Пеня при одностороннем расторжении контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Пеня при одностороннем расторжении контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.04.2023 N Ф08-3495/2023 по делу N А53-31494/2022
Требование: О взыскании штрафа и пени по государственному контракту.
Обстоятельства: Заказчик указывал на неисполнение поставщиком обязательств по контракту и неудовлетворение требования об уплате штрафа и пени.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку неисполнение поставщиком своих обязательств свидетельствует как о нарушении условий контракта в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке поставки товара, в связи с чем с него подлежат взысканию и штраф, и пеня. Расчет штрафа и пени проверен и признан арифметически верным.Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из того, что в рассматриваемом случае фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления как пени за просрочку поставки, так и штрафа, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом ответчика от него. Поэтому с общества подлежит взысканию как неустойка (пени) за просрочку исполнения обязательства, так и штраф за неисполнение обязательства по контракту. Данный подход соотносится с правовой позицией, изложенной в пункте 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, и определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360.
Требование: О взыскании штрафа и пени по государственному контракту.
Обстоятельства: Заказчик указывал на неисполнение поставщиком обязательств по контракту и неудовлетворение требования об уплате штрафа и пени.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку неисполнение поставщиком своих обязательств свидетельствует как о нарушении условий контракта в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке поставки товара, в связи с чем с него подлежат взысканию и штраф, и пеня. Расчет штрафа и пени проверен и признан арифметически верным.Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из того, что в рассматриваемом случае фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления как пени за просрочку поставки, так и штрафа, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом ответчика от него. Поэтому с общества подлежит взысканию как неустойка (пени) за просрочку исполнения обязательства, так и штраф за неисполнение обязательства по контракту. Данный подход соотносится с правовой позицией, изложенной в пункте 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, и определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.08.2025 по делу N А33-27265/2024
Требование: О взыскании денежных средств по муниципальному контракту на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий.
Решение: Требование удовлетворено в части.Ссылка ответчика на решение УФАС обоснованно не принята судом первой инстанции, поскольку предметом проверки антимонопольного органа выступала не правомерность одностороннего отказа заказчика от контракта и наличие оснований для привлечения подрядчика к ответственности в виде пени, а обоснованность включения сведений об ответчике в реестр недобросовестных поставщиков. Сам по себе факт не включения в реестр недобросовестных поставщиков не свидетельствует о признании недействительным решения заказчика об одностороннем отказе от контракта и отсутствии оснований для привлечения подрядчика к ответственности в виде санкций. Комиссия УФАС России в силу своей компетенции проверяет действия заказчика и подрядчика на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта и не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Требование: О взыскании денежных средств по муниципальному контракту на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий.
Решение: Требование удовлетворено в части.Ссылка ответчика на решение УФАС обоснованно не принята судом первой инстанции, поскольку предметом проверки антимонопольного органа выступала не правомерность одностороннего отказа заказчика от контракта и наличие оснований для привлечения подрядчика к ответственности в виде пени, а обоснованность включения сведений об ответчике в реестр недобросовестных поставщиков. Сам по себе факт не включения в реестр недобросовестных поставщиков не свидетельствует о признании недействительным решения заказчика об одностороннем отказе от контракта и отсутствии оснований для привлечения подрядчика к ответственности в виде санкций. Комиссия УФАС России в силу своей компетенции проверяет действия заказчика и подрядчика на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта и не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Если заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке, пени нужно начислять до момента его прекращения.
(КонсультантПлюс, 2025)1. Если заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке, пени нужно начислять до момента его прекращения.
"Анализ практики проведения внеплановых проверок действий заказчиков при осуществлении закупок на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Под успешно выполненными участником закупки поставками товаров сопоставимого характера и объема понимается исполнение контракта и/или договора в полном объеме, без применения к участнику закупки штрафных санкций по контракту, в том числе неустоек и пени, который не расторгнут в одностороннем порядке заказчиком ввиду ненадлежащего исполнения участником закупки контракта и/или договора. Успешно выполненные участником закупки поставки товаров сопоставимого характера и объема должны быть подтверждены:
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Под успешно выполненными участником закупки поставками товаров сопоставимого характера и объема понимается исполнение контракта и/или договора в полном объеме, без применения к участнику закупки штрафных санкций по контракту, в том числе неустоек и пени, который не расторгнут в одностороннем порядке заказчиком ввиду ненадлежащего исполнения участником закупки контракта и/или договора. Успешно выполненные участником закупки поставки товаров сопоставимого характера и объема должны быть подтверждены:
Статья: О злоупотреблении правом на расторжение контракта по соглашению сторон
(Рябинин В.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)Суды согласились с контрольным органом в том, что учреждение злоупотребило своим правом на расторжение контракта по соглашению сторон, сроки выполнения работ по контракту были нарушены, в связи с чем у ГКУ имелись основания для одностороннего расторжения контракта. Кроме этого, размер штрафа был определен ГКУ неверно, а пеня не начислялась совсем.
