Пени и штрафы коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Пени и штрафы коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23 "Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30 апреля 2020 года, одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (пп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). По смыслу ст. 23 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" этот же правовой режим распространяется и на неустойку (штраф), являющуюся мерой гражданско-правовой ответственности."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 23 "Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория. Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (п. п. 2 п. 3 ст. 9.1, абзац десятый п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). По смыслу ст. 23 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" этот же правовой режим распространяется и на неустойку, являющуюся мерой гражданско-правовой ответственности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вывоз мусора из дворов жильцов: анализ проблемы и споров
(Мартасов Д.)
("Жилищное право", 2021, N 4)В период коронавирусной инфекции плательщики коммунальных услуг были освобождены от неустоек (штрафов, пеней) в случаях, когда просрочили или не полностью оплатили коммунальные услуги. Мораторий действовал с 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года <1>.
(Мартасов Д.)
("Жилищное право", 2021, N 4)В период коронавирусной инфекции плательщики коммунальных услуг были освобождены от неустоек (штрафов, пеней) в случаях, когда просрочили или не полностью оплатили коммунальные услуги. Мораторий действовал с 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года <1>.
Статья: Нормативное правовое регулирование государственной закупочной сферы в период пандемии COVID-19
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)В случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по контракту произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком требованию об их уплате.
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)В случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по контракту произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком требованию об их уплате.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда 30 апреля 2020 г., одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). По смыслу п. 4 ст. 395 ГК РФ этот же правовой режим распространяется и на проценты, являющиеся мерой гражданско-правовой ответственности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда 30 апреля 2020 г., одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). По смыслу п. 4 ст. 395 ГК РФ этот же правовой режим распространяется и на проценты, являющиеся мерой гражданско-правовой ответственности.
Статья: Проблемы ЖКХ в условиях пандемии
(Климентьева С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление Правительства РФ N 424) запрещено требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) за пользование коммунальными услугами. Данное Постановление действовало до 1 января 2021 г. Это распоряжение касалось всех потребителей коммунальных услуг, в том числе и тех, у кого есть задолженности по коммунальным платежам. Эта мера связана с тем, что существует необходимость у граждан оставаться дома с целью нераспространения вирусной инфекции. Для населения данный нормативный акт явился основанием не оплачивать коммунальные платежи, в том числе скопившиеся задолженности. В связи с этим организации, получающие сборы по коммунальным платежам, понесли потери. Специалисты в сфере общественного контроля жилищно-коммунального хозяйства прогнозируют, что снижение по сборам достигнет 70%. Кроме этого, необходимо учитывать, что у управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома в период пандемии, объем работы увеличивается. А именно возрастают расходы на санитарную обработку и дезинфекцию помещений, которые необходимо согласовать с жильцами дома путем проведения общих собраний, проведение последних в период самоизоляции было запрещено. Надо отметить, что обработка девятиэтажного дома в месяц обходится в 750 тыс. руб., по данным управляющей компании. В период, когда действовал запрет на требование пеней (неустоек, штрафов), у управляющей компании не всегда находились свободные средства для проведения обработки.
(Климентьева С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление Правительства РФ N 424) запрещено требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) за пользование коммунальными услугами. Данное Постановление действовало до 1 января 2021 г. Это распоряжение касалось всех потребителей коммунальных услуг, в том числе и тех, у кого есть задолженности по коммунальным платежам. Эта мера связана с тем, что существует необходимость у граждан оставаться дома с целью нераспространения вирусной инфекции. Для населения данный нормативный акт явился основанием не оплачивать коммунальные платежи, в том числе скопившиеся задолженности. В связи с этим организации, получающие сборы по коммунальным платежам, понесли потери. Специалисты в сфере общественного контроля жилищно-коммунального хозяйства прогнозируют, что снижение по сборам достигнет 70%. Кроме этого, необходимо учитывать, что у управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома в период пандемии, объем работы увеличивается. А именно возрастают расходы на санитарную обработку и дезинфекцию помещений, которые необходимо согласовать с жильцами дома путем проведения общих собраний, проведение последних в период самоизоляции было запрещено. Надо отметить, что обработка девятиэтажного дома в месяц обходится в 750 тыс. руб., по данным управляющей компании. В период, когда действовал запрет на требование пеней (неустоек, штрафов), у управляющей компании не всегда находились свободные средства для проведения обработки.
