Партисипаторное бюджетирование
Подборка наиболее важных документов по запросу Партисипаторное бюджетирование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации"
(в ред. от 05.12.2023)- ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ (ИБ) - общее название, используемое для обозначения совокупности практик вовлечения граждан в бюджетный процесс в Российской Федерации, объединенных идеологией гражданского участия, а также сфера государственного и муниципального регулирования участия населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов и последующем контроле за реализацией отобранных проектов со стороны граждан.
(в ред. от 05.12.2023)- ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ (ИБ) - общее название, используемое для обозначения совокупности практик вовлечения граждан в бюджетный процесс в Российской Федерации, объединенных идеологией гражданского участия, а также сфера государственного и муниципального регулирования участия населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов и последующем контроле за реализацией отобранных проектов со стороны граждан.
Статья: Финансовая культура как составная часть бюджетно-правового статуса гражданина
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 8)При этом развитие вышеозначенного инструментария предусматривается в качестве направлений работы профильных государственных структур по повышению финансовой грамотности граждан. Как отмечается в официально опубликованных данных Правительства Российской Федерации, реализация в 77 регионах "практик инициативного бюджетирования и (или) иных практик вовлечения граждан в процессы управления... благодаря которым граждане вовлекаются в процесс формирования, обсуждения, принятия и реализации решений, в том числе в бюджетной сфере" относится к числу результатов, достигнутых в сфере повышения финансовой грамотности совместными действиями Банка России, а также Минфина России и других федеральных органов исполнительной власти <2>.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 8)При этом развитие вышеозначенного инструментария предусматривается в качестве направлений работы профильных государственных структур по повышению финансовой грамотности граждан. Как отмечается в официально опубликованных данных Правительства Российской Федерации, реализация в 77 регионах "практик инициативного бюджетирования и (или) иных практик вовлечения граждан в процессы управления... благодаря которым граждане вовлекаются в процесс формирования, обсуждения, принятия и реализации решений, в том числе в бюджетной сфере" относится к числу результатов, достигнутых в сфере повышения финансовой грамотности совместными действиями Банка России, а также Минфина России и других федеральных органов исполнительной власти <2>.
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)3. Особенности решения вопросов местного значения в условиях ограниченного финансирования также регулярно отражаются в материалах судебной практики. Все более отчетливо стала формироваться практика, когда органы местного самоуправления используют механизмы инициативных проектов или инициативного бюджетирования для того, чтобы собрать денежные средства, необходимые для выполнения предписаний контрольно-надзорных органов или исполнения судебных решений. Есть примеры того, что органы местного самоуправления обращаются в суды для снижения размера исполнительского сбора, объясняя это тем, что деятельность, которую им необходимо осуществить, будет осуществлена (начала осуществляться) путем включения в программы инициативного бюджетирования, иные региональные программы <32>.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)3. Особенности решения вопросов местного значения в условиях ограниченного финансирования также регулярно отражаются в материалах судебной практики. Все более отчетливо стала формироваться практика, когда органы местного самоуправления используют механизмы инициативных проектов или инициативного бюджетирования для того, чтобы собрать денежные средства, необходимые для выполнения предписаний контрольно-надзорных органов или исполнения судебных решений. Есть примеры того, что органы местного самоуправления обращаются в суды для снижения размера исполнительского сбора, объясняя это тем, что деятельность, которую им необходимо осуществить, будет осуществлена (начала осуществляться) путем включения в программы инициативного бюджетирования, иные региональные программы <32>.
Статья: Территориальное общественное самоуправление как субъект публично-поощрительных правоотношений
(Нигметзянов А.А.)
("Юрист", 2025, N 7)Муниципальные образования в качестве поощряющего субъекта поддерживают деятельность ТОС за счет предоставления им грантов в форме субсидий на конкурсной основе <12>. ТОС должны конкурировать между собой за предоставление муниципальных грантов, направленных на поддержку и развитие ТОС. Таким образом, осуществляется поощрение активности ТОС, т.е. жителей конкретной территории, малой публичной общности, по участию в разрешении актуальных для нее вопросов. Муниципальное образование осуществляет перспективную поощрительную деятельность, рассчитывая на будущий вероятностный результат. Поскольку ТОС является формой самоорганизации граждан, то собственные средства граждан (самообложение, инициативные платежи), а также пожертвования составляют важную часть организации деятельности ТОС. Участие в системе инициативного бюджетирования, а также получения грантов предполагает, что граждане вносят посильный вклад в реализацию социально значимых проектов (например, 0,5 - 1% от суммы реализации проекта по гранту, как правило, должен вноситься за счет средств ТОС). Это одно из средств повышения инициативности граждан, их ответственности за реализацию запланированных мероприятий. Вместе с тем зависимость от средств межбюджетных трансфертов значительна, что, однако, не свидетельствует о несамостоятельности ТОС, поскольку органы публичной власти заинтересованы в привлечении граждан к решению задач местного значения с использованием различных форм, одной из которых является ТОС. Взаимный интерес и организационные, по своей сути, взаимоотношения являются основой их совместной деятельности.
(Нигметзянов А.А.)
