Перечень лекарственных препаратов для инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень лекарственных препаратов для инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Организация оказания медицинской помощи" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации""Судами установлено, что истец является инвалидом, страдающим редким генетическим заболеванием - Е84.0 Муковисцидоз, которое включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний. Нуждаемость и необходимость приема данного лекарственного препарата истцом подтверждается медицинской документацией, имеющейся в материалах дела.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6.2 "Набор социальных услуг" Федерального закона "О государственной социальной помощи"Довод кассационной жалобы об отсутствии у Министерства здравоохранения Новгородской области обязанности по обеспечению истца лекарственными препаратами вследствие ненадлежащего оформления рецептов государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Центральная городская клиническая больница" основан на неверном толковании норм материального права, поскольку Б., являясь инвалидом I группы, имеет право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в силу пункта 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каком порядке инвалиды обеспечиваются лекарственными средствами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право на получение с 50%-ной скидкой рецептурных лекарств из этого Перечня имеют, например, работающие инвалиды II группы и признанные безработными инвалиды III группы (Приложения N N 1, 2 к Постановлению Правительства РФ N 890; п. 10 Приложения N 1 к Приказу Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право на получение с 50%-ной скидкой рецептурных лекарств из этого Перечня имеют, например, работающие инвалиды II группы и признанные безработными инвалиды III группы (Приложения N N 1, 2 к Постановлению Правительства РФ N 890; п. 10 Приложения N 1 к Приказу Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н).
Ситуация: Какие лекарства граждане имеют право получать бесплатно или со скидкой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право на получение с 50%-ной скидкой рецептурных лекарств из Перечня лекарств для льготных групп населения имеют, в частности, работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные безработными, при амбулаторном лечении (Приложение N 2 к Постановлению Правительства РФ N 890).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право на получение с 50%-ной скидкой рецептурных лекарств из Перечня лекарств для льготных групп населения имеют, в частности, работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные безработными, при амбулаторном лечении (Приложение N 2 к Постановлению Правительства РФ N 890).
Нормативные акты
Приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110
(ред. от 24.11.2021)
"О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания"
(вместе с "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-88 "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 107-1/у "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-04 (л) "Рецепт" и формы N 148-1/у-06 (л) "Рецепт", "Инструкцией о порядке назначения лекарственных препаратов", "Инструкцией о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных", "Инструкцией о порядке назначения и выписывания изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов" и "Инструкцией о порядке хранения рецептурных бланков")
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2007 N 9364)7. Рецептурный бланк заполняется при выписывании лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, включенных в перечни лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемых в установленном порядке, а также иных лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой.
(ред. от 24.11.2021)
"О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания"
(вместе с "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-88 "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 107-1/у "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-04 (л) "Рецепт" и формы N 148-1/у-06 (л) "Рецепт", "Инструкцией о порядке назначения лекарственных препаратов", "Инструкцией о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных", "Инструкцией о порядке назначения и выписывания изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов" и "Инструкцией о порядке хранения рецептурных бланков")
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2007 N 9364)7. Рецептурный бланк заполняется при выписывании лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, включенных в перечни лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемых в установленном порядке, а также иных лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)1. Действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)1. Действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.
Статья: К вопросу о бюджетно-правовом регулировании лекарственного обеспечения инвалидов
(Лисовина О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Еще одним отличием региональных льготополучателей от федеральных является уровень финансирования данных мер социальной защиты (уровень расходных обязательств). Реализация региональных законов в данной сфере производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, для федеральных и региональных льготников устанавливаются разные объемы лекарственного обеспечения. Так, в соответствии со ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ <20> "федеральные инвалиды" имеют право претендовать на бесплатные лекарства, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи и входят в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. При этом региональный льготник в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" <21> имеет право на обеспечение всеми необходимыми для его лечения лекарственными препаратами. Тем самым объем предоставляемых гарантий в сфере лекарственного обеспечения инвалидов больше при оказании мер социальной защиты региональных льготников.
(Лисовина О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Еще одним отличием региональных льготополучателей от федеральных является уровень финансирования данных мер социальной защиты (уровень расходных обязательств). Реализация региональных законов в данной сфере производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, для федеральных и региональных льготников устанавливаются разные объемы лекарственного обеспечения. Так, в соответствии со ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ <20> "федеральные инвалиды" имеют право претендовать на бесплатные лекарства, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи и входят в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. При этом региональный льготник в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" <21> имеет право на обеспечение всеми необходимыми для его лечения лекарственными препаратами. Тем самым объем предоставляемых гарантий в сфере лекарственного обеспечения инвалидов больше при оказании мер социальной защиты региональных льготников.
Статья: Отдельные вопросы защиты прав детей с редкими (орфанными) заболеваниями на лекарственное обеспечение
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Несовершеннолетние, страдающие редкими (орфанными) заболеваниями, не входящими в вышеуказанные перечни, имеют право на льготное лекарственное обеспечение при наличии статуса ребенка-инвалида, до достижения трех лет или шести лет, если речь идет о детях из многодетных семей <12>.
