Перечень муниципального имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень муниципального имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отчуждение муниципального имущества (в рамках Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ)
(КонсультантПлюс, 2025)1. Перечни муниципального имущества, предназначенного для выкупа и не подлежащего отчуждению
(КонсультантПлюс, 2025)1. Перечни муниципального имущества, предназначенного для выкупа и не подлежащего отчуждению
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Преимущественное право покупки земельного участка и доли недвижимого имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Решением Думы города... утвержден прогнозный план (программа) приватизации находящегося в собственности муниципального образования... имущества на 2022 год, согласно которому 21/200 доля в праве общей долевой собственности на спорный объект включена в перечень муниципального имущества, подлежащего приватизации в 2022 году...
(КонсультантПлюс, 2025)Решением Думы города... утвержден прогнозный план (программа) приватизации находящегося в собственности муниципального образования... имущества на 2022 год, согласно которому 21/200 доля в праве общей долевой собственности на спорный объект включена в перечень муниципального имущества, подлежащего приватизации в 2022 году...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О привлечении ОМСУ специализированных организаций, не включенных в перечень, в целях организации от имени собственника продажи приватизируемого муниципального имущества.
(Письмо Минфина России от 08.11.2024 N 28-01-10/110075)Вопрос: О привлечении ОМСУ специализированных организаций, не включенных в перечень, в целях организации от имени собственника продажи приватизируемого муниципального имущества.
(Письмо Минфина России от 08.11.2024 N 28-01-10/110075)Вопрос: О привлечении ОМСУ специализированных организаций, не включенных в перечень, в целях организации от имени собственника продажи приватизируемого муниципального имущества.
Готовое решение: Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)объект не включен в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства;
(КонсультантПлюс, 2025)объект не включен в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства;
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
Готовое решение: Как приватизировать государственное и муниципальное имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты из упомянутого реестра, в отношении которых начиная с 31.12.2024 заключено концессионное соглашение, после окончания срока его действия могут быть приватизированы путем реализации концессионером преимущественного права на выкуп имущества. Для этого необходимо включить объект в прогнозный план приватизации государственного и муниципального имущества или перечни федерального имущества, которое приватизируется без включения в такой план, на плановый период, соответствующий окончанию срока действия соглашения (п. 8 ст. 29, п. п. 1, 2 ст. 30.2 Закона о приватизации). Если объектом концессии выступали неиспользуемые объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, то для выкупа должны дополнительно выполняться такие условия (п. 2.1 ст. 30.2 этого Закона):
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты из упомянутого реестра, в отношении которых начиная с 31.12.2024 заключено концессионное соглашение, после окончания срока его действия могут быть приватизированы путем реализации концессионером преимущественного права на выкуп имущества. Для этого необходимо включить объект в прогнозный план приватизации государственного и муниципального имущества или перечни федерального имущества, которое приватизируется без включения в такой план, на плановый период, соответствующий окончанию срока действия соглашения (п. 8 ст. 29, п. п. 1, 2 ст. 30.2 Закона о приватизации). Если объектом концессии выступали неиспользуемые объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, то для выкупа должны дополнительно выполняться такие условия (п. 2.1 ст. 30.2 этого Закона):
Статья: НДС у ИП при покупке арендованной ранее публичной недвижимости
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона N 159-ФЗ;
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона N 159-ФЗ;
Статья: Расторжение договора аренды земельного участка, предоставленного для целей строительства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Аренда земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", может быть прекращена по требованию соответственно федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления в соответствии с ч. 3 ст. 18 указанного Федерального закона (п. 2.3 ст. 46 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Аренда земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", может быть прекращена по требованию соответственно федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления в соответствии с ч. 3 ст. 18 указанного Федерального закона (п. 2.3 ст. 46 ЗК РФ).
Статья: Новый порядок размещения открытых данных
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- в отношении хозяйственных товариществ и обществ (за исключением хозяйственных товариществ и обществ, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утверждаемый Президентом РФ согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в перечень стратегических предприятий и организаций, утверждаемый Правительством РФ в силу п. 2 ст. 190 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, ведение которого осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2004 N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса", а также отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков в соответствии со ст. 83 НК РФ) - в 2018 году;
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- в отношении хозяйственных товариществ и обществ (за исключением хозяйственных товариществ и обществ, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утверждаемый Президентом РФ согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в перечень стратегических предприятий и организаций, утверждаемый Правительством РФ в силу п. 2 ст. 190 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, ведение которого осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2004 N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса", а также отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков в соответствии со ст. 83 НК РФ) - в 2018 году;
Готовое решение: Как передать госимущество (федеральное или субъекта РФ) в муниципальную собственность
(КонсультантПлюс, 2025)В предложении обязательно должен быть перечень имущества, которое муниципальное образование хочет приобрести. Если оно просит передать целиком унитарные предприятия или учреждения, то частью предложения будет перечень этих предприятий и учреждений.