("Юрист", 2025, N 7)Муниципальные образования в качестве поощряющего субъекта поддерживают деятельность ТОС за счет предоставления им грантов в форме субсидий на конкурсной основе <12>. ТОС должны конкурировать между собой за предоставление муниципальных грантов, направленных на поддержку и развитие ТОС. Таким образом, осуществляется поощрение активности ТОС, т.е. жителей конкретной территории, малой публичной общности, по участию в разрешении актуальных для нее вопросов. Муниципальное образование осуществляет перспективную поощрительную деятельность, рассчитывая на будущий вероятностный результат. Поскольку ТОС является формой самоорганизации граждан, то собственные средства граждан (самообложение, инициативные платежи), а также пожертвования составляют важную часть организации деятельности ТОС. Участие в системе инициативного бюджетирования, а также получения грантов предполагает, что граждане вносят посильный вклад в реализацию социально значимых проектов (например, 0,5 - 1% от суммы реализации проекта по гранту, как правило, должен вноситься за счет средств ТОС). Это одно из средств повышения инициативности граждан, их ответственности за реализацию запланированных мероприятий. Вместе с тем зависимость от средств межбюджетных трансфертов значительна, что, однако, не свидетельствует о несамостоятельности ТОС, поскольку органы публичной власти заинтересованы в привлечении граждан к решению задач местного значения с использованием различных форм, одной из которых является ТОС. Взаимный интерес и организационные, по своей сути, взаимоотношения являются основой их совместной деятельности.
Статья: Финансово-правовая культура
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Высоко оценивая само принятие Стратегии, подчеркивающее факт осознания государством значимости развития финансовой сферы управления публичными финансами через механизм повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, следует достаточно критично оценить содержательный аспект данного документа, прежде всего по причине отсутствия у него системного, научно-обоснованного основания. Отметим лишь некоторые неточности. Так, указание на мероприятия по реализации Стратегии не согласуется с целями принятия Стратегии: повышением финансовой грамотности и формированием финансовой культуры у граждан, укреплением системы финансового образования и просвещения (что возможно только в отношении граждан (индивидов). - авт.), обеспечением прав и интересов потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан. Однако в Дорожной карте по реализации данной Стратегии используется более широкий подход, включающий взаимодействие ответственных исполнителей с финансовыми организациями, бизнесом, гражданским обществом и некоммерческими организациями, развитие практик инициативного бюджетирования <9>, иных практик, а также обеспечение открытости бюджетной информации; международное сотрудничество и т.д., что весьма отдаленно соотносится и с финансовой грамотностью, и с финансовой культурой граждан. Так, например, знание бюджетной информации не позволяет однозначно охарактеризовать гражданина как финансово грамотного или финансово культурного.
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Высоко оценивая само принятие Стратегии, подчеркивающее факт осознания государством значимости развития финансовой сферы управления публичными финансами через механизм повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, следует достаточно критично оценить содержательный аспект данного документа, прежде всего по причине отсутствия у него системного, научно-обоснованного основания. Отметим лишь некоторые неточности. Так, указание на мероприятия по реализации Стратегии не согласуется с целями принятия Стратегии: повышением финансовой грамотности и формированием финансовой культуры у граждан, укреплением системы финансового образования и просвещения (что возможно только в отношении граждан (индивидов). - авт.), обеспечением прав и интересов потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан. Однако в Дорожной карте по реализации данной Стратегии используется более широкий подход, включающий взаимодействие ответственных исполнителей с финансовыми организациями, бизнесом, гражданским обществом и некоммерческими организациями, развитие практик инициативного бюджетирования <9>, иных практик, а также обеспечение открытости бюджетной информации; международное сотрудничество и т.д., что весьма отдаленно соотносится и с финансовой грамотностью, и с финансовой культурой граждан. Так, например, знание бюджетной информации не позволяет однозначно охарактеризовать гражданина как финансово грамотного или финансово культурного.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)На основании вышеизложенного считаем, что принцип участия граждан в бюджетном процессе означает, с одной стороны, право граждан на участие в публичных слушаниях и общественных обсуждениях проектов бюджетов, исполнения бюджетов, отчетов об исполнении бюджетов, право участия в общественном финансовом контроле за проектами инициативного бюджетирования, а с другой - обязанность органов государственной власти содействовать реализации данного принципа.
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)На основании вышеизложенного считаем, что принцип участия граждан в бюджетном процессе означает, с одной стороны, право граждан на участие в публичных слушаниях и общественных обсуждениях проектов бюджетов, исполнения бюджетов, отчетов об исполнении бюджетов, право участия в общественном финансовом контроле за проектами инициативного бюджетирования, а с другой - обязанность органов государственной власти содействовать реализации данного принципа.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Общественный финансовый контроль публичных закупок может быть реализован методом мониторинга проектов нормативных правовых актов, включая последующий мониторинг их исполнения. Результаты общественного финансового контроля публичных закупок могут быть использованы гражданами в дальнейшем в порядке инициативного бюджетирования - представители общественного финансового контроля публичных закупок могут составить основу для формирования инициативных проектов на местах (инициативное бюджетирование). Фактически реализация общественными объединениями или отдельными гражданами не просто общественного, а общественного финансового контроля публичных закупок является залогом активного вовлечения общества и граждан в бюджетный процесс на уровне субъектов Российской Федерации, а также на муниципальном уровне в процесс принятия бюджетных решений, способствующих регулярному планированию и выделению бюджетных ассигнований на реализацию инициативных проектов, имеющих приоритетное значение для населения одного или нескольких муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Общественный финансовый контроль публичных закупок может быть реализован методом мониторинга проектов нормативных правовых актов, включая последующий мониторинг их исполнения. Результаты общественного финансового контроля публичных закупок могут быть использованы гражданами в дальнейшем в порядке инициативного бюджетирования - представители общественного финансового контроля публичных закупок могут составить основу для формирования инициативных проектов на местах (инициативное бюджетирование). Фактически реализация общественными объединениями или отдельными гражданами не просто общественного, а общественного финансового контроля публичных закупок является залогом активного вовлечения общества и граждан в бюджетный процесс на уровне субъектов Российской Федерации, а также на муниципальном уровне в процесс принятия бюджетных решений, способствующих регулярному планированию и выделению бюджетных ассигнований на реализацию инициативных проектов, имеющих приоритетное значение для населения одного или нескольких муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации.