Патент на обучение
Подборка наиболее важных документов по запросу Патент на обучение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 18.10 "Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации" КоАП РФПоложения Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 не будут распространяется на указанные правоотношения, так как Мелник М., являясь иностранным гражданином, прибыл на территорию Российской Федерации 15 июня 2019 года с заявленной целью "учеба", однако, с момента прибытия патент для трудоустройства не оформлял, на миграционном учете не состоял."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Вправе ли ИП применять ПСН при проведении вебинаров, онлайн-курсов и консультаций по маркетингу через Интернет для организаций, ИП, самозанятых?
(Консультация эксперта, 2024)В другом Письме отмечено, что индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по дистанционному обучению населения на курсах предпринимательства и развития бизнеса (через сеть Интернет), при соблюдении положений гл. 26.5 НК РФ вправе применять ПСН в отношении данного вида деятельности (Письмо Минфина России от 27.01.2014 N 03-11-11/2751).
(Консультация эксперта, 2024)В другом Письме отмечено, что индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по дистанционному обучению населения на курсах предпринимательства и развития бизнеса (через сеть Интернет), при соблюдении положений гл. 26.5 НК РФ вправе применять ПСН в отношении данного вида деятельности (Письмо Минфина России от 27.01.2014 N 03-11-11/2751).
Вопрос: ИП ведет деятельность по дистанционному обучению взрослых иностранному языку. Вправе ли он применять ПСН и может ли получить патент по своему месту жительства, если договоры заключаются как с физическими, так и с юридическими лицами?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Вопрос: ИП ведет деятельность по дистанционному обучению взрослых иностранному языку. Вправе ли он применять ПСН и может ли получить патент по своему месту жительства, если договоры заключаются как с физическими, так и с юридическими лицами? С одним из заказчиков договор заключен по типовой форме организации с указанием места заключения договора по месту нахождения организации, в другом регионе.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Вопрос: ИП ведет деятельность по дистанционному обучению взрослых иностранному языку. Вправе ли он применять ПСН и может ли получить патент по своему месту жительства, если договоры заключаются как с физическими, так и с юридическими лицами? С одним из заказчиков договор заключен по типовой форме организации с указанием места заключения договора по месту нахождения организации, в другом регионе.
Статья: Правовая охрана достижений искусственного интеллекта
(Карцхия А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 4)Термин "искусственный интеллект" относится к тем компьютерным системам, что способны выполнять задачи, которые обычно требуют некоторого интеллекта, если ими занимаются люди <2>. ИИ определяется и как "способность нейтрального объекта делать выбор посредством процесса оценки" <3>. Соответственно, ИИ обладает способностью решать конкретную задачу или набор задач, используя методы, которые квалифицируются как интеллектуальные. ИИ развивается в различных областях. Среди них машинное обучение - система, которая переживает наиболее значимое развитие. Это доминирующий метод с 40% всех патентов, связанных с ИИ <4>. В области машинного обучения в настоящее время революционизирующими методами являются глубокое обучение (упоминания о глубоком обучении в патентных заявках ежегодно увеличивались в среднем на 175% с 2013 по 2016 гг.) и нейронные сети (упоминания о них каждый год росли в среднем на 46% за тот же период). Глубокое обучение становится технологией общего назначения для инноваторов. Соответственно, крупные исследовательские университеты выделяют много ресурсов на исследования искусственного интеллекта, а технологические компании, такие как Apple, Google, Amazon, IBM и Microsoft, тратят значительные средства на создание приложений ИИ, которые они считают критически важными для своего будущего <5>.
(Карцхия А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 4)Термин "искусственный интеллект" относится к тем компьютерным системам, что способны выполнять задачи, которые обычно требуют некоторого интеллекта, если ими занимаются люди <2>. ИИ определяется и как "способность нейтрального объекта делать выбор посредством процесса оценки" <3>. Соответственно, ИИ обладает способностью решать конкретную задачу или набор задач, используя методы, которые квалифицируются как интеллектуальные. ИИ развивается в различных областях. Среди них машинное обучение - система, которая переживает наиболее значимое развитие. Это доминирующий метод с 40% всех патентов, связанных с ИИ <4>. В области машинного обучения в настоящее время революционизирующими методами являются глубокое обучение (упоминания о глубоком обучении в патентных заявках ежегодно увеличивались в среднем на 175% с 2013 по 2016 гг.) и нейронные сети (упоминания о них каждый год росли в среднем на 46% за тот же период). Глубокое обучение становится технологией общего назначения для инноваторов. Соответственно, крупные исследовательские университеты выделяют много ресурсов на исследования искусственного интеллекта, а технологические компании, такие как Apple, Google, Amazon, IBM и Microsoft, тратят значительные средства на создание приложений ИИ, которые они считают критически важными для своего будущего <5>.