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Несовершеннолетние, страдающие редкими (орфанными) заболеваниями, не входящими в вышеуказанные перечни, имеют право на льготное лекарственное обеспечение при наличии статуса ребенка-инвалида, до достижения трех лет или шести лет, если речь идет о детях из многодетных семей <12>.
Статья: Семья с редким (орфанным) пациентом как субъект правоотношений в сфере здравоохранения: миф или реальность?
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 2)При таких обстоятельствах для получения льготного лекарственного обеспечения пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями вынуждены проходить через процедуру установления инвалидности, чтобы войти в перечень федеральных льготников. Но и такой подход не может разрешить проблемы пациентов благополучно в полной мере. Установленная инвалидность ведет к целому перечню социальных гарантий (в которых, справедливости ради, не всегда и нуждаются пациенты с редким (орфанным) заболеванием). Для того чтобы получить весь комплекс поддержки, регулятор последовательно установил сложную процедуру для получения инвалидности. Так, зачастую у орфанных пациентов есть единственная потребность в льготном лекарственном обеспечении, но нет актуального запроса, например в денежных выплатах или льготах на коммунальные платежи и проч. Тем не менее именно инвалидность остается единственным доступным основанием для получения жизненно необходимого лекарственного препарата бесплатно. В такой ситуации в заведомо проигрышной позиции оказываются все участники процесса: пациент, который должен доказать ограничение функций своего организма, которые нередко при течении редких (орфанных) заболеваний отсутствуют; врач, который вынужден обосновать тяжесть течения заболевания согласно критериям, чтобы пациент смог получать препарат, и государство, которое приобретает дополнительного льготника и обязано предоставить ему весь пакет социальных гарантий. При наличии персонифицированного подхода к пациенту и его семье таких рисков можно было избежать, предоставляя только ту государственную поддержку, в которой действительно нуждается пациент и его семья. В некоторых случаях достаточно было бы только обеспечить лекарствами, в других - лекарствами и оплатой генетических анализов, в некоторых - могла бы действительно понадобиться инвалидность.
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 2)При таких обстоятельствах для получения льготного лекарственного обеспечения пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями вынуждены проходить через процедуру установления инвалидности, чтобы войти в перечень федеральных льготников. Но и такой подход не может разрешить проблемы пациентов благополучно в полной мере. Установленная инвалидность ведет к целому перечню социальных гарантий (в которых, справедливости ради, не всегда и нуждаются пациенты с редким (орфанным) заболеванием). Для того чтобы получить весь комплекс поддержки, регулятор последовательно установил сложную процедуру для получения инвалидности. Так, зачастую у орфанных пациентов есть единственная потребность в льготном лекарственном обеспечении, но нет актуального запроса, например в денежных выплатах или льготах на коммунальные платежи и проч. Тем не менее именно инвалидность остается единственным доступным основанием для получения жизненно необходимого лекарственного препарата бесплатно. В такой ситуации в заведомо проигрышной позиции оказываются все участники процесса: пациент, который должен доказать ограничение функций своего организма, которые нередко при течении редких (орфанных) заболеваний отсутствуют; врач, который вынужден обосновать тяжесть течения заболевания согласно критериям, чтобы пациент смог получать препарат, и государство, которое приобретает дополнительного льготника и обязано предоставить ему весь пакет социальных гарантий. При наличии персонифицированного подхода к пациенту и его семье таких рисков можно было избежать, предоставляя только ту государственную поддержку, в которой действительно нуждается пациент и его семья. В некоторых случаях достаточно было бы только обеспечить лекарствами, в других - лекарствами и оплатой генетических анализов, в некоторых - могла бы действительно понадобиться инвалидность.
Статья: Верховный Суд по-новому обобщил порядок компенсации морального вреда
(Подкопаев М.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В данном случае гражданке, являющейся инвалидом I группы, страдающей онкологическим заболеванием (социально значимым заболеванием), лечебным учреждением был выписан рецепт на лекарственный препарат, который входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов медицинского применения (действовавший на момент выписки рецепта). На основании данного рецепта гражданка подлежала обеспечению бесплатно указанным в рецепте лекарственным препаратом в течение 10 дней с момента ее обращения в аптечное учреждение.
(Подкопаев М.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В данном случае гражданке, являющейся инвалидом I группы, страдающей онкологическим заболеванием (социально значимым заболеванием), лечебным учреждением был выписан рецепт на лекарственный препарат, который входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов медицинского применения (действовавший на момент выписки рецепта). На основании данного рецепта гражданка подлежала обеспечению бесплатно указанным в рецепте лекарственным препаратом в течение 10 дней с момента ее обращения в аптечное учреждение.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)6) соблюдение требований к предоставлению социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи". Указанный пункт включает в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Адресат такой услуги специальный - перечень лиц, имеющих право на нее, установлен ст. 6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи";
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)6) соблюдение требований к предоставлению социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи". Указанный пункт включает в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Адресат такой услуги специальный - перечень лиц, имеющих право на нее, установлен ст. 6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи";
Ситуация: Кто имеет право на льготное лекарственное обеспечение (бесплатно, со скидкой)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети до трех лет, дети из многодетных семей до шести лет, а также инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы - в отношении лекарств, выдаваемых по рецептам врачей (Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети до трех лет, дети из многодетных семей до шести лет, а также инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы - в отношении лекарств, выдаваемых по рецептам врачей (Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890).
