Патологоанатомический диагноз
Подборка наиболее важных документов по запросу Патологоанатомический диагноз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об эволюции риск-ориентированного государственного контроля (надзора)
(Шишов М.А., Янчук Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)В сфере федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности <6> в качестве индикаторов риска утверждены: как сокращение выявленных злокачественных новообразований на ранних стадиях (на 3% за год), так и рост показателей больничной летальности от ряда заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем на 2% за год), а также несовпадений клинических и патолого-анатомических диагнозов (более чем на 10% за квартал). В то же время в доступной медицинской литературе отсутствуют данные о проведенных исследованиях, установивших наличие статистически значимой положительной корреляции между вышеприведенными индикаторами риска и какими-либо верифицированными рисками или нарушениями обязательных требований. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения в настоящее время не предусматривает автоматического отслеживания данных индикаторов в рамках функционирования информационных систем контрольных (надзорных) органов. Также из вышеназванного перечня индикаторов риска ведомственными приказами установлены правила определения только показателей больничной летальности.
(Шишов М.А., Янчук Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)В сфере федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности <6> в качестве индикаторов риска утверждены: как сокращение выявленных злокачественных новообразований на ранних стадиях (на 3% за год), так и рост показателей больничной летальности от ряда заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем на 2% за год), а также несовпадений клинических и патолого-анатомических диагнозов (более чем на 10% за квартал). В то же время в доступной медицинской литературе отсутствуют данные о проведенных исследованиях, установивших наличие статистически значимой положительной корреляции между вышеприведенными индикаторами риска и какими-либо верифицированными рисками или нарушениями обязательных требований. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения в настоящее время не предусматривает автоматического отслеживания данных индикаторов в рамках функционирования информационных систем контрольных (надзорных) органов. Также из вышеназванного перечня индикаторов риска ведомственными приказами установлены правила определения только показателей больничной летальности.
Статья: Актуальные вопросы применения индикаторов риска государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2024, N 1)- увеличение более чем на 10% за квартал фактов расхождения клинических и патолого-анатомических диагнозов;
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2024, N 1)- увеличение более чем на 10% за квартал фактов расхождения клинических и патолого-анатомических диагнозов;
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Супругу (близким родственникам) или законному представителю умершего предоставляется право пригласить врача-специалиста для участия в патолого-анатомическом вскрытии. Это право является важной гарантией обеспечения транспарентности в вопросах выявления врачебных ошибок, поскольку в ходе патолого-анатомического вскрытия врач-патологоанатом изучает медицинскую документацию умершего пациента, получает разъяснения у врачей-специалистов <1>, принимавших участие в обследовании и лечении пациента, сопоставляет заключительный клинический диагноз и патолого-анатомический диагноз, а в случае их расхождения указывает на это в протоколе вскрытия, который приобщается к медицинской карте пациента (п. 18, 29 Порядка). По итогам проведенного патолого-анатомического вскрытия супругу или близким родственникам умершего выдается заключение о причине смерти и диагнозе заболевания, которое может быть оспорено в суде (ч. 7 ст. 67 Закона об охране здоровья). Таким образом, уже на стадии патолого-анатомического вскрытия у близких умершего пациента есть юридическая возможность получить более подробную информацию о причине его смерти, возможных дефектах диагностики и лечения - посредством направления приглашенного ими врача-специалиста.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Супругу (близким родственникам) или законному представителю умершего предоставляется право пригласить врача-специалиста для участия в патолого-анатомическом вскрытии. Это право является важной гарантией обеспечения транспарентности в вопросах выявления врачебных ошибок, поскольку в ходе патолого-анатомического вскрытия врач-патологоанатом изучает медицинскую документацию умершего пациента, получает разъяснения у врачей-специалистов <1>, принимавших участие в обследовании и лечении пациента, сопоставляет заключительный клинический диагноз и патолого-анатомический диагноз, а в случае их расхождения указывает на это в протоколе вскрытия, который приобщается к медицинской карте пациента (п. 18, 29 Порядка). По итогам проведенного патолого-анатомического вскрытия супругу или близким родственникам умершего выдается заключение о причине смерти и диагнозе заболевания, которое может быть оспорено в суде (ч. 7 ст. 67 Закона об охране здоровья). Таким образом, уже на стадии патолого-анатомического вскрытия у близких умершего пациента есть юридическая возможность получить более подробную информацию о причине его смерти, возможных дефектах диагностики и лечения - посредством направления приглашенного ими врача-специалиста.
