Перечень дорогостоящих лекарств
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень дорогостоящих лекарств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы защиты прав детей с редкими (орфанными) заболеваниями на лекарственное обеспечение
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)- перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц с заболеваниями из числа 14 ВЗН ("Перечень дорогостоящих лекарственных препаратов");
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)- перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц с заболеваниями из числа 14 ВЗН ("Перечень дорогостоящих лекарственных препаратов");
Статья: Взаимодействие врача и пациента: орфанный ракурс
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Во-вторых, пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями могут получать лекарственные препараты в рамках Программы высокозатратных нозологий (далее - ВЗН) <19>. Программа ВЗН является первым и, по мнению некоторых экспертов, наиболее эффективным источником финансирования для редких (орфанных) заболеваний, так как финансируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В данной Программе также отсутствуют четкие критерии по нозологическому аспекту, а также по лекарственным препаратам. Так, несмотря на наименование Программы, лекарственный препарат может быть и не дорогостоящим. Например, перечень лекарственных препаратов включает такие препараты, как "Нонаког альфа" (средняя цена 4 165 руб.), "Дорназа альфа" (средняя цена 5 476 руб.), "Такролимус" (средняя цена 1 607 руб.). К сожалению, такой подход ведет к несоразмерному ограничению прав пациентов с редким (орфанным) заболеванием на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Во-вторых, пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями могут получать лекарственные препараты в рамках Программы высокозатратных нозологий (далее - ВЗН) <19>. Программа ВЗН является первым и, по мнению некоторых экспертов, наиболее эффективным источником финансирования для редких (орфанных) заболеваний, так как финансируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В данной Программе также отсутствуют четкие критерии по нозологическому аспекту, а также по лекарственным препаратам. Так, несмотря на наименование Программы, лекарственный препарат может быть и не дорогостоящим. Например, перечень лекарственных препаратов включает такие препараты, как "Нонаког альфа" (средняя цена 4 165 руб.), "Дорназа альфа" (средняя цена 5 476 руб.), "Такролимус" (средняя цена 1 607 руб.). К сожалению, такой подход ведет к несоразмерному ограничению прав пациентов с редким (орфанным) заболеванием на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 28.08.2014 N 871
(ред. от 08.11.2025)
"Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи"б) перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее - перечень дорогостоящих лекарственных препаратов);
(ред. от 08.11.2025)
"Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи"б) перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее - перечень дорогостоящих лекарственных препаратов);
Вопрос: О предоставлении социального вычета по НДФЛ в сумме, уплаченной за медицинское изделие.
(Письмо Минфина России от 10.07.2024 N 03-04-05/64568)Таким образом, налогоплательщику предоставляется возможность получения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме расходов налогоплательщика на медицинские услуги (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных налогоплательщику и членам его семьи лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
(Письмо Минфина России от 10.07.2024 N 03-04-05/64568)Таким образом, налогоплательщику предоставляется возможность получения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме расходов налогоплательщика на медицинские услуги (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных налогоплательщику и членам его семьи лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
Статья: Размеры социальных вычетов по НДФЛ с 2024 года увеличены
(Логинова Е.А.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Указанное ограничение действует в отношении расходов, понесенных налогоплательщиками на медицинские услуги и покупку лекарств до конца 2023 года.
(Логинова Е.А.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Указанное ограничение действует в отношении расходов, понесенных налогоплательщиками на медицинские услуги и покупку лекарств до конца 2023 года.
Ситуация: Каковы условия получения социального налогового вычета на лечение (в том числе ребенка, родителей), включая расходы на ДМС?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К дорогостоящим видам лечения в целях получения социального налогового вычета относятся также, в частности, медицинские услуги в рамках высокотехнологичной медицинской помощи, лечение бесплодия методом ЭКО (п. п. 2, 4 Перечня дорогостоящих видов лечения).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К дорогостоящим видам лечения в целях получения социального налогового вычета относятся также, в частности, медицинские услуги в рамках высокотехнологичной медицинской помощи, лечение бесплодия методом ЭКО (п. п. 2, 4 Перечня дорогостоящих видов лечения).