(Рябинин В.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)Суды согласились с контрольным органом в том, что учреждение злоупотребило своим правом на расторжение контракта по соглашению сторон, сроки выполнения работ по контракту были нарушены, в связи с чем у ГКУ имелись основания для одностороннего расторжения контракта. Кроме этого, размер штрафа был определен ГКУ неверно, а пеня не начислялась совсем.
Статья: Обзор некоторых актуальных правовых позиций Верховного Суда РФ по делам, связанным с применением Закона N 44-ФЗ
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)ООО не исполнило обязательства по контракту на поставку модульно-разборного здания из металла по цене 17,85 млн руб. Заказчик (через месяц после срока поставки) принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу.
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)ООО не исполнило обязательства по контракту на поставку модульно-разборного здания из металла по цене 17,85 млн руб. Заказчик (через месяц после срока поставки) принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу.
Готовое решение: Как создать контрактную службу для закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)направляет требования об уплате неустоек (штрафов, пеней);
(КонсультантПлюс, 2025)направляет требования об уплате неустоек (штрафов, пеней);
Готовое решение: Как в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения отразить удержание неустойки из обеспечения госконтракта
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не исполнен или ненадлежаще исполнен контракт, заказчик расторгает его в одностороннем или судебном порядке, а также взыскивает неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть внесенное в виде денежных средств обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней (Письма Минфина России от 20.08.2020 N 24-03-07/73127, от 28.08.2020 N 24-03-08/75651).
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не исполнен или ненадлежаще исполнен контракт, заказчик расторгает его в одностороннем или судебном порядке, а также взыскивает неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть внесенное в виде денежных средств обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней (Письма Минфина России от 20.08.2020 N 24-03-07/73127, от 28.08.2020 N 24-03-08/75651).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)2. Законодательство о контрактной системе отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения обязательства в виде пеней. Ответственность в виде штрафа применяется за неисполнение обязательства. Неисполнение поставщиком обязательств по государственному контракту свидетельствует как о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока выполнения работ), так и о нарушении условий контракта в целом. В связи с этим в случае расторжения договора пени за просрочку исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту подлежат начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)2. Законодательство о контрактной системе отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения обязательства в виде пеней. Ответственность в виде штрафа применяется за неисполнение обязательства. Неисполнение поставщиком обязательств по государственному контракту свидетельствует как о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока выполнения работ), так и о нарушении условий контракта в целом. В связи с этим в случае расторжения договора пени за просрочку исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту подлежат начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы.
Вопрос: Одна часть товара по контракту поставлена с нарушением срока, а другая не поставлена вовсе. Вправе ли заказчик в данном случае взыскать с поставщика и штраф за неисполнение условий контракта, и пеню за просрочку поставки товара?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 3)Как следует из Определения Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360, неисполнение обязательства не означает, что нельзя начислить пени за просрочку. Если товар не поставлен в установленный срок, то имеет место как нарушение контракта в целом, так и просрочка исполнения обязательства, которая отсчитывается с момента наступления срока поставки до дня расторжения контракта в связи с односторонним отказом. Взыскание лишь штрафа в этом случае не восстанавливает положение кредитора <1>.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 3)Как следует из Определения Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360, неисполнение обязательства не означает, что нельзя начислить пени за просрочку. Если товар не поставлен в установленный срок, то имеет место как нарушение контракта в целом, так и просрочка исполнения обязательства, которая отсчитывается с момента наступления срока поставки до дня расторжения контракта в связи с односторонним отказом. Взыскание лишь штрафа в этом случае не восстанавливает положение кредитора <1>.
Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если ваш контрагент нарушает зафиксированные в контракте сроки, обязательно предъявите требование об уплате пеней (Письма Минфина России от 03.07.2020 N 24-03-07/57632, от 25.12.2019 N 24-03-07/101443). Если контрактом предусмотрены этапы его исполнения, размер пеней рассчитывается как процент от цены соответствующего этапа (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если ваш контрагент нарушает зафиксированные в контракте сроки, обязательно предъявите требование об уплате пеней (Письма Минфина России от 03.07.2020 N 24-03-07/57632, от 25.12.2019 N 24-03-07/101443). Если контрактом предусмотрены этапы его исполнения, размер пеней рассчитывается как процент от цены соответствующего этапа (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Замещающие сделки в публичных закупках
(Кикавец В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)- законность основания для одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика;
(Кикавец В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)- законность основания для одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика;
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (1 квартал 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Статья: Об ошибках, допускаемых при начислении неустоек по госконтрактам
(Совина Т.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем или судебном порядке, а также взыскать неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть внесенное в виде денежных средств обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней (Письма Минфина России от 28.08.2020 N 24-03-08/75647 и от 20.08.2020 N 24-03-07/73127).
(Совина Т.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем или судебном порядке, а также взыскать неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть внесенное в виде денежных средств обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней (Письма Минфина России от 28.08.2020 N 24-03-08/75647 и от 20.08.2020 N 24-03-07/73127).