Пастбищная аквакультура
Подборка наиболее важных документов по запросу Пастбищная аквакультура (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Материальная ответственность муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)Приходя к выводу о возложении обязанности на С. ...по возмещению материального ущерба в порядке регресса, суд... исходил из того, что производство по уголовному делу в отношении С., возбужденное по части 1 статьи 169 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращено по пункту 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, то есть по нереабилитирующим основаниям; незаконные действия главы... района... С. по организации полного слива воды из водохранилища на реке... расположенного на территории... муниципального района... совершенные с использованием своего служебного положения, повлекли потери прироста водных биоресурсов от гибели кормовых организмов (зообентоса), а также воспрепятствовали ИП Б.Т.В. осуществить законную предпринимательскую деятельность в области пастбищной аквакультуры на данном рыбоводном участке - водохранилище на реке... С. незаконно вмешался в деятельность ИП Б.Т.В., а также существенно ограничил права и законные интересы предпринимателя, причинив ей ущерб в виде недополученной прибыли... действия главы... района... С. совершены умышленно... причинен прямой действительный ущерб и неблагоприятные последствия находятся в прямой причинно-следственной связи [с его действиями - ред.], в связи с чем имеются правовые основания для привлечения С. к полной материальной ответственности в связи с умышленным причинением муниципальному образованию... прямого действительного ущерба..."
(КонсультантПлюс, 2025)Приходя к выводу о возложении обязанности на С. ...по возмещению материального ущерба в порядке регресса, суд... исходил из того, что производство по уголовному делу в отношении С., возбужденное по части 1 статьи 169 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращено по пункту 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, то есть по нереабилитирующим основаниям; незаконные действия главы... района... С. по организации полного слива воды из водохранилища на реке... расположенного на территории... муниципального района... совершенные с использованием своего служебного положения, повлекли потери прироста водных биоресурсов от гибели кормовых организмов (зообентоса), а также воспрепятствовали ИП Б.Т.В. осуществить законную предпринимательскую деятельность в области пастбищной аквакультуры на данном рыбоводном участке - водохранилище на реке... С. незаконно вмешался в деятельность ИП Б.Т.В., а также существенно ограничил права и законные интересы предпринимателя, причинив ей ущерб в виде недополученной прибыли... действия главы... района... С. совершены умышленно... причинен прямой действительный ущерб и неблагоприятные последствия находятся в прямой причинно-следственной связи [с его действиями - ред.], в связи с чем имеются правовые основания для привлечения С. к полной материальной ответственности в связи с умышленным причинением муниципальному образованию... прямого действительного ущерба..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Приказ Минсельхоза России от 11 ноября 2024 г. N 672
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Приказ Минсельхоза России от 11 ноября 2024 г. N 672
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Пастбищная аквакультура, при которой объекты аквакультуры в ходе соответствующих работ выпускаются в водные объекты, где они обитают в состоянии естественной свободы, осуществляется рыбоводным хозяйством с использованием водных объектов на рыбоводных участках без забора (изъятия) водных ресурсов.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Пастбищная аквакультура, при которой объекты аквакультуры в ходе соответствующих работ выпускаются в водные объекты, где они обитают в состоянии естественной свободы, осуществляется рыбоводным хозяйством с использованием водных объектов на рыбоводных участках без забора (изъятия) водных ресурсов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.07.2013 N 148-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Рыбоводные хозяйства, которые осуществляют пастбищную аквакультуру в отношении анадромных видов рыб, приобретают право собственности на добытые (выловленные) объекты аквакультуры в соответствии с гражданским законодательством, договором пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и актом выпуска в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
(ред. от 25.12.2023)
"Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Рыбоводные хозяйства, которые осуществляют пастбищную аквакультуру в отношении анадромных видов рыб, приобретают право собственности на добытые (выловленные) объекты аквакультуры в соответствии с гражданским законодательством, договором пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и актом выпуска в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Приказ Минсельхоза России от 11.06.2021 N 392
(ред. от 09.10.2024)
"Об утверждении Методики расчета объема подлежащих изъятию объектов аквакультуры при осуществлении пастбищной аквакультуры"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2021 N 65030)Зарегистрировано в Минюсте России 16 сентября 2021 г. N 65030
(ред. от 09.10.2024)
"Об утверждении Методики расчета объема подлежащих изъятию объектов аквакультуры при осуществлении пастбищной аквакультуры"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2021 N 65030)Зарегистрировано в Минюсте России 16 сентября 2021 г. N 65030
Статья: Проблемы образования, использования и застройки земельных участков в границах береговой полосы
