъектов предпринимательской деятельности с целью стимулирования роста экономики <6>. Однако в науке налогового и финансового права доказан и обоснован факт наличия стимулирующего потенциала налоговых льгот и преференций, предоставляемых социально незащищенным слоям населения <7>.
Статья: Режимно-правовое регулирование процедуры составления проектов бюджетов
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Особенностью данного вида бюджетно-правового режима в контексте реализации его конечной цели (получение проекта акта) является определенная системность документов, которые ложатся в основу проекта акта о бюджете либо на базе которых он подготавливается. Проект бюджета представляет собой определенный комплекс показателей экономического характера, который предполагает целостную совокупность финансовых документов. Под каждый показатель проекта бюджета необходимо соответствующее финансовое обоснование. Именно поэтому при получении окончательной редакции проекта бюджета используются следующие документы <16>: а) перспективный финансовый план (ст. 174 БК РФ); б) перечень налоговых расходов (ст. 174.3 БК РФ); в) долгосрочные целевые программы (ст. 179 БК РФ) и т.д.
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Особенностью данного вида бюджетно-правового режима в контексте реализации его конечной цели (получение проекта акта) является определенная системность документов, которые ложатся в основу проекта акта о бюджете либо на базе которых он подготавливается. Проект бюджета представляет собой определенный комплекс показателей экономического характера, который предполагает целостную совокупность финансовых документов. Под каждый показатель проекта бюджета необходимо соответствующее финансовое обоснование. Именно поэтому при получении окончательной редакции проекта бюджета используются следующие документы <16>: а) перспективный финансовый план (ст. 174 БК РФ); б) перечень налоговых расходов (ст. 174.3 БК РФ); в) долгосрочные целевые программы (ст. 179 БК РФ) и т.д.
Статья: Бухгалтерский и налоговый учет НЗП - пытаемся сблизить
(Жоголев А.А., Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 8)В то же время вполне реально добиться совпадения перечня налоговых прямых расходов и перечня затрат, включаемых в бухгалтерскую себестоимость. Для этого надо соответствующим образом сформировать учетную политику. В любом случае все, что включается в бухучете в себестоимость продукции и формирует ее на счете 20, лучше учитывать в налоговом учете в качестве прямых расходов. Такой подход минимизирует риск доначисления налога на прибыль из-за завышения косвенных расходов. Если однозначно неясно, какие это расходы, лучше отнести их к прямым и дождаться реализации продукции.
(Жоголев А.А., Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 8)В то же время вполне реально добиться совпадения перечня налоговых прямых расходов и перечня затрат, включаемых в бухгалтерскую себестоимость. Для этого надо соответствующим образом сформировать учетную политику. В любом случае все, что включается в бухучете в себестоимость продукции и формирует ее на счете 20, лучше учитывать в налоговом учете в качестве прямых расходов. Такой подход минимизирует риск доначисления налога на прибыль из-за завышения косвенных расходов. Если однозначно неясно, какие это расходы, лучше отнести их к прямым и дождаться реализации продукции.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Однако при применении УСН расходы на все виды обязательного страхования работников, взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включены в перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, отдельной статьей. Платежи по этим видам обязательного страхования включаются в состав расходов при УСН не как расходы на оплату труда, а как самостоятельный вид затрат на основании подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Однако при применении УСН расходы на все виды обязательного страхования работников, взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включены в перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, отдельной статьей. Платежи по этим видам обязательного страхования включаются в состав расходов при УСН не как расходы на оплату труда, а как самостоятельный вид затрат на основании подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.