Вопрос: Об НДФЛ в отношении пособия по временной нетрудоспособности, а также о предоставлении социального вычета по НДФЛ по расходам на лечение.
(Письмо Минфина России от 01.08.2024 N 03-04-05/71821)Таким образом, налогоплательщику предоставляется возможность получения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме расходов налогоплательщика на медицинские услуги (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости любых лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных налогоплательщику и членам его семьи лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
(Письмо Минфина России от 01.08.2024 N 03-04-05/71821)Таким образом, налогоплательщику предоставляется возможность получения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме расходов налогоплательщика на медицинские услуги (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости любых лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных налогоплательщику и членам его семьи лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
Статья: Важные нюансы получения налоговых вычетов по НДФЛ у работодателя
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)По дорогостоящим видам лечения и дорогостоящим лекарственным препаратам сумму налогового вычета принимают в размере фактически произведенных расходов, то есть он не подпадает под ограничение в размере 120 000 рублей.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)По дорогостоящим видам лечения и дорогостоящим лекарственным препаратам сумму налогового вычета принимают в размере фактически произведенных расходов, то есть он не подпадает под ограничение в размере 120 000 рублей.
Вопрос: Физическому лицу установлен диагноз "миопия" и назначены ортокератологические (ночные) линзы. Можно ли применить социальный вычет по НДФЛ по расходам на оплату линз в данном случае?
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Применить социальный вычет по НДФЛ по расходам на оплату ортокератологических (ночных) линз не представляется возможным, так как линзы относятся к изделиям медицинского назначения, а не к медицинским услугам или лекарственным препаратам, указанным в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 458 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета".
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Применить социальный вычет по НДФЛ по расходам на оплату ортокератологических (ночных) линз не представляется возможным, так как линзы относятся к изделиям медицинского назначения, а не к медицинским услугам или лекарственным препаратам, указанным в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 458 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета".
Вопрос: О социальном вычете по НДФЛ при приобретении контактных линз.
(Письмо Минфина России от 28.12.2024 N 03-04-06/133545)Таким образом, налогоплательщику предоставляется возможность получения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме расходов налогоплательщика на медицинские услуги (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных налогоплательщику и членам его семьи лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
(Письмо Минфина России от 28.12.2024 N 03-04-06/133545)Таким образом, налогоплательщику предоставляется возможность получения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме расходов налогоплательщика на медицинские услуги (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных налогоплательщику и членам его семьи лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
Статья: Проблемы реализации государственных гарантий лекарственного обеспечения пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями: финансово-правовой аспект
(Малышева А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)Однако тенденции судебной практики по данному вопросу свидетельствуют о защите прав пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями. Так, в Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2021 г. N 88-22769/2021 указано на правильность выводов суда апелляционной инстанции, установившего, что в случае необеспечения истца необходимым лекарственным препаратом может неизбежно наступить ухудшение состояния здоровья с последующим летальным исходом. Это противоречит конституционно значимым ценностям, которые не допускают ставить жизнь и здоровье человека в зависимость от управленческих решений органов государственной власти, которые уполномочены на лекарственное обеспечение. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции указала, что заболевание истца является редким (орфанным) и включено в перечень таких заболеваний, формируемый Министерством здравоохранения Российской Федерации. Препарат для лечения дорогостоящий и является единственным возможным вариантом эффективного лечения. Совокупность представленных документов и обстоятельств дела подтверждает жизненную необходимость истца именно в этом лекарственном препарате. То обстоятельство, что заболевание истца, являясь редким (орфанным), не входит в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, не свидетельствует о наличии оснований для отказа в обеспечении истца лекарственным препаратом, так как Постановление Правительства, которым регламентируется этот перечень, является подзаконным нормативным правовым актом и не должно противоречить Федеральному закону N 323-ФЗ, устанавливающему более высокий уровень государственных гарантий охраны здоровья для всех пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями. Таким образом, суд отклонил кассационную жалобу Министерства здравоохранения Красноярского края, и в рамках вынесенного ранее Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 4 августа 2021 г. органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны обеспечить истца лекарственными препаратами за счет денежных средств бюджета субъекта Российской Федерации <6>. Схожая судебная практика, содержащая решения, обязывающие органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить лекарственными препаратами пациентов с орфанными заболеваниями, содержится в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2019 г. N 29-КГ19-1, Определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22 января 2025 г. по делу N 88-1986/2025, Определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 марта 2021 г. N 88-5658/2021.
