Пеня за неисполнение контракта 44 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Пеня за неисполнение контракта 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 406 "Просрочка кредитора" ГК РФ"По смыслу статей 405, 406 ГК РФ, пункта 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ подрядчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло по вине заказчика."
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Возмездное оказание услуг для государственных или муниципальных нужд: Заказчик хочет взыскать с Исполнителя неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)Указанием на норму закона и (или) условие контракта (иного документа), в котором установлена неустойка (штраф, пени) за соответствующее нарушение Исполнителя (ч. 4, 6 - 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Правила определения штрафа и пени за неисполнение контракта, п. 34 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)Указанием на норму закона и (или) условие контракта (иного документа), в котором установлена неустойка (штраф, пени) за соответствующее нарушение Исполнителя (ч. 4, 6 - 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Правила определения штрафа и пени за неисполнение контракта, п. 34 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств от СМП и СОНКО при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)За неисполнение гарантийных обязательств или просрочку их исполнения наступает ответственность в соответствии с условиями контракта. Заказчик в этом случае обязан направить поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Положения контракта об ответственности за неисполнение обязательств распространяются в том числе и на гарантийные обязательства (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). За просрочку исполнения обязательства предусмотрены пени. За неисполнение обязательства предусмотрены штрафы. Если контракт заключен по результатам закупки среди СМП и СОНКО, размер штрафа определяется в особом порядке. Если закупка проводилась не только среди СМП и СОНКО, размер штрафа определяется в общем порядке даже в том случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) относится к СМП или СОНКО.
(КонсультантПлюс, 2025)За неисполнение гарантийных обязательств или просрочку их исполнения наступает ответственность в соответствии с условиями контракта. Заказчик в этом случае обязан направить поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Положения контракта об ответственности за неисполнение обязательств распространяются в том числе и на гарантийные обязательства (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). За просрочку исполнения обязательства предусмотрены пени. За неисполнение обязательства предусмотрены штрафы. Если контракт заключен по результатам закупки среди СМП и СОНКО, размер штрафа определяется в особом порядке. Если закупка проводилась не только среди СМП и СОНКО, размер штрафа определяется в общем порядке даже в том случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) относится к СМП или СОНКО.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30.10.2025 N АПЛ25-288
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 28.05.2025 N АКПИ25-181, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1 - 3, подпунктов "а", "г", "д" пункта 4 изменений которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом", утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 340>Федеральным законом от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 46-ФЗ) статья 34 Федерального закона N 44-ФЗ дополнена частью 9.1 следующего содержания: "9.1. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом."; статья 112 Федерального закона N 44-ФЗ дополнена частью 65.1 следующего содержания: "65.1. По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.".
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 28.05.2025 N АКПИ25-181, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1 - 3, подпунктов "а", "г", "д" пункта 4 изменений которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом", утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 340>Федеральным законом от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 46-ФЗ) статья 34 Федерального закона N 44-ФЗ дополнена частью 9.1 следующего содержания: "9.1. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом."; статья 112 Федерального закона N 44-ФЗ дополнена частью 65.1 следующего содержания: "65.1. По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.".
Вопрос: Об освобождении от уплаты неустойки (штрафа, пеней) по контракту при закупках.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 24-06-09/63732)При этом в соответствии с частью 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ сторона контракта освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 24-06-09/63732)При этом в соответствии с частью 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ сторона контракта освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Статья: Практика рассмотрения и оценки конкурсных заявок по детализирующему показателю "наличие опыта"
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)Но не стоит забывать о ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, согласно которой в контракт может быть включено условие об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) из суммы, подлежащей уплате поставщику (подрядчику, исполнителю).
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)Но не стоит забывать о ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, согласно которой в контракт может быть включено условие об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) из суммы, подлежащей уплате поставщику (подрядчику, исполнителю).
Готовое решение: Какие штрафные санкции можно предусмотреть в контракте при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Какие штрафные санкции можно предусмотреть в контракте при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Какие штрафные санкции можно предусмотреть в контракте при закупке по Закону N 44-ФЗ
Статья: Проблемы взыскания штрафных санкций
(Зданкевич А.М.)
