Педагог при допросе несовершеннолетнего
Подборка наиболее важных документов по запросу Педагог при допросе несовершеннолетнего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы участия педагога или психолога в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних
(Цветкова Е.В.)
("Современное право", 2024, N 4)В научной литературе можно встретить мнение о том, что следователь обязан приглашать педагога на допрос несовершеннолетнего в целях обеспечения реальной защиты прав и законных интересов допрашиваемого [1, с. 124 - 125]; педагог является гарантом правильного проведения допроса и обеспечения прав допрашиваемого [4, с. 85]. Полагаем, что перечисленные функции имеют отношение к защитнику, законному представителю или к эксперту, специалисту, но не к педагогу (психологу), участвующему в допросе несовершеннолетнего [5]. Сегодня приглашенные на процесс педагог или психолог выполняют номинальную роль, практически не реализуя цель своего участия [7, с. 122].
(Цветкова Е.В.)
("Современное право", 2024, N 4)В научной литературе можно встретить мнение о том, что следователь обязан приглашать педагога на допрос несовершеннолетнего в целях обеспечения реальной защиты прав и законных интересов допрашиваемого [1, с. 124 - 125]; педагог является гарантом правильного проведения допроса и обеспечения прав допрашиваемого [4, с. 85]. Полагаем, что перечисленные функции имеют отношение к защитнику, законному представителю или к эксперту, специалисту, но не к педагогу (психологу), участвующему в допросе несовершеннолетнего [5]. Сегодня приглашенные на процесс педагог или психолог выполняют номинальную роль, практически не реализуя цель своего участия [7, с. 122].
Ситуация: Каковы особенности проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В допросе в судебном заседании потерпевших и свидетелей в возрасте до 16 лет, а по усмотрению суда и в возрасте от 16 до 18 лет, участие педагога или психолога обязательно. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога и (или) психолога. Допрос с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 7 лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от 7 до 14 лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше 14 лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день (ч. 1 ст. 280 УПК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В допросе в судебном заседании потерпевших и свидетелей в возрасте до 16 лет, а по усмотрению суда и в возрасте от 16 до 18 лет, участие педагога или психолога обязательно. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога и (или) психолога. Допрос с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 7 лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от 7 до 14 лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше 14 лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день (ч. 1 ст. 280 УПК РФ).
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)1. При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до шестнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет участие педагога или психолога обязательно. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога и (или) психолога. Допрос с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день.
(ред. от 27.10.2025)1. При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до шестнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет участие педагога или психолога обязательно. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога и (или) психолога. Допрос с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1
(ред. от 28.10.2021)
"О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних"9. Судам следует иметь в виду, что статья 425 УПК РФ предусматривает обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от 14 до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет - при условии, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. Показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога, в силу части 2 статьи 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами.
(ред. от 28.10.2021)
"О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних"9. Судам следует иметь в виду, что статья 425 УПК РФ предусматривает обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от 14 до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет - при условии, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. Показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога, в силу части 2 статьи 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами.
Статья: Участие педагога, педагогического работника и психолога в судебной деятельности: вопросы унификации процессуального законодательства
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Применяя в числе методов познания такие, как формально-юридический, системно-структурный методы и метод внутрипроцессуального сравнительного правоведения, автор приходит к выводам о том, что в целях унификации процессуального законодательства к педагогу в уголовном процессе, производстве по делу об административном правонарушении и педагогическому работнику в гражданском и административном судопроизводствах необходимо предъявлять одинаковые требования. В ГПК РФ и КАС РФ следует предусмотреть возможность участия психолога (альтернативно педагогическому работнику) в допросе несовершеннолетнего свидетеля, как это закреплено в УПК РФ и КоАП РФ. В ГПК РФ, КАС РФ и КоАП РФ необходимо увеличить как минимум до 16 лет возрастные рамки несовершеннолетних свидетелей, в допросах которых обязательно участие сведущих лиц, обладающих педагогическими (психологическими) знаниями. При допросах несовершеннолетних свидетелей по уголовным, гражданским, административным делам в суде, а также по делам об административных правонарушениях педагоги, психологи, педагогические работники должны обладать правом не только задавать вопросы свидетелю, но и знакомиться с материалами дела в объеме, необходимом для выполнения своей функции, с протоколом судебного заседания и делать подлежащие занесению в протокол замечания о правильности и полноте изложенных в нем показаний. В регламентации участия сведущих лиц в допросах несовершеннолетних не может быть различий, не обусловленных спецификой того или иного вида юридического процесса.