Статья: Взаимодействие врача и пациента: орфанный ракурс
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)В-четвертых, лица с установленной инвалидностью имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в состав которых включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов <22>. Обеспечение лиц с инвалидностью лекарственными препаратами осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако привязка лекарственного обеспечения к установлению инвалидности для пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями в ряде случаев не является актуальной. Например, для отдельных заболеваний из Перечня вовсе не установлены критерии инвалидности (например, средиземноморская лихорадка), что позволяет установить инвалидность только по сопутствующим заболеваниям. Для других после установления инвалидности и получения жизненно необходимой терапии у пациентов отсутствуют функциональные ограничения организма, а значит, оснований для повторного установления инвалидности не зафиксировано. Основной вопрос в том, что в таком случае пациенты теряют ключевое основание для льготного лекарственного обеспечения, что подвергает их жизнь и здоровье опасности. Также критерии установления инвалидности достаточно редко подлежат обновлению, в связи с этим они не учитывают особенности и тяжесть течения заболевания, что приводит к отказу от установления инвалидности.
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)В-четвертых, лица с установленной инвалидностью имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в состав которых включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов <22>. Обеспечение лиц с инвалидностью лекарственными препаратами осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако привязка лекарственного обеспечения к установлению инвалидности для пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями в ряде случаев не является актуальной. Например, для отдельных заболеваний из Перечня вовсе не установлены критерии инвалидности (например, средиземноморская лихорадка), что позволяет установить инвалидность только по сопутствующим заболеваниям. Для других после установления инвалидности и получения жизненно необходимой терапии у пациентов отсутствуют функциональные ограничения организма, а значит, оснований для повторного установления инвалидности не зафиксировано. Основной вопрос в том, что в таком случае пациенты теряют ключевое основание для льготного лекарственного обеспечения, что подвергает их жизнь и здоровье опасности. Также критерии установления инвалидности достаточно редко подлежат обновлению, в связи с этим они не учитывают особенности и тяжесть течения заболевания, что приводит к отказу от установления инвалидности.
Ситуация: Кто и в каком порядке может пройти бесплатную медицинскую реабилитацию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В перечень реабилитационных мероприятий входят, в частности, восстановительная терапия и реконструктивная хирургия. В обоих случаях инвалиду предоставляют лекарства для лечения заболевания, ставшего причиной инвалидности (ст. 10 Закона N 181-ФЗ; п. п. 1, 2 Федерального перечня, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В перечень реабилитационных мероприятий входят, в частности, восстановительная терапия и реконструктивная хирургия. В обоих случаях инвалиду предоставляют лекарства для лечения заболевания, ставшего причиной инвалидности (ст. 10 Закона N 181-ФЗ; п. п. 1, 2 Федерального перечня, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р).
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (апрель 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 2.1.1 Устава Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра" (далее - Устав) установлено, что целью деятельности Фонда является реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, и техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее соответственно - лекарственные препараты, медицинские изделия, технические средства реабилитации). Обеспечение такой поддержки осуществляется в течение одного года после достижения этими детьми возраста 18 лет, в случае если до достижения указанного возраста они получали такую поддержку в рамках деятельности Фонда.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 2.1.1 Устава Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра" (далее - Устав) установлено, что целью деятельности Фонда является реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, и техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее соответственно - лекарственные препараты, медицинские изделия, технические средства реабилитации). Обеспечение такой поддержки осуществляется в течение одного года после достижения этими детьми возраста 18 лет, в случае если до достижения указанного возраста они получали такую поддержку в рамках деятельности Фонда.
Статья: Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Уроки пандемии
(Игонина Н.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Судом удовлетворены исковые требования прокуроров трех районов Брянской области к департаменту здравоохранения области об обеспечении жизненно необходимым назначенным лекарственным препаратом "Нусинерсен" инвалидов, имеющих заболевание, включенное в Перечень редких (орфанных) заболеваний. Решения суда вступили в законную силу, находятся на исполнении.
(Игонина Н.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Судом удовлетворены исковые требования прокуроров трех районов Брянской области к департаменту здравоохранения области об обеспечении жизненно необходимым назначенным лекарственным препаратом "Нусинерсен" инвалидов, имеющих заболевание, включенное в Перечень редких (орфанных) заболеваний. Решения суда вступили в законную силу, находятся на исполнении.