(КонсультантПлюс, 2025)В предложении обязательно должен быть перечень имущества, которое муниципальное образование хочет приобрести. Если оно просит передать целиком унитарные предприятия или учреждения, то частью предложения будет перечень этих предприятий и учреждений.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Абзацем 1 п. 1 комментируемой статьи определено, что под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети Интернет прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества (до внесения Законом 2020 г. N 293-ФЗ изменения говорилось о прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества, актах планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества), перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 3.1 и 3.2 п. 1 ст. 6 комментируемого Закона (указание на такой перечень федерального имущества включено Законом 2022 г. N 320-ФЗ), решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Абзацем 1 п. 1 комментируемой статьи определено, что под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети Интернет прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества (до внесения Законом 2020 г. N 293-ФЗ изменения говорилось о прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества, актах планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества), перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 3.1 и 3.2 п. 1 ст. 6 комментируемого Закона (указание на такой перечень федерального имущества включено Законом 2022 г. N 320-ФЗ), решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Отклоняя доводы уполномоченного органа и признавая их незаконными, суд указал, что в соответствии со ст. 83 ЛК РФ определенные полномочия в области лесных отношений Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ; на основании данной нормы на территории автономного округа, в пределах которого находился спорный участок, субъектом РФ принято постановление, согласно которому к сфере компетенции уполномоченного органа относится предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование и аренду. В защиту позиции уполномоченного органа можно отметить, что в указанном акте субъекта РФ (о полномочиях в сфере лесных отношений) прямо не предусмотрено право на выдачу разрешения на использование земельных участков без их предоставления. Тем не менее подход суда основывается на том, что установленный Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Правила N 1244) перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на использование земельных участков носит исчерпывающий характер.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Отклоняя доводы уполномоченного органа и признавая их незаконными, суд указал, что в соответствии со ст. 83 ЛК РФ определенные полномочия в области лесных отношений Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ; на основании данной нормы на территории автономного округа, в пределах которого находился спорный участок, субъектом РФ принято постановление, согласно которому к сфере компетенции уполномоченного органа относится предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование и аренду. В защиту позиции уполномоченного органа можно отметить, что в указанном акте субъекта РФ (о полномочиях в сфере лесных отношений) прямо не предусмотрено право на выдачу разрешения на использование земельных участков без их предоставления. Тем не менее подход суда основывается на том, что установленный Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Правила N 1244) перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на использование земельных участков носит исчерпывающий характер.
Готовое решение: Особенности расторжения договора аренды публичного земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Если участок передан в аренду для имущественной поддержки СМСП, а также организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, договор может быть расторгнут в судебном порядке по требованию государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Это требование может быть предъявлено, когда участок используется не по целевому назначению и (или) нарушены запреты, установленные ч. 4.2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Такой участок должен быть включен в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренный ч. 4 ст. 18 данного Закона (п. 2.3 ст. 46 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если участок передан в аренду для имущественной поддержки СМСП, а также организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, договор может быть расторгнут в судебном порядке по требованию государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Это требование может быть предъявлено, когда участок используется не по целевому назначению и (или) нарушены запреты, установленные ч. 4.2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Такой участок должен быть включен в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренный ч. 4 ст. 18 данного Закона (п. 2.3 ст. 46 ЗК РФ).
Статья: Выкуп публичного имущества: об НДС-льготе
(Карпова Е.В.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 5)- арендуемое имущество не включено в утвержденный согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 209-ФЗ <3> перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона N 159-ФЗ;
(Карпова Е.В.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 5)- арендуемое имущество не включено в утвержденный согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 209-ФЗ <3> перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона N 159-ФЗ;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Проверяя законность п. 272 раздела "Жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда" Перечня предприятий, учреждений, иного имущества, передаваемых из муниципальной собственности Черниговского муниципального района в муниципальную собственность Сибирцевского городского поселения, являющегося приложением N 2 к Закону Приморского края от 9 августа 2007 г. N 114-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Черниговским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Черниговского муниципального района", Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ указала, что Приморский краевой суд "необоснованно сделал вывод о том, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся помещения, имеющие исключительно технический характер" <1>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Проверяя законность п. 272 раздела "Жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда" Перечня предприятий, учреждений, иного имущества, передаваемых из муниципальной собственности Черниговского муниципального района в муниципальную собственность Сибирцевского городского поселения, являющегося приложением N 2 к Закону Приморского края от 9 августа 2007 г. N 114-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Черниговским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Черниговского муниципального района", Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ указала, что Приморский краевой суд "необоснованно сделал вывод о том, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся помещения, имеющие исключительно технический характер" <1>.