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Применяя в числе методов познания такие, как формально-юридический, системно-структурный методы и метод внутрипроцессуального сравнительного правоведения, автор приходит к выводам о том, что в целях унификации процессуального законодательства к педагогу в уголовном процессе, производстве по делу об административном правонарушении и педагогическому работнику в гражданском и административном судопроизводствах необходимо предъявлять одинаковые требования. В ГПК РФ и КАС РФ следует предусмотреть возможность участия психолога (альтернативно педагогическому работнику) в допросе несовершеннолетнего свидетеля, как это закреплено в УПК РФ и КоАП РФ. В ГПК РФ, КАС РФ и КоАП РФ необходимо увеличить как минимум до 16 лет возрастные рамки несовершеннолетних свидетелей, в допросах которых обязательно участие сведущих лиц, обладающих педагогическими (психологическими) знаниями. При допросах несовершеннолетних свидетелей по уголовным, гражданским, административным делам в суде, а также по делам об административных правонарушениях педагоги, психологи, педагогические работники должны обладать правом не только задавать вопросы свидетелю, но и знакомиться с материалами дела в объеме, необходимом для выполнения своей функции, с протоколом судебного заседания и делать подлежащие занесению в протокол замечания о правильности и полноте изложенных в нем показаний. В регламентации участия сведущих лиц в допросах несовершеннолетних не может быть различий, не обусловленных спецификой того или иного вида юридического процесса.
"Собирание электронных доказательств по уголовным делам на территории России и зарубежных стран: опыт и проблемы: монография"
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)При организации аудиовизуальных допросов у консула должны быть разрешены многие внутренние правовые и организационно-технические вопросы, связанные с ведением протокола следственного действия, стенографированием, применением видео- и аудиозаписи или киносъемки, оборудованием помещений неслужебной зоны, допуском в эти помещения и участием иных, помимо допрашиваемого, сторонних физических лиц и организаций как из представляемого государства, так и из страны пребывания, таких как ИТ-специалист, переводчик, защитник (адвокат), законный представитель (представитель), психолог, педагог (при допросе несовершеннолетнего), а также с выбором, проверкой, допуском к оказанию услуг коммерческих организаций, поставляющих, устанавливающих и (или) обслуживающих соответствующие оборудование и программное обеспечение для аудиовизуальной трансляции и перевода.
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)При организации аудиовизуальных допросов у консула должны быть разрешены многие внутренние правовые и организационно-технические вопросы, связанные с ведением протокола следственного действия, стенографированием, применением видео- и аудиозаписи или киносъемки, оборудованием помещений неслужебной зоны, допуском в эти помещения и участием иных, помимо допрашиваемого, сторонних физических лиц и организаций как из представляемого государства, так и из страны пребывания, таких как ИТ-специалист, переводчик, защитник (адвокат), законный представитель (представитель), психолог, педагог (при допросе несовершеннолетнего), а также с выбором, проверкой, допуском к оказанию услуг коммерческих организаций, поставляющих, устанавливающих и (или) обслуживающих соответствующие оборудование и программное обеспечение для аудиовизуальной трансляции и перевода.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)<1> Эти задачи педагог выполняет не только в ходе допроса несовершеннолетних свидетелей, но и в случаях, предусмотренных ст. 57 СК РФ, в соответствии с которой в судебном заседании по делам, связанным с воспитанием детей, выясняется их мнение по данному вопросу (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" // СПС "КонсультантПлюс").
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)<1> Эти задачи педагог выполняет не только в ходе допроса несовершеннолетних свидетелей, но и в случаях, предусмотренных ст. 57 СК РФ, в соответствии с которой в судебном заседании по делам, связанным с воспитанием детей, выясняется их мнение по данному вопросу (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" // СПС "КонсультантПлюс").
