Пародия гк РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Пародия гк РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Возможны ли пародии на программы ЭВМ или базы данных
(Калятин В.О.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Как следует из пункта 4 статьи 1274 ГК РФ, пародия - это жанр. Что такое жанр, закон не определяет, но, согласно, например, определению, приведенному в Большой российской энциклопедии, жанр - это "тип художественного произведения, отмеченный устойчивыми, повторяющимися композиционно-структурными и/или содержательными признаками" <6>, музыкальный жанр - это "многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием" <7>. Иными словами, жанр - это одна из характеристик произведения, так же как и "производность". Жесткой взаимосвязи между жанром произведения и его производным характером не существует, то есть определение того или иного жанра не означает, что произведение будет обязательно считаться производным или самостоятельным. Это в полной мере относится и к пародии. Пародия может быть реализована по-разному - в качестве как оригинального, так и производного произведения. Это важно для нашей темы, так как сделанный вывод означает, что для применения нормы о пародии программу для ЭВМ или базу данных не требуется оценивать с точки зрения ее производности.
(Калятин В.О.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Как следует из пункта 4 статьи 1274 ГК РФ, пародия - это жанр. Что такое жанр, закон не определяет, но, согласно, например, определению, приведенному в Большой российской энциклопедии, жанр - это "тип художественного произведения, отмеченный устойчивыми, повторяющимися композиционно-структурными и/или содержательными признаками" <6>, музыкальный жанр - это "многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием" <7>. Иными словами, жанр - это одна из характеристик произведения, так же как и "производность". Жесткой взаимосвязи между жанром произведения и его производным характером не существует, то есть определение того или иного жанра не означает, что произведение будет обязательно считаться производным или самостоятельным. Это в полной мере относится и к пародии. Пародия может быть реализована по-разному - в качестве как оригинального, так и производного произведения. Это важно для нашей темы, так как сделанный вывод означает, что для применения нормы о пародии программу для ЭВМ