Перечень медицинских услуг подлежащих лицензированию
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень медицинских услуг подлежащих лицензированию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на осуществление медицинской деятельностиСправка 1. Перечень видов работ (услуг), относящихся к медицинской деятельности, подлежащей лицензированию
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Согласно положениям ФЗ N 323-ФЗ телемедицинские технологии должны обеспечивать идентификацию и аутентификацию медицинских работников и пациентов, документирование действий, совершаемых ими при взаимодействии. Но подлежат ли отдельному лицензированию телемедицинские технологии? Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <347> телемедицина не входит в перечень медицинских работ/услуг, подлежащих обязательному лицензированию. Телемедицина применяется не как самостоятельный вид медицинской помощи, а как дополнительная услуга, вспомогательное средство оказания медицинской помощи. Иными словами, медицинская помощь с использованием телемедицинских технологий не является обособленным видом медицинской деятельности. Через телемедицину осуществляются другие виды медицинской помощи, и хотя сама она не должна лицензироваться, но действия, которые совершает врач при помощи телемедицинских технологий, должны быть безопасными, правильными и правомерными.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Согласно положениям ФЗ N 323-ФЗ телемедицинские технологии должны обеспечивать идентификацию и аутентификацию медицинских работников и пациентов, документирование действий, совершаемых ими при взаимодействии. Но подлежат ли отдельному лицензированию телемедицинские технологии? Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <347> телемедицина не входит в перечень медицинских работ/услуг, подлежащих обязательному лицензированию. Телемедицина применяется не как самостоятельный вид медицинской помощи, а как дополнительная услуга, вспомогательное средство оказания медицинской помощи. Иными словами, медицинская помощь с использованием телемедицинских технологий не является обособленным видом медицинской деятельности. Через телемедицину осуществляются другие виды медицинской помощи, и хотя сама она не должна лицензироваться, но действия, которые совершает врач при помощи телемедицинских технологий, должны быть безопасными, правильными и правомерными.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)15. Лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, предоставленные до 1 января 2012 года медицинским организациям муниципальной системы здравоохранения, не подлежат переоформлению в связи с передачей указанных медицинских организаций в состав государственной системы здравоохранения и действуют до истечения указанного в них срока. Лицензии на осуществление медицинской деятельности, предоставленные до 1 января 2012 года медицинским организациям, не подлежат переоформлению в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного положением о лицензировании медицинской деятельности, и действуют до истечения указанного в них срока. Лицензии на осуществление медицинской деятельности, предоставленные медицинским организациям до даты вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", изменяющих случаи и (или) порядок представления документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина или лица без гражданства заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), не подлежат переоформлению и действуют до истечения указанного в них срока.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)15. Лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, предоставленные до 1 января 2012 года медицинским организациям муниципальной системы здравоохранения, не подлежат переоформлению в связи с передачей указанных медицинских организаций в состав государственной системы здравоохранения и действуют до истечения указанного в них срока. Лицензии на осуществление медицинской деятельности, предоставленные до 1 января 2012 года медицинским организациям, не подлежат переоформлению в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного положением о лицензировании медицинской деятельности, и действуют до истечения указанного в них срока. Лицензии на осуществление медицинской деятельности, предоставленные медицинским организациям до даты вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", изменяющих случаи и (или) порядок представления документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина или лица без гражданства заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), не подлежат переоформлению и действуют до истечения указанного в них срока.
Вопрос: Об НДС в отношении косметологических услуг и услуг по реализации косметической продукции, оказываемых организацией на УСН.
(Письмо Минфина России от 01.08.2025 N 03-07-07/74698)Так, согласно подпункту 2 пункта 2 и пункту 6 статьи 149 Кодекса при наличии соответствующей лицензии не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических и санитарно-эпидемиологических услуг. При этом в целях НДС к медицинским услугам относятся в том числе услуги, определенные перечнем услуг, предоставленных по обязательному медицинскому страхованию, а также услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 01.08.2025 N 03-07-07/74698)Так, согласно подпункту 2 пункта 2 и пункту 6 статьи 149 Кодекса при наличии соответствующей лицензии не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических и санитарно-эпидемиологических услуг. При этом в целях НДС к медицинским услугам относятся в том числе услуги, определенные перечнем услуг, предоставленных по обязательному медицинскому страхованию, а также услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Лицензионные требования устанавливаются в отношении лицензируемых видов деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1> и другими федеральными законами <2> лицензированию подлежат более 50 видов деятельности: образовательная деятельность, медицинская деятельность, фармацевтическая деятельность, оказание услуг связи, частная детективная (сыскная) деятельность, частная охранная деятельность, деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, деятельность по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом, космическая деятельность и другие. Перечень обязательных требований к лицензируемым видам деятельности устанавливается положениями о лицензируемых видах деятельности.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Лицензионные требования устанавливаются в отношении лицензируемых видов деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1> и другими федеральными законами <2> лицензированию подлежат более 50 видов деятельности: образовательная деятельность, медицинская деятельность, фармацевтическая деятельность, оказание услуг связи, частная детективная (сыскная) деятельность, частная охранная деятельность, деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, деятельность по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом, космическая деятельность и другие. Перечень обязательных требований к лицензируемым видам деятельности устанавливается положениями о лицензируемых видах деятельности.