("Цивилист", 2023, N 2)Так, Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ <12> заказчикам предоставлено право включения в контракты условия об удержании суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, из суммы, подлежащей уплате поставщику (подрядчику, исполнителю). Но, несмотря на отсутствие ранее вышеуказанной нормы в законодательных актах, регулирующих закупки, заказчиками такое условие в контрактах применялось и ранее.
(Зданкевич А.М.)
("Цивилист", 2023, N 2)Так, Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ <12> заказчикам предоставлено право включения в контракты условия об удержании суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, из суммы, подлежащей уплате поставщику (подрядчику, исполнителю). Но, несмотря на отсутствие ранее вышеуказанной нормы в законодательных актах, регулирующих закупки, заказчиками такое условие в контрактах применялось и ранее.
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с пеней можно одновременно взыскать и штраф по контракту. Так, помимо пеней за нарушение сроков можно взыскать штраф за неисполнение обязательства, которое стало основанием для расторжения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ (см. Позицию ВС РФ, Письмо Минфина России от 13.04.2021 N 02-07-10/27529).
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с пеней можно одновременно взыскать и штраф по контракту. Так, помимо пеней за нарушение сроков можно взыскать штраф за неисполнение обязательства, которое стало основанием для расторжения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ (см. Позицию ВС РФ, Письмо Минфина России от 13.04.2021 N 02-07-10/27529).
Статья: Июльские поправки к Закону N 44-ФЗ: новая конфигурация контрактной системы
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)1. Узаконена давно укоренившаяся практика оплаты за вычетом суммы неустойки. В ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ закрепляется право заказчика включить в проект контракта условие об удержании суммы не исполненных поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) из суммы, подлежащей уплате поставщику.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)1. Узаконена давно укоренившаяся практика оплаты за вычетом суммы неустойки. В ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ закрепляется право заказчика включить в проект контракта условие об удержании суммы не исполненных поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) из суммы, подлежащей уплате поставщику.
Готовое решение: Как провести закупку услуг по вывозу мусора в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)об ответственности исполнителя за нарушение условий контракта (ч. 4, 6 - 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Отсутствие этих условий в договоре усложнит взыскание пеней, если оператор не будет выполнять свои обязательства;
(КонсультантПлюс, 2025)об ответственности исполнителя за нарушение условий контракта (ч. 4, 6 - 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Отсутствие этих условий в договоре усложнит взыскание пеней, если оператор не будет выполнять свои обязательства;
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Таким образом, общее правило гражданско-правовой ответственности, сформулированное в ст. 401 ГК РФ, носит диспозитивный характер и может быть изменено договором или законом. Так, ч. 9 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ устанавливает специальное правило о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Указанное императивное предписание устанавливает отличные от общепринятых основания освобождения стороны контракта от ответственности.
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Таким образом, общее правило гражданско-правовой ответственности, сформулированное в ст. 401 ГК РФ, носит диспозитивный характер и может быть изменено договором или законом. Так, ч. 9 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ устанавливает специальное правило о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Указанное императивное предписание устанавливает отличные от общепринятых основания освобождения стороны контракта от ответственности.
Статья: Об особенностях расходования средств субсидий, бюджетных инвестиций отдельными видами юридических лиц
(Байрашев В.Р.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 5)В качестве немногочисленных возможностей изменения существенных условий договора можно привести п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ требует получения соответствующего решения Правительства Российской Федерации, либо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо местной администрации, а п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ связывает возможность изменения срока исполнения контракта с исполнением подрядчиком, не исполнившим свои обязательства, требований по уплате неустоек (штрафов, пеней).
(Байрашев В.Р.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 5)В качестве немногочисленных возможностей изменения существенных условий договора можно привести п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ требует получения соответствующего решения Правительства Российской Федерации, либо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо местной администрации, а п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ связывает возможность изменения срока исполнения контракта с исполнением подрядчиком, не исполнившим свои обязательства, требований по уплате неустоек (штрафов, пеней).
Вопрос: Об использовании при закупках информации о контрактах, исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе при списании неустоек (штрафов, пеней) по контракту, не списанных заказчиком.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682)к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относится в том числе информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами (часть 18 статьи 22 Закона N 44-ФЗ);
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682)к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относится в том числе информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами (часть 18 статьи 22 Закона N 44-ФЗ);