Пенсионная система РФ включает
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионная система РФ включает (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы формирования пенсионных прав лиц, осужденных к лишению свободы
(Маматказин И.Р.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Рассмотрение вопроса о механизме формирования пенсионных прав требует характеристики действующей пенсионной системы, поскольку право на разные виды пенсий должно формироваться различными способами. На сегодняшний день пенсионная система Российской Федерации включает два основных вида пенсии: пенсии по обязательному пенсионному страхованию и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые различаются между собой в первую очередь по источнику их финансирования. Прежде всего следует обратить внимание на такой вид пенсии, как социальные пенсии, относящиеся к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению. В настоящее время не потеряло актуальности суждение Конституционного Суда РФ об особой природе и сущности социальной пенсии. Действительно, в силу того, что социальная пенсия предоставляется без связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, право на социальную пенсию фактически не формируется. Такая пенсия предоставляется нетрудоспособным лицам в твердых размерах исходя из факта нетрудоспособности <10>.
(Маматказин И.Р.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Рассмотрение вопроса о механизме формирования пенсионных прав требует характеристики действующей пенсионной системы, поскольку право на разные виды пенсий должно формироваться различными способами. На сегодняшний день пенсионная система Российской Федерации включает два основных вида пенсии: пенсии по обязательному пенсионному страхованию и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые различаются между собой в первую очередь по источнику их финансирования. Прежде всего следует обратить внимание на такой вид пенсии, как социальные пенсии, относящиеся к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению. В настоящее время не потеряло актуальности суждение Конституционного Суда РФ об особой природе и сущности социальной пенсии. Действительно, в силу того, что социальная пенсия предоставляется без связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, право на социальную пенсию фактически не формируется. Такая пенсия предоставляется нетрудоспособным лицам в твердых размерах исходя из факта нетрудоспособности <10>.
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)В 2001 г. Правительством РФ был принят новый Федеральный закон N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <3>, который действует и в настоящее время. Этот период можно охарактеризовать, как новый этап модернизации пенсионной системы РФ, который продолжился и в 2002 г., когда была окончательно внедрена многоуровневая система пенсионного капитала: пенсия граждан на законодательном уровне стала включать в себя базовый, страховой и накопительный компоненты. Кроме того, Законом N 167-ФЗ было регламентировано предоставление гражданам права самостоятельного распоряжения накопительной частью пенсии: выбор между государственным Пенсионным фондом и негосударственным фондом. Каждый гражданин сам решал, куда направить накопительную часть пенсии. Необходимо также отметить, что действующим законодательством регламентировано, что формирование пенсионных накоплений граждан 1967 г. рождения и моложе осуществляется за счет страховых взносов, которые отчисляются работодателями. В 2007 - 2008 гг. Пенсионный фонд осуществлял сопровождение следующих государственных программ: материнский капитал, а также софинансирование пенсионных накоплений граждан.
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)В 2001 г. Правительством РФ был принят новый Федеральный закон N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <3>, который действует и в настоящее время. Этот период можно охарактеризовать, как новый этап модернизации пенсионной системы РФ, который продолжился и в 2002 г., когда была окончательно внедрена многоуровневая система пенсионного капитала: пенсия граждан на законодательном уровне стала включать в себя базовый, страховой и накопительный компоненты. Кроме того, Законом N 167-ФЗ было регламентировано предоставление гражданам права самостоятельного распоряжения накопительной частью пенсии: выбор между государственным Пенсионным фондом и негосударственным фондом. Каждый гражданин сам решал, куда направить накопительную часть пенсии. Необходимо также отметить, что действующим законодательством регламентировано, что формирование пенсионных накоплений граждан 1967 г. рождения и моложе осуществляется за счет страховых взносов, которые отчисляются работодателями. В 2007 - 2008 гг. Пенсионный фонд осуществлял сопровождение следующих государственных программ: материнский капитал, а также софинансирование пенсионных накоплений граждан.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)<*****> По соответствующим аналитическим счетам, содержащим коды (составные части кодов) по бюджетной классификации Российской Федерации, по которым осуществляются операции при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов (Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)<*****> По соответствующим аналитическим счетам, содержащим коды (составные части кодов) по бюджетной классификации Российской Федерации, по которым осуществляются операции при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов (Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Постановление Минтруда РФ от 24.08.2000 N 62
"Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения"
(вместе с разъяснением Минтруда РФ от 24.08.2000 N 10)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2000 N 2402)2. Время осуществления предпринимательской деятельности, в течение которого индивидуальными предпринимателями уплачивалась стоимость патента, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица согласно Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" <*> (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401) включается в общий трудовой стаж на основании справок органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, по форме согласно приложению.
"Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения"
(вместе с разъяснением Минтруда РФ от 24.08.2000 N 10)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2000 N 2402)2. Время осуществления предпринимательской деятельности, в течение которого индивидуальными предпринимателями уплачивалась стоимость патента, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица согласно Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" <*> (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401) включается в общий трудовой стаж на основании справок органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, по форме согласно приложению.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)По идее разработчиков Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ 2012 г., новая пенсионная формула также должна была включать механизм повышения размера пенсии для граждан, желающих отсрочить назначение пенсии, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста. Также в перспективе, с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности, планировалось создать механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам в зависимости от размера получаемой ими заработной платы.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)По идее разработчиков Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ 2012 г., новая пенсионная формула также должна была включать механизм повышения размера пенсии для граждан, желающих отсрочить назначение пенсии, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста. Также в перспективе, с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности, планировалось создать механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам в зависимости от размера получаемой ими заработной платы.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Обязательное социальное страхование и бюджетное право. Страховое обязательное социальное обеспечение производится за счет средств бюджетов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которые включены в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 10 БК РФ) и функционируют, как и бюджеты публично-территориальных образований, на основании принципов бюджетной системы (гл. 5 БК РФ). Бюджеты указанных фондов не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Обязательное социальное страхование и бюджетное право. Страховое обязательное социальное обеспечение производится за счет средств бюджетов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которые включены в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 10 БК РФ) и функционируют, как и бюджеты публично-территориальных образований, на основании принципов бюджетной системы (гл. 5 БК РФ). Бюджеты указанных фондов не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Таким образом, система пенсионного обеспечения, созданная в Германии, позволяла работнику, утратившему трудоспособность, в любом случае выйти на пенсию, то есть возраст утраты трудоспособности получался как бы индивидуальным для каждого застрахованного в обязательном пенсионном страховании, а возрастная граница в 70 лет в этой системе всего лишь избавляла работников, достигших соответствующего возраста, от необходимости проходить индивидуальное освидетельствование на предмет установления потери способности к труду. В основе такого подхода лежало вполне разумное предположение о том, что в 70 лет уже никому и ничего доказывать не надо и что нетрудоспособность человека в этом возрасте носит очевидный характер. Тем самым в Германии впервые была применена правовая презумпция утраты трудоспособности при достижении единого, усредненного для всех работников возраста, которая намного позже получила развитие и в других государствах, включая Россию.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Таким образом, система пенсионного обеспечения, созданная в Германии, позволяла работнику, утратившему трудоспособность, в любом случае выйти на пенсию, то есть возраст утраты трудоспособности получался как бы индивидуальным для каждого застрахованного в обязательном пенсионном страховании, а возрастная граница в 70 лет в этой системе всего лишь избавляла работников, достигших соответствующего возраста, от необходимости проходить индивидуальное освидетельствование на предмет установления потери способности к труду. В основе такого подхода лежало вполне разумное предположение о том, что в 70 лет уже никому и ничего доказывать не надо и что нетрудоспособность человека в этом возрасте носит очевидный характер. Тем самым в Германии впервые была применена правовая презумпция утраты трудоспособности при достижении единого, усредненного для всех работников возраста, которая намного позже получила развитие и в других государствах, включая Россию.
Статья: Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Конституционный Суд обратил особое внимание на конструкцию модели страховой пенсионной системы РФ, где уплата страховых взносов фактически является гарантией прав застрахованных лиц на получение страховой пенсии по старости в полном объеме, включая ФВ. Ведь именно через механизм уплаты страховых взносов будущими получателями страховой пенсии реализуется и обеспечивается их право на достойный объем обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Это нашло отражение в целом перечне актов КС РФ по вопросам справедливого исчисления страховой пенсии по старости, в том числе гражданам, претендующим на "двойную пенсию" <38>.
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Конституционный Суд обратил особое внимание на конструкцию модели страховой пенсионной системы РФ, где уплата страховых взносов фактически является гарантией прав застрахованных лиц на получение страховой пенсии по старости в полном объеме, включая ФВ. Ведь именно через механизм уплаты страховых взносов будущими получателями страховой пенсии реализуется и обеспечивается их право на достойный объем обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Это нашло отражение в целом перечне актов КС РФ по вопросам справедливого исчисления страховой пенсии по старости, в том числе гражданам, претендующим на "двойную пенсию" <38>.
Статья: Совершенствование системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации: развитие нетипичного в социальном обеспечении
(Плешакова И.Н.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)Российская Федерация в рамках принимаемого законодательства стремится поднять уровень социального обеспечения (включая выплаты из системы обязательного пенсионного страхования) своим гражданам и оптимизировать социальные расходы бюджетов на всех уровнях, что влечет появление нетипичного в правовом поле отраслевой науки. Такая тенденция дает основания для развития институтов социального обеспечения, появления новых видов выплат в системе обязательного пенсионного страхования. На практике выплаты в системе обязательного страхования появились в соответствии с вновь принятыми и действующими нормативными актами в социальной сфере. Укажем, что Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <1> содержит не совсем типичные для нашего понимания выплаты, относящиеся к обязательному страховому возмещению, осуществляемые с участием средств пенсионных накоплений (единовременная выплата средств пенсионных накоплений, срочная пенсионная выплата, выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица) как компенсация негативных последствий социальных рисков.
(Плешакова И.Н.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)Российская Федерация в рамках принимаемого законодательства стремится поднять уровень социального обеспечения (включая выплаты из системы обязательного пенсионного страхования) своим гражданам и оптимизировать социальные расходы бюджетов на всех уровнях, что влечет появление нетипичного в правовом поле отраслевой науки. Такая тенденция дает основания для развития институтов социального обеспечения, появления новых видов выплат в системе обязательного пенсионного страхования. На практике выплаты в системе обязательного страхования появились в соответствии с вновь принятыми и действующими нормативными актами в социальной сфере. Укажем, что Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <1> содержит не совсем типичные для нашего понимания выплаты, относящиеся к обязательному страховому возмещению, осуществляемые с участием средств пенсионных накоплений (единовременная выплата средств пенсионных накоплений, срочная пенсионная выплата, выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица) как компенсация негативных последствий социальных рисков.