Перечень бесплатных лекарств для инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень бесплатных лекарств для инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Белгородского областного суда от 10.12.2024 N 33-5528/2024 (УИД 31RS0016-01-2023-007994-20)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О возложении обязанности обеспечивать лекарственным препаратом, медицинскими изделиями.
Обстоятельства: Истица указала, что страдает социально значимым заболеванием "сахарный диабет", несвоевременное обеспечение ее за счет бюджетных средств спорными расходными материалами к установленной ей по жизненным показаниям инсулиновой помпе может привести к негативным последствиям для ее здоровья, отказ ответчиков в обеспечении ее препаратами инсулина и расходными материалами к инсулиновой помпе лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме.
Решение: Удовлетворено в части.За счет бюджетных ассигнований бюджета Белгородской области осуществляются:- обеспечение граждан, зарегистрированных в установленном порядке на территории Белгородской области, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности; - обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации; - обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О возложении обязанности обеспечивать лекарственным препаратом, медицинскими изделиями.
Обстоятельства: Истица указала, что страдает социально значимым заболеванием "сахарный диабет", несвоевременное обеспечение ее за счет бюджетных средств спорными расходными материалами к установленной ей по жизненным показаниям инсулиновой помпе может привести к негативным последствиям для ее здоровья, отказ ответчиков в обеспечении ее препаратами инсулина и расходными материалами к инсулиновой помпе лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме.
Решение: Удовлетворено в части.За счет бюджетных ассигнований бюджета Белгородской области осуществляются:- обеспечение граждан, зарегистрированных в установленном порядке на территории Белгородской области, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности; - обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации; - обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 N 01АП-685/2024 по делу N А39-3808/2023
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: Требование удовлетворено в части.Вышеуказанным разделом Территориальной программы также установлено, что за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Мордовия осуществляется финансовое обеспечение, граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: Требование удовлетворено в части.Вышеуказанным разделом Территориальной программы также установлено, что за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Мордовия осуществляется финансовое обеспечение, граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каком порядке инвалиды обеспечиваются лекарственными средствами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лекарства из указанного выше Перечня лекарств предоставляются бесплатно по рецептам врачей (в общем случае - на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04(л)), в частности, инвалидам I группы, неработающим инвалидам II группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и инвалидам ВОВ.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лекарства из указанного выше Перечня лекарств предоставляются бесплатно по рецептам врачей (в общем случае - на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04(л)), в частности, инвалидам I группы, неработающим инвалидам II группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и инвалидам ВОВ.
Статья: К вопросу о бюджетно-правовом регулировании лекарственного обеспечения инвалидов
(Лисовина О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Еще одним отличием региональных льготополучателей от федеральных является уровень финансирования данных мер социальной защиты (уровень расходных обязательств). Реализация региональных законов в данной сфере производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, для федеральных и региональных льготников устанавливаются разные объемы лекарственного обеспечения. Так, в соответствии со ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ <20> "федеральные инвалиды" имеют право претендовать на бесплатные лекарства, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи и входят в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. При этом региональный льготник в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" <21> имеет право на обеспечение всеми необходимыми для его лечения лекарственными препаратами. Тем самым объем предоставляемых гарантий в сфере лекарственного обеспечения инвалидов больше при оказании мер социальной защиты региональных льготников.
(Лисовина О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Еще одним отличием региональных льготополучателей от федеральных является уровень финансирования данных мер социальной защиты (уровень расходных обязательств). Реализация региональных законов в данной сфере производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, для федеральных и региональных льготников устанавливаются разные объемы лекарственного обеспечения. Так, в соответствии со ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ <20> "федеральные инвалиды" имеют право претендовать на бесплатные лекарства, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи и входят в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. При этом региональный льготник в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" <21> имеет право на обеспечение всеми необходимыми для его лечения лекарственными препаратами. Тем самым объем предоставляемых гарантий в сфере лекарственного обеспечения инвалидов больше при оказании мер социальной защиты региональных льготников.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)1. Действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)1. Действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.09.2024 N 41-П
"По делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан"Судебная практика, основываясь на данном положении и пункте 5 части 2 статьи 81 Закона об основах охраны здоровья, также нередко исходит из того, что если вследствие индивидуальной непереносимости или жизненных показаний гражданину по решению врачебной комиссии назначен лекарственный препарат, не поименованный в приложении N 3 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 2406-р, и если гражданин подпадает под утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (куда, в частности, входят инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет), то его лекарственное обеспечение препаратами, предназначенными для лечения орфанных заболеваний, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (определения Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2021 года N 88-26745/2021, Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2022 года N 88-25535/2022, Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 ноября 2023 года N 88-35259/2023 и др.).
"По делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан"Судебная практика, основываясь на данном положении и пункте 5 части 2 статьи 81 Закона об основах охраны здоровья, также нередко исходит из того, что если вследствие индивидуальной непереносимости или жизненных показаний гражданину по решению врачебной комиссии назначен лекарственный препарат, не поименованный в приложении N 3 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 2406-р, и если гражданин подпадает под утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (куда, в частности, входят инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет), то его лекарственное обеспечение препаратами, предназначенными для лечения орфанных заболеваний, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (определения Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2021 года N 88-26745/2021, Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2022 года N 88-25535/2022, Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 ноября 2023 года N 88-35259/2023 и др.).