Статья: Участие педагога в гражданском судопроизводстве России и других стран СНГ
(Тетюев С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)В статье исследуются положения гражданского процессуального законодательства стран СНГ, регламентирующие участие педагога (педагогического работника, психолога) в допросах несовершеннолетних свидетелей. Цель исследования - выявить сходство и различия в регулировании использования педагогических и психологических знаний в допросах несовершеннолетних свидетелей в гражданском судопроизводстве, а также сформулировать предложения, направленные на совершенствование отечественного гражданского процессуального законодательства. Автор приходит к следующим выводам: регламентация участия педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля в гражданских процессуальных кодексах стран СНГ в целом совпадает; российскому законодателю необходимо предусмотреть участие в допросе несовершеннолетнего свидетеля психолога (в качестве альтернативы педагогическому работнику), как это сделано в Армении и Киргизии, а также повысить возраст несовершеннолетнего, допрос которого в качестве свидетеля может или должен проводиться с педагогом (по примеру Таджикистана и Киргизии); право педагога высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний, предусмотренное законодательством большинства стран СНГ, не обусловлено стоящими перед ним задачами в рамках допроса и может быть реализовано лишь по окончании допроса.
(Тетюев С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)В статье исследуются положения гражданского процессуального законодательства стран СНГ, регламентирующие участие педагога (педагогического работника, психолога) в допросах несовершеннолетних свидетелей. Цель исследования - выявить сходство и различия в регулировании использования педагогических и психологических знаний в допросах несовершеннолетних свидетелей в гражданском судопроизводстве, а также сформулировать предложения, направленные на совершенствование отечественного гражданского процессуального законодательства. Автор приходит к следующим выводам: регламентация участия педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля в гражданских процессуальных кодексах стран СНГ в целом совпадает; российскому законодателю необходимо предусмотреть участие в допросе несовершеннолетнего свидетеля психолога (в качестве альтернативы педагогическому работнику), как это сделано в Армении и Киргизии, а также повысить возраст несовершеннолетнего, допрос которого в качестве свидетеля может или должен проводиться с педагогом (по примеру Таджикистана и Киргизии); право педагога высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний, предусмотренное законодательством большинства стран СНГ, не обусловлено стоящими перед ним задачами в рамках допроса и может быть реализовано лишь по окончании допроса.
Статья: Особенности субъектного состава по делам о защите прав несовершеннолетних в гражданском процессе: постановка проблемы
(Авдонина Ю.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)В частности, специалист как лицо, содействующее правосудию, не должен иметь личной юридической заинтересованности в исходе дела, он привлекается в процесс в связи с наличием специальных знаний в области педагогики. Целью участия педагога при допросе несовершеннолетнего свидетеля как лица, обладающего знаниями детской психологии, является предотвращение отрицательного воздействия на психику ребенка самого факта допроса в суде, а также отдельных задаваемых ему вопросов, оценка иных обстоятельств, которые могут негативно воздействовать на несовершеннолетнего в судебном заседании. Кроме того, педагог может объяснить суду особенности поведения несовершеннолетнего при допросе, специфику его ответов, а также высказать мнение об особенностях и тактике проведения его допроса (например, о целесообразности проведения допроса в отсутствие других лиц).
(Авдонина Ю.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)В частности, специалист как лицо, содействующее правосудию, не должен иметь личной юридической заинтересованности в исходе дела, он привлекается в процесс в связи с наличием специальных знаний в области педагогики. Целью участия педагога при допросе несовершеннолетнего свидетеля как лица, обладающего знаниями детской психологии, является предотвращение отрицательного воздействия на психику ребенка самого факта допроса в суде, а также отдельных задаваемых ему вопросов, оценка иных обстоятельств, которые могут негативно воздействовать на несовершеннолетнего в судебном заседании. Кроме того, педагог может объяснить суду особенности поведения несовершеннолетнего при допросе, специфику его ответов, а также высказать мнение об особенностях и тактике проведения его допроса (например, о целесообразности проведения допроса в отсутствие других лиц).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Для установления данных сведений судом также могут быть допрошены в качестве свидетелей педагоги несовершеннолетнего, в качестве заинтересованных лиц - члены его семьи. Также в случае необходимости разъяснения вопросов, требующих специальных познаний, судом могут быть заслушаны специалисты - врачи, педагоги, психологи и т.д.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Для установления данных сведений судом также могут быть допрошены в качестве свидетелей педагоги несовершеннолетнего, в качестве заинтересованных лиц - члены его семьи. Также в случае необходимости разъяснения вопросов, требующих специальных познаний, судом могут быть заслушаны специалисты - врачи, педагоги, психологи и т.д.