(Малышева А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)Однако тенденции судебной практики по данному вопросу свидетельствуют о защите прав пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями. Так, в Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2021 г. N 88-22769/2021 указано на правильность выводов суда апелляционной инстанции, установившего, что в случае необеспечения истца необходимым лекарственным препаратом может неизбежно наступить ухудшение состояния здоровья с последующим летальным исходом. Это противоречит конституционно значимым ценностям, которые не допускают ставить жизнь и здоровье человека в зависимость от управленческих решений органов государственной власти, которые уполномочены на лекарственное обеспечение. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции указала, что заболевание истца является редким (орфанным) и включено в перечень таких заболеваний, формируемый Министерством здравоохранения Российской Федерации. Препарат для лечения дорогостоящий и является единственным возможным вариантом эффективного лечения. Совокупность представленных документов и обстоятельств дела подтверждает жизненную необходимость истца именно в этом лекарственном препарате. То обстоятельство, что заболевание истца, являясь редким (орфанным), не входит в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, не свидетельствует о наличии оснований для отказа в обеспечении истца лекарственным препаратом, так как Постановление Правительства, которым регламентируется этот перечень, является подзаконным нормативным правовым актом и не должно противоречить Федеральному закону N 323-ФЗ, устанавливающему более высокий уровень государственных гарантий охраны здоровья для всех пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями. Таким образом, суд отклонил кассационную жалобу Министерства здравоохранения Красноярского края, и в рамках вынесенного ранее Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 4 августа 2021 г. органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны обеспечить истца лекарственными препаратами за счет денежных средств бюджета субъекта Российской Федерации <6>. Схожая судебная практика, содержащая решения, обязывающие органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить лекарственными препаратами пациентов с орфанными заболеваниями, содержится в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2019 г. N 29-КГ19-1, Определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22 января 2025 г. по делу N 88-1986/2025, Определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 марта 2021 г. N 88-5658/2021.
Статья: Орфанные (редкие) заболевания: правовые и финансовые проблемы
(Батова О.С., Шалыгина И.С.)
("Медицинское право", 2021, N 1)Отметим, что суды при рассмотрении дел данной категории встают на сторону гражданина, который нуждается в дорогостоящем лекарственном обеспечении. Судами преодолеваются отказы, в основе которых лежит отсутствие финансирования и отсутствие заболевания в Перечне.
(Батова О.С., Шалыгина И.С.)
("Медицинское право", 2021, N 1)Отметим, что суды при рассмотрении дел данной категории встают на сторону гражданина, который нуждается в дорогостоящем лекарственном обеспечении. Судами преодолеваются отказы, в основе которых лежит отсутствие финансирования и отсутствие заболевания в Перечне.
Статья: Повышены размеры социальных вычетов по НДФЛ
(Сурков А.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В силу норм пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ социальный вычет предоставляется налогоплательщику в сумме фактически произведенных им расходов на медицинские услуги и покупку лекарств, но не более установленной предельной суммы - 120 000 руб. за год в совокупности с другими видами социальных вычетов.
(Сурков А.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В силу норм пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ социальный вычет предоставляется налогоплательщику в сумме фактически произведенных им расходов на медицинские услуги и покупку лекарств, но не более установленной предельной суммы - 120 000 руб. за год в совокупности с другими видами социальных вычетов.