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Согласно статье 5 Закона об аквакультуре орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, вправе устанавливать особенности водопользования при осуществлении аквакультуры. В частности, Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 25 июня 2020 года N 345 <17> определяется, что аквакультура на поверхностных водных объектах осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. В зависимости от вида аквакультуры (индустриальная, пастбищная, прудовая) указанная деятельность ведется на рыбоводных участках и без их использования. В статье 2 ВК РФ 2006 под рыбоводным участком понимается водный объект или его часть, при этом в статье 4 этого Кодекса говорится о том, что береговые линии могут признаваться рыбоводными участками в порядке, регламентируемом Правительством Российской Федерации, а именно Постановлением от 11 ноября 2014 года N 1183 <18>. В этом акте не предусмотрены положения о формировании в границах береговой полосы земельных участков, но указывается, что границы рыбоводного участка определяются по береговой линии и могут включать акваторию водного объекта. Таким образом, приведенные нормативные акты не предусматривают образования земельных участков при формировании рыбоводных участков.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Согласно статье 5 Закона об аквакультуре орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, вправе устанавливать особенности водопользования при осуществлении аквакультуры. В частности, Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 25 июня 2020 года N 345 <17> определяется, что аквакультура на поверхностных водных объектах осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. В зависимости от вида аквакультуры (индустриальная, пастбищная, прудовая) указанная деятельность ведется на рыбоводных участках и без их использования. В статье 2 ВК РФ 2006 под рыбоводным участком понимается водный объект или его часть, при этом в статье 4 этого Кодекса говорится о том, что береговые линии могут признаваться рыбоводными участками в порядке, регламентируемом Правительством Российской Федерации, а именно Постановлением от 11 ноября 2014 года N 1183 <18>. В этом акте не предусмотрены положения о формировании в границах береговой полосы земельных участков, но указывается, что границы рыбоводного участка определяются по береговой линии и могут включать акваторию водного объекта. Таким образом, приведенные нормативные акты не предусматривают образования земельных участков при формировании рыбоводных участков.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)11) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", за исключением документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области рыболовства (за исключением объектов государственной экологической экспертизы, указанных в подп. 18 настоящего пункта), а также в области пастбищной аквакультуры вне границ особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)11) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", за исключением документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области рыболовства (за исключением объектов государственной экологической экспертизы, указанных в подп. 18 настоящего пункта), а также в области пастбищной аквакультуры вне границ особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий;
Статья: К вопросу о проведении государственной экологической экспертизы в отношении марикультуры
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)во-вторых, российское законодательство не предусматривает разработку каких-либо обосновывающих аквакультуру документов. Такой документ в формате "программы осуществления пастбищной аквакультуры на рыбоводном участке" был впервые предложен подп. "а" п. 7.13.1.1 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 1 декабря 2020 г. N 999 (далее - Приказ N 999), по непонятным нам причинам. Скорее всего, это положение включено в данный Приказ ввиду отсутствия в законодательстве обосновывающих аквакультуру документов в целях устранения правового пробела. Однако в силу ст. 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" его требуется изменить в части, касающейся мариводства, так как в нем содержатся не предусмотренные законом требования. Кроме того, заполнение законодательных пробелов подзаконными актами (установление правил поведения в подзаконном акте при отсутствии закона) отнесено подп. "е" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 26 февраля 2010 г. N 96, к коррупциогенному фактору.
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)во-вторых, российское законодательство не предусматривает разработку каких-либо обосновывающих аквакультуру документов. Такой документ в формате "программы осуществления пастбищной аквакультуры на рыбоводном участке" был впервые предложен подп. "а" п. 7.13.1.1 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 1 декабря 2020 г. N 999 (далее - Приказ N 999), по непонятным нам причинам. Скорее всего, это положение включено в данный Приказ ввиду отсутствия в законодательстве обосновывающих аквакультуру документов в целях устранения правового пробела. Однако в силу ст. 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" его требуется изменить в части, касающейся мариводства, так как в нем содержатся не предусмотренные законом требования. Кроме того, заполнение законодательных пробелов подзаконными актами (установление правил поведения в подзаконном акте при отсутствии закона) отнесено подп. "е" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 26 февраля 2010 г. N 96, к коррупциогенному фактору.
Статья: Вещное право на объекты аквакультуры в контексте защиты добросовестных субъектов правоотношений
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Также Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо обеспечить отсылочной нормой о том, что если в товарном индустриальном или пастбищном рыбоводстве произошел уход объектов аквакультуры по указанным форс-мажорным обстоятельствам, то субъекты права должны руководствоваться ст. 221.1 ГК РФ.
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Также Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо обеспечить отсылочной нормой о том, что если в товарном индустриальном или пастбищном рыбоводстве произошел уход объектов аквакультуры по указанным форс-мажорным обстоятельствам, то субъекты права должны руководствоваться ст. 221.1 ГК РФ.