Статья: Причинно-следственные связи медицинского вмешательства и негативного исхода в клинической практике (медицинский аспект проблемы и аналитическое заключение - сообщение 2)
(Тимофеев И.В.)
("Медицинское право", 2022, N 1)В другом случае у пациента 54 лет (массой тела 65 кг), поступившего в стационар в состоянии гипергликемической кетоацидотической комы (глюкоза крови 23,0 ммоль/л; pH = 7,03; ВЕ = - 27 ммоль/л) в течение 15 часов проводилось интенсивное лечение с применением инсулина (общая доза 340 ед.) и 5% раствора гидрокарбоната (общая доза 2 100 мл). Через 4 часа после начала интенсивной терапии состояние больного клинически значительно улучшилось, однако через 1 час после этого его состояние стало вновь прогрессивно ухудшаться: начали нарастать явления нарушения сознания - сопор, перешедший затем в кому. Появились признаки неустойчивости гемодинамики. Все это было расценено как повторное развитие гипергликемической кетоацидотической диабетической комы. За 2 часа и 1 час до смерти были осуществлены заборы крови для проведения исследования ее кислотно-основного состояния. Однако ответ на эти исследования был получен после наступления летального исхода (глюкоза крови 12,7 и 9,9 ммоль/л, соответственно, pH = 7,57, ВЕ = + 19 ммоль/л за 2 часа перед смертью), т.е. имелись лабораторные признаки декомпенсированного метаболического алкалоза. На вскрытии содержание глюкозы в плазме трупной крови составило 6,4 ммоль/л. В связи с этим был исследован вопрос, от чего наступила смерть пациента. Согласно руководствам по анестезиологии и реаниматологии, рекомендуемое количество 5% раствора натрия гидрокарбоната, необходимое для коррекции дефицита оснований при метаболическом декомпенсированном ацидозе с ВЕ = - 27 ммоль/л, составляет 600 - 800 мл. Передозировка 5% раствора натрия гидрокарбоната, которая первично являлась условием, "влилась" в причину (основное заболевание), что послужило причиной смерти пациента. В патологоанатомическом диагнозе она должна рассматриваться в рубрике комбинированного основного заболевания вместе с сахарным диабетом.
(Тимофеев И.В.)
("Медицинское право", 2022, N 1)В другом случае у пациента 54 лет (массой тела 65 кг), поступившего в стационар в состоянии гипергликемической кетоацидотической комы (глюкоза крови 23,0 ммоль/л; pH = 7,03; ВЕ = - 27 ммоль/л) в течение 15 часов проводилось интенсивное лечение с применением инсулина (общая доза 340 ед.) и 5% раствора гидрокарбоната (общая доза 2 100 мл). Через 4 часа после начала интенсивной терапии состояние больного клинически значительно улучшилось, однако через 1 час после этого его состояние стало вновь прогрессивно ухудшаться: начали нарастать явления нарушения сознания - сопор, перешедший затем в кому. Появились признаки неустойчивости гемодинамики. Все это было расценено как повторное развитие гипергликемической кетоацидотической диабетической комы. За 2 часа и 1 час до смерти были осуществлены заборы крови для проведения исследования ее кислотно-основного состояния. Однако ответ на эти исследования был получен после наступления летального исхода (глюкоза крови 12,7 и 9,9 ммоль/л, соответственно, pH = 7,57, ВЕ = + 19 ммоль/л за 2 часа перед смертью), т.е. имелись лабораторные признаки декомпенсированного метаболического алкалоза. На вскрытии содержание глюкозы в плазме трупной крови составило 6,4 ммоль/л. В связи с этим был исследован вопрос, от чего наступила смерть пациента. Согласно руководствам по анестезиологии и реаниматологии, рекомендуемое количество 5% раствора натрия гидрокарбоната, необходимое для коррекции дефицита оснований при метаболическом декомпенсированном ацидозе с ВЕ = - 27 ммоль/л, составляет 600 - 800 мл. Передозировка 5% раствора натрия гидрокарбоната, которая первично являлась условием, "влилась" в причину (основное заболевание), что послужило причиной смерти пациента. В патологоанатомическом диагнозе она должна рассматриваться в рубрике комбинированного основного заболевания вместе с сахарным диабетом.