Статья: Восстановление средств ОМС, израсходованных по нецелевому назначению
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8)В случае неисполнения медицинским учреждением требований ТФОМС о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней ТФОМС вправе направить информацию об этом и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8)В случае неисполнения медицинским учреждением требований ТФОМС о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней ТФОМС вправе направить информацию об этом и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Статья: Взыскание теплоснабжающей организацией задолженности за тепловую энергию
(Семин Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На период с 06.04.2020 по 01.01.2021 было приостановлено взыскание неустойки (пени, штрафа) на задолженность за поставленную тепловую энергию. Это следует:
(Семин Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На период с 06.04.2020 по 01.01.2021 было приостановлено взыскание неустойки (пени, штрафа) на задолженность за поставленную тепловую энергию. Это следует:
Статья: К вопросу об обеспечении исполнения застройщиком-банкротом обязательств по договору участия в долевом строительстве неустойкой и сроке исковой давности по требованию о неустойке
(Рогова Ю.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 4)В пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" <4> указано, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме, - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (ст. 330 ГК РФ).
(Рогова Ю.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 4)В пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" <4> указано, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме, - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (ст. 330 ГК РФ).
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)была установлена возможность профинансировать в 2020 - 2022 гг. за счет взносов на травматизм расходы на закупку масок, респираторов, перчаток, антисептиков для рук, а также на ряд других мероприятий по предупреждению распространения COVID-19;
(КонсультантПлюс, 2025)была установлена возможность профинансировать в 2020 - 2022 гг. за счет взносов на травматизм расходы на закупку масок, респираторов, перчаток, антисептиков для рук, а также на ряд других мероприятий по предупреждению распространения COVID-19;
Статья: Обзор актуальной судебной арбитражной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 1)Как и законодательство о банкротстве, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования споров по искам налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа. В соответствии с пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации досудебный (административный) порядок урегулирования споров предусмотрен только для случаев обращения налогоплательщика в суд с требованием о признании недействительными актов ненормативного характера, оспаривании действий (бездействия) налоговых органов.
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 1)Как и законодательство о банкротстве, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования споров по искам налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа. В соответствии с пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации досудебный (административный) порядок урегулирования споров предусмотрен только для случаев обращения налогоплательщика в суд с требованием о признании недействительными актов ненормативного характера, оспаривании действий (бездействия) налоговых органов.
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Таким образом, общее правило гражданско-правовой ответственности, сформулированное в ст. 401 ГК РФ, носит диспозитивный характер и может быть изменено договором или законом. Так, ч. 9 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ устанавливает специальное правило о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Указанное императивное предписание устанавливает отличные от общепринятых основания освобождения стороны контракта от ответственности.
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Таким образом, общее правило гражданско-правовой ответственности, сформулированное в ст. 401 ГК РФ, носит диспозитивный характер и может быть изменено договором или законом. Так, ч. 9 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ устанавливает специальное правило о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Указанное императивное предписание устанавливает отличные от общепринятых основания освобождения стороны контракта от ответственности.
Последние изменения: Неустойка (пени, штрафы) в контракте по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин, МЧС и ФАС указали на возможность списания неустойки (штрафа, пеней) в случае, если обязательства нарушены из-за коронавируса.
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин, МЧС и ФАС указали на возможность списания неустойки (штрафа, пеней) в случае, если обязательства нарушены из-за коронавируса.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Штрафы и пени, начисленные за нарушение фирмой условий хозяйственных договоров
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Штрафы и пени, начисленные за нарушение фирмой условий хозяйственных договоров