Статья: Некоторые вопросы, возникающие при производстве допроса несовершеннолетних потерпевших (свидетелей) в уголовном судопроизводстве
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9)Статья посвящена проблемам, возникающим при производстве допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в судебном заседании. Анализ УПК РФ позволяет сделать вывод, что несовершеннолетние потерпевшие и свидетели допрашиваются по правилам, регламентированным ст. 277 - 278 УПК РФ с общими изъятиями, предусмотренными ст. 280 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ). Положения ст. 280 УПК РФ устанавливают возможность производства допроса несовершеннолетних в судебном заседании. Статья 280 УПК РФ предусматривает обязательное участие педагога при допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, не достигших возраста 14 лет, а также при наличии физических и психических недостатков. Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство закрепляет положения, согласно которым обязательно участие законных представителей при допросе несовершеннолетних лиц. Автор анализирует положения международных актов, мнения ученых, судебную практику при рассмотрении уголовных дел, по которым проводилось указанное процессуальное действие, делает вывод о том, что суды считают существенными нарушениями законодательства при применении указанной нормы закона.
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9)Статья посвящена проблемам, возникающим при производстве допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в судебном заседании. Анализ УПК РФ позволяет сделать вывод, что несовершеннолетние потерпевшие и свидетели допрашиваются по правилам, регламентированным ст. 277 - 278 УПК РФ с общими изъятиями, предусмотренными ст. 280 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ). Положения ст. 280 УПК РФ устанавливают возможность производства допроса несовершеннолетних в судебном заседании. Статья 280 УПК РФ предусматривает обязательное участие педагога при допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, не достигших возраста 14 лет, а также при наличии физических и психических недостатков. Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство закрепляет положения, согласно которым обязательно участие законных представителей при допросе несовершеннолетних лиц. Автор анализирует положения международных актов, мнения ученых, судебную практику при рассмотрении уголовных дел, по которым проводилось указанное процессуальное действие, делает вывод о том, что суды считают существенными нарушениями законодательства при применении указанной нормы закона.
Статья: Участие педагога или психолога при привлечении в качестве обвиняемого несовершеннолетнего, страдающего психическим расстройством
(Григорьева Н.В.)
("Современное право", 2024, N 10)Возможность устранения препятствий к рассмотрению уголовного дела по существу при отсутствии в допросе несовершеннолетнего обвиняемого педагога или психолога обусловлена возрастом несовершеннолетнего на момент подготовки дела к судебному заседанию.
(Григорьева Н.В.)
("Современное право", 2024, N 10)Возможность устранения препятствий к рассмотрению уголовного дела по существу при отсутствии в допросе несовершеннолетнего обвиняемого педагога или психолога обусловлена возрастом несовершеннолетнего на момент подготовки дела к судебному заседанию.
Статья: Процессуальные особенности допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний на месте с участием несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего). Комментарий к ст. 191 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Однако нам известен и иной подход к аналогичной норме права. Речь идет о требовании, закрепленном в ч. 3 ст. 425 УПК РФ. Там законодатель предусмотрел обязательное участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Однако нам известен и иной подход к аналогичной норме права. Речь идет о требовании, закрепленном в ч. 3 ст. 425 УПК РФ. Там законодатель предусмотрел обязательное участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.
Статья: Об эффективности защиты несовершеннолетнего, преследуемого на стадии возбуждения уголовного дела
(Овсянников И.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Судья Самарского областного суда С.В. Посохова резонно утверждает: "Присутствие педагога при допросе несовершеннолетних должно обеспечивать психологическую защиту допрашиваемых от манипулирования ими, от постановки вопросов в недоступной для несовершеннолетних форме, от агрессивного психоэмоционального воздействия на них" <17>.
(Овсянников И.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Судья Самарского областного суда С.В. Посохова резонно утверждает: "Присутствие педагога при допросе несовершеннолетних должно обеспечивать психологическую защиту допрашиваемых от манипулирования ими, от постановки вопросов в недоступной для несовершеннолетних форме, от агрессивного психоэмоционального воздействия на них" <17>.