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранного гражданина, обучающегося в РФ
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, это касается ситуации, когда иностранный студент может трудиться без разрешения на работу или патента только в свободное от учебы время, в течение каникул. Соответственно, для работы в учебное время требуются разрешительные документы. Законом не урегулировано, как вам проверить, что иностранный студент планирует трудиться у вас вместо учебы, и нужно ли вам в принципе это проверять. Но, поскольку привлечение иностранца к трудовой деятельности, в частности, без патента или разрешения на работу, когда такой документ требуется по закону, может повлечь для вас административную ответственность по ч. 1, 4 ст. 18.15 КоАП РФ, рекомендуем удостовериться, что работа у вас полный рабочий день не будет совпадать со временем учебы такого иностранца. Например, иностранца, который учится очно и может работать в свободное от учебы время, можно принять на работу в вечернее время, ночью (с 22 до 6 часов), по гибкому графику, на неполную рабочую неделю с полным рабочим днем в воскресенье. Также, полагаем, в справке из образовательной организации, предъявляемой таким иностранцем при приеме на работу, могут быть, в частности, указаны периоды каникул, дни недели, время начала и окончания учебных занятий, поскольку требования к содержанию такой справки законом не установлены. Поэтому попросите иностранного студента оформить ее с учетом необходимых вам сведений, чтобы убедиться, что вы не нарушаете требования закона, принимая его на работу на полный день. Такие выводы следуют в том числе из абз. 1, пп. 6 - 7.1 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах, Письма Минобрнауки России от 04.08.2020 N МН-5/7147, ч. 1 ст. 93, ч. 1 ст. 96, ч. 1 ст. 102 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, это касается ситуации, когда иностранный студент может трудиться без разрешения на работу или патента только в свободное от учебы время, в течение каникул. Соответственно, для работы в учебное время требуются разрешительные документы. Законом не урегулировано, как вам проверить, что иностранный студент планирует трудиться у вас вместо учебы, и нужно ли вам в принципе это проверять. Но, поскольку привлечение иностранца к трудовой деятельности, в частности, без патента или разрешения на работу, когда такой документ требуется по закону, может повлечь для вас административную ответственность по ч. 1, 4 ст. 18.15 КоАП РФ, рекомендуем удостовериться, что работа у вас полный рабочий день не будет совпадать со временем учебы такого иностранца. Например, иностранца, который учится очно и может работать в свободное от учебы время, можно принять на работу в вечернее время, ночью (с 22 до 6 часов), по гибкому графику, на неполную рабочую неделю с полным рабочим днем в воскресенье. Также, полагаем, в справке из образовательной организации, предъявляемой таким иностранцем при приеме на работу, могут быть, в частности, указаны периоды каникул, дни недели, время начала и окончания учебных занятий, поскольку требования к содержанию такой справки законом не установлены. Поэтому попросите иностранного студента оформить ее с учетом необходимых вам сведений, чтобы убедиться, что вы не нарушаете требования закона, принимая его на работу на полный день. Такие выводы следуют в том числе из абз. 1, пп. 6 - 7.1 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах, Письма Минобрнауки России от 04.08.2020 N МН-5/7147, ч. 1 ст. 93, ч. 1 ст. 96, ч. 1 ст. 102 ТК РФ.
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранных граждан
(КонсультантПлюс, 2025)Законом прямо не урегулировано, можно ли заключить ученический договор с иностранцем без разрешения на работу или патента, необходимого ему для трудовой деятельности в РФ, и обучать его. Полагаем, что заключение ученического договора с таким иностранцем вместо трудового или гражданско-правового договора в некоторых случаях может повлечь для вас риски. Например, если ученический договор фактически будет подменять трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). Тогда в случае фактического допуска такого иностранца к работе возможна административная ответственность по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а за нарушение в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области - по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).
(КонсультантПлюс, 2025)Законом прямо не урегулировано, можно ли заключить ученический договор с иностранцем без разрешения на работу или патента, необходимого ему для трудовой деятельности в РФ, и обучать его. Полагаем, что заключение ученического договора с таким иностранцем вместо трудового или гражданско-правового договора в некоторых случаях может повлечь для вас риски. Например, если ученический договор фактически будет подменять трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). Тогда в случае фактического допуска такого иностранца к работе возможна административная ответственность по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а за нарушение в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области - по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).
Типовая ситуация: Как принять на работу иностранца
(Издательство "Главная книга", 2025)Иностранному студенту нужна справка об очном обучении, например, в колледже или в вузе. Патент и разрешение на работу не нужны, можно работать в любом регионе (ст. 13 Закона N 115-ФЗ, Письмо Минобрнауки от 04.08.2020 N МН-5/7147).
(Издательство "Главная книга", 2025)Иностранному студенту нужна справка об очном обучении, например, в колледже или в вузе. Патент и разрешение на работу не нужны, можно работать в любом регионе (ст. 13 Закона N 115-ФЗ, Письмо Минобрнауки от 04.08.2020 N МН-5/7147).