Статья: ОМС: суды о выплате зарплаты специалисту по связям с общественностью
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 4)Приказ N 956н <1> конкретизирует перечень информации, подлежащей обязательному размещению медицинскими организациями. В частности, медицинские организации обязаны размещать информацию о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, видах медицинской помощи, правилах предоставления платных медицинских услуг, перечне оказываемых платных услуг, ценах (тарифах) на медицинские услуги.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 4)Приказ N 956н <1> конкретизирует перечень информации, подлежащей обязательному размещению медицинскими организациями. В частности, медицинские организации обязаны размещать информацию о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, видах медицинской помощи, правилах предоставления платных медицинских услуг, перечне оказываемых платных услуг, ценах (тарифах) на медицинские услуги.
Вопрос: Какие установлены требования к организациям, осуществляющим фармацевтическую деятельность?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Вопрос: Закупаются наборы первой медицинской помощи, содержащие лекарственные средства (КТРУ 21.20.24.170-00000004). Должны ли участники закупки иметь лицензию на фармацевтическую деятельность? Можно ли закупать такие наборы одновременно с наборами, не содержащими лекарственных средств?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)Ответ: Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения входит в перечень работ и услуг, составляющих фармацевтическую деятельность (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности"). Фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию на основании п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". А в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан предъявлять к участникам закупок требования, установленные действующим законодательством РФ к лицам, поставляющим товары, выполняющим работы или оказывающим услуги, которые являются объектом закупки.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)Ответ: Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения входит в перечень работ и услуг, составляющих фармацевтическую деятельность (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности"). Фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию на основании п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". А в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан предъявлять к участникам закупок требования, установленные действующим законодательством РФ к лицам, поставляющим товары, выполняющим работы или оказывающим услуги, которые являются объектом закупки.
Вопрос: Об НДС при оказании услуг по заготовке, хранению донорской крови и (или) ее компонентов, оказываемых по договорам с медицинскими организациями.
(Письмо Минфина России от 06.06.2025 N 03-07-07/56283)Так, согласно подпункту 2 пункта 2 и пункту 6 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождены услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях, при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий.
(Письмо Минфина России от 06.06.2025 N 03-07-07/56283)Так, согласно подпункту 2 пункта 2 и пункту 6 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождены услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях, при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий.
Вопрос: Нужна ли лицензия на оптовую и розничную продажу медицинских защитных масок?
(Консультация эксперта, 2023)В то же время лицензированию подлежит, в частности, медицинская и фармацевтическая деятельность (п. п. 46 и 47 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2023)В то же время лицензированию подлежит, в частности, медицинская и фармацевтическая деятельность (п. п. 46 и 47 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ).
Статья: Косметологические услуги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 46 ч. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (в т.ч. оказание косметологических услуг) подлежит лицензированию. Лицензия действует бессрочно.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 46 ч. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (в т.ч. оказание косметологических услуг) подлежит лицензированию. Лицензия действует бессрочно.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)9. Часть 15 комментируемой статьи предусматривает положение, в соответствии с которым ранее выданные до 1 января 2012 г. лицензии на осуществление отдельных видов деятельности медицинским организациям муниципальной системы здравоохранения не подлежат переоформлению в связи с передачей указанных медицинских организаций в состав государственной системы здравоохранения и продолжают действовать до истечения указанного в лицензии срока их действия. Это же положение сохраняется и в отношении лицензий на осуществление медицинской деятельности медицинским организациям. Они не подлежат переоформлению в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного положением о лицензировании медицинской деятельности, и действуют до истечения указанного в них срока.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)9. Часть 15 комментируемой статьи предусматривает положение, в соответствии с которым ранее выданные до 1 января 2012 г. лицензии на осуществление отдельных видов деятельности медицинским организациям муниципальной системы здравоохранения не подлежат переоформлению в связи с передачей указанных медицинских организаций в состав государственной системы здравоохранения и продолжают действовать до истечения указанного в лицензии срока их действия. Это же положение сохраняется и в отношении лицензий на осуществление медицинской деятельности медицинским организациям. Они не подлежат переоформлению в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного положением о лицензировании медицинской деятельности, и действуют до истечения указанного в них срока.
Вопрос: Частная медицинская организация имеет лицензию на медицинскую деятельность, в том числе на лечебную физкультуру. Достаточно ли этой лицензии для открытия кабинета ЛФК?
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").