Статья: Парадоксы государственного контроля (надзора) на примере сферы здравоохранения
(Шишов М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Третий и, возможно, главный парадокс заключается в ожидании материальных результатов эффективности от органов контроля (надзора) <9>, несмотря на: отсутствие полномочий по управлению и правовому регулированию подконтрольной сферы деятельности, а также планомерное усложнение возможности инициировать контрольные (надзорные) мероприятия, выдавать предписания и возбуждать дела об административном правонарушении <10>. Так, согласно Положению о федеральном контроле медицинской деятельности ключевым показателем контроля (надзора) является количество расхождений диагнозов по результатам патолого-анатомических вскрытий. По сути, данная норма подразумевает наличие причинно-следственной связи между каждым неправильным диагнозом (выявленным посмертно) и деятельностью контрольно-надзорного органа (в силу закона не участвующего ни в управлении, ни в оказании медицинской деятельности), что довольно дискутабельно. В свою очередь, сам факт установления данного критерия эффективности указывает на следующий парадокс. Никто не ждет чуда от правовых норм в здравоохранении. Есть понимание, что само по себе соблюдение законов и подзаконных актов не может автоматически обеспечить исключительно правильную диагностику и лечение и/или идеальное соответствие всех систем здравоохранения текущим потребностям пациентов (медицинских работников или органов власти). Но от выборочного контроля соблюдения правовых норм (в чем заключаются полномочия контрольно-надзорных органов) ждут вышеназванных чудесных результатов. При этом упускается, что контроль вторичен, а первичны состояние хозяйствующих субъектов конкретной сферы деятельности и качество соответствующего правового регулирования.
(Шишов М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Третий и, возможно, главный парадокс заключается в ожидании материальных результатов эффективности от органов контроля (надзора) <9>, несмотря на: отсутствие полномочий по управлению и правовому регулированию подконтрольной сферы деятельности, а также планомерное усложнение возможности инициировать контрольные (надзорные) мероприятия, выдавать предписания и возбуждать дела об административном правонарушении <10>. Так, согласно Положению о федеральном контроле медицинской деятельности ключевым показателем контроля (надзора) является количество расхождений диагнозов по результатам патолого-анатомических вскрытий. По сути, данная норма подразумевает наличие причинно-следственной связи между каждым неправильным диагнозом (выявленным посмертно) и деятельностью контрольно-надзорного органа (в силу закона не участвующего ни в управлении, ни в оказании медицинской деятельности), что довольно дискутабельно. В свою очередь, сам факт установления данного критерия эффективности указывает на следующий парадокс. Никто не ждет чуда от правовых норм в здравоохранении. Есть понимание, что само по себе соблюдение законов и подзаконных актов не может автоматически обеспечить исключительно правильную диагностику и лечение и/или идеальное соответствие всех систем здравоохранения текущим потребностям пациентов (медицинских работников или органов власти). Но от выборочного контроля соблюдения правовых норм (в чем заключаются полномочия контрольно-надзорных органов) ждут вышеназванных чудесных результатов. При этом упускается, что контроль вторичен, а первичны состояние хозяйствующих субъектов конкретной сферы деятельности и качество соответствующего правового регулирования.
Ситуация: Каков порядок получения гражданином РФ бесплатной медицинской помощи при онкологии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)начало лечения посредством оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медпомощи - не позднее 10 календарных дней с даты гистологической верификации злокачественного новообразования или 15 календарных дней с даты установления предварительного диагноза злокачественного новообразования (в случае отсутствия медицинских показаний для проведения патолого-анатомических исследований в амбулаторных условиях).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)начало лечения посредством оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медпомощи - не позднее 10 календарных дней с даты гистологической верификации злокачественного новообразования или 15 календарных дней с даты установления предварительного диагноза злокачественного новообразования (в случае отсутствия медицинских показаний для проведения патолого-анатомических исследований в амбулаторных условиях).