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Практика Роспатента по вопросу о характере результата в отношении устройств для игр свидетельствует о следующем: настольная игра "Поэтикус" (патент Российской Федерации N 2212921; технический результат - повышение развивающей и обучающей роли игры за счет обучения навыкам стихосложения); настольная игра "Стоклеточные шахматы" (патент Российской Федерации N 2207178; цель изобретения - расширение технологических и спортивно-творческих возможностей шахматного спорта, способствующего развитию интеллекта человека на более высоком уровне), игра "ВЕДА ДИД-ЛАДО" (патент Российской Федерации N 2244581; технический результат - расширение арсенала игр с клеточными досками за счет расширения комбинационных возможностей передвижения фигур), Способ обучения чтению С. Белолипецкого и средство для его осуществления (патент Российской Федерации N 2216049; технический результат в части способа обучения - упрощение системы обучения и повышение уровня грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста за счет развития образного, ассоциативного мышления; технический результат в части средства для обучения - ускорение и упрощение процесса обучения за счет расширения дидактических возможностей устройства и повышения эффективности обучения, а также за счет использования многофункциональных игровых элементов с дополнительными приспособлениями, что дает возможность использовать минимальное количество игровых элементов, при выполнении многофункциональных задач при обучении), настольная игра по патенту Российской Федерации N 2452547 (технический результат - повышение развлекательного начала и возможность выполнения игры с небольшими геометрическими размерами), игра и способ ее ведения по патенту Российской Федерации N 2406554 (технический результат - повышение занимательности и тренировки памяти, внимания и воображения), настольная игра по патенту Российской Федерации N 2818902 (технический результат - повышение занимательности настольной игры за счет тренировки памяти, развития комбинационного зрения, тактического и стратегического мышления, умения концентрироваться на нескольких задачах одновременно, способствует улучшению интуитивно-образного мышления и навыков психоанализа) и др.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Практика Роспатента по вопросу о характере результата в отношении устройств для игр свидетельствует о следующем: настольная игра "Поэтикус" (патент Российской Федерации N 2212921; технический результат - повышение развивающей и обучающей роли игры за счет обучения навыкам стихосложения); настольная игра "Стоклеточные шахматы" (патент Российской Федерации N 2207178; цель изобретения - расширение технологических и спортивно-творческих возможностей шахматного спорта, способствующего развитию интеллекта человека на более высоком уровне), игра "ВЕДА ДИД-ЛАДО" (патент Российской Федерации N 2244581; технический результат - расширение арсенала игр с клеточными досками за счет расширения комбинационных возможностей передвижения фигур), Способ обучения чтению С. Белолипецкого и средство для его осуществления (патент Российской Федерации N 2216049; технический результат в части способа обучения - упрощение системы обучения и повышение уровня грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста за счет развития образного, ассоциативного мышления; технический результат в части средства для обучения - ускорение и упрощение процесса обучения за счет расширения дидактических возможностей устройства и повышения эффективности обучения, а также за счет использования многофункциональных игровых элементов с дополнительными приспособлениями, что дает возможность использовать минимальное количество игровых элементов, при выполнении многофункциональных задач при обучении), настольная игра по патенту Российской Федерации N 2452547 (технический результат - повышение развлекательного начала и возможность выполнения игры с небольшими геометрическими размерами), игра и способ ее ведения по патенту Российской Федерации N 2406554 (технический результат - повышение занимательности и тренировки памяти, внимания и воображения), настольная игра по патенту Российской Федерации N 2818902 (технический результат - повышение занимательности настольной игры за счет тренировки памяти, развития комбинационного зрения, тактического и стратегического мышления, умения концентрироваться на нескольких задачах одновременно, способствует улучшению интуитивно-образного мышления и навыков психоанализа) и др.
Статья: Основные положения современного патентного права: предпосылки формирования и развития
(Афанасьев Д.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 6)Для того чтобы у других была возможность использовать изобретение по окончании срока действия патента, в первые открытые (патентные) грамоты обычно включалась оговорка об обязанности обладателя патента "взять учеников и обучить их знаниям и тайнам нового изобретения". Статут 1623 г. установил срок действия патента в 14 лет для предоставления возможности остальным освоить изобретение и использовать его по окончании патента: предполагалось, что за семилетний срок ученичества и такой же срок практики его использования должны быть освоены все секреты изобретения. Однако обязанность обучить учеников, нашедшая отражение и в первых российских патентах, не обеспечивала в должной мере интересы общества. В связи с этим, например, в Соединенном Королевстве в начале XVIII в. была введена обязанность предоставления подробного описания существа изобретения (specification) за подписью или печатью заявителя. В 1712 г. был выдан первый патент с описанием сути изобретения, а не только с названием патентуемого изобретения.
(Афанасьев Д.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 6)Для того чтобы у других была возможность использовать изобретение по окончании срока действия патента, в первые открытые (патентные) грамоты обычно включалась оговорка об обязанности обладателя патента "взять учеников и обучить их знаниям и тайнам нового изобретения". Статут 1623 г. установил срок действия патента в 14 лет для предоставления возможности остальным освоить изобретение и использовать его по окончании патента: предполагалось, что за семилетний срок ученичества и такой же срок практики его использования должны быть освоены все секреты изобретения. Однако обязанность обучить учеников, нашедшая отражение и в первых российских патентах, не обеспечивала в должной мере интересы общества. В связи с этим, например, в Соединенном Королевстве в начале XVIII в. была введена обязанность предоставления подробного описания существа изобретения (specification) за подписью или печатью заявителя. В 1712 г. был выдан первый патент с описанием сути изобретения, а не только с названием патентуемого изобретения.