Статья: К вопросу правового регулирования получения инвалидами двух пенсий
(Башмакова И.В.)
("Современное право", 2025, N 2)Социальные пенсии не предоставляются в качестве льгот или компенсаций и не стимулируют активное участие инвалидов в процессе реабилитации и их социальную интеграцию. Пенсии служат исключительно для социальной поддержки инвалидов и являются социальным пособием для тех, кто не способен обеспечить себя достойным уровнем жизни из-за своих ограниченных возможностей [7, с. 13 - 18]. Примером таких расходов могут служить средства на специализированное питание и лекарства, которые не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших и, следовательно, не могут быть выделены бесплатно; или на ассистентов, без физической помощи которых при выезде за пределы своего субъекта инвалидам с ограничениями 2-й и 3-й степени организовать процесс жизнедеятельности не представляется возможным; или на тифлокомментаторов и сурдопереводчиков, услуги которых за рубежом недоступны, и многое другое, что напрямую зависит от нарушений здоровья.
(Башмакова И.В.)
("Современное право", 2025, N 2)Социальные пенсии не предоставляются в качестве льгот или компенсаций и не стимулируют активное участие инвалидов в процессе реабилитации и их социальную интеграцию. Пенсии служат исключительно для социальной поддержки инвалидов и являются социальным пособием для тех, кто не способен обеспечить себя достойным уровнем жизни из-за своих ограниченных возможностей [7, с. 13 - 18]. Примером таких расходов могут служить средства на специализированное питание и лекарства, которые не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших и, следовательно, не могут быть выделены бесплатно; или на ассистентов, без физической помощи которых при выезде за пределы своего субъекта инвалидам с ограничениями 2-й и 3-й степени организовать процесс жизнедеятельности не представляется возможным; или на тифлокомментаторов и сурдопереводчиков, услуги которых за рубежом недоступны, и многое другое, что напрямую зависит от нарушений здоровья.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5) обеспечение определенных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 2 ст. 80 комментируемого Закона при оказании в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (утв. Распоряжением Правительства от 12.10.2019 N 2406-р) в соответствии с ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека (утв. Распоряжением Правительства от 31.12.2018 N 3053-р) (более подробно см. комментарий к ст. 80). Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства от 30.07.1994 N 890.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5) обеспечение определенных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 2 ст. 80 комментируемого Закона при оказании в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (утв. Распоряжением Правительства от 12.10.2019 N 2406-р) в соответствии с ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека (утв. Распоряжением Правительства от 31.12.2018 N 3053-р) (более подробно см. комментарий к ст. 80). Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства от 30.07.1994 N 890.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для больных бронхиальной астмой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Бронхиальная астма входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства для лечения этого заболевания отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в перечень заболеваний, являющихся показаниями для санаторно-курортного лечения как взрослых, так и детей (Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 890; п. 96 разд. I, п. 67 разд. II Приложения N 2 к Приказу Минздрава России от 27.03.2024 N 143н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Бронхиальная астма входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства для лечения этого заболевания отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в перечень заболеваний, являющихся показаниями для санаторно-курортного лечения как взрослых, так и детей (Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 890; п. 96 разд. I, п. 67 разд. II Приложения N 2 к Приказу Минздрава России от 27.03.2024 N 143н).
Статья: Взаимодействие врача и пациента: орфанный ракурс
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Верховный Суд указал, что из нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Воронежской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Воронежской области) детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов <25>.
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Верховный Суд указал, что из нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Воронежской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Воронежской области) детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов <25>.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для больных сахарным диабетом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако отдельные гарантии для больных сахарным диабетом установлены вне зависимости от присвоения им инвалидности.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако отдельные гарантии для больных сахарным диабетом установлены вне зависимости от присвоения им инвалидности.
Статья: Верховный Суд по-новому обобщил порядок компенсации морального вреда
(Подкопаев М.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В данном случае гражданке, являющейся инвалидом I группы, страдающей онкологическим заболеванием (социально значимым заболеванием), лечебным учреждением был выписан рецепт на лекарственный препарат, который входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов медицинского применения (действовавший на момент выписки рецепта). На основании данного рецепта гражданка подлежала обеспечению бесплатно указанным в рецепте лекарственным препаратом в течение 10 дней с момента ее обращения в аптечное учреждение.
(Подкопаев М.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В данном случае гражданке, являющейся инвалидом I группы, страдающей онкологическим заболеванием (социально значимым заболеванием), лечебным учреждением был выписан рецепт на лекарственный препарат, который входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов медицинского применения (действовавший на момент выписки рецепта). На основании данного рецепта гражданка подлежала обеспечению бесплатно указанным в рецепте лекарственным препаратом в течение 10 дней с момента ее обращения в аптечное учреждение.
Ситуация: Какие лекарства граждане имеют право получать бесплатно или со скидкой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При бесплатном оказании медицинской помощи бесплатно предоставляются, в частности, лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших. Также бесплатно или со скидкой предоставляются лекарства льготным категориям граждан (в том числе детям первых трех лет жизни и инвалидам II группы).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При бесплатном оказании медицинской помощи бесплатно предоставляются, в частности, лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших. Также бесплатно или со скидкой предоставляются лекарства льготным категориям граждан (в том числе детям первых трех лет жизни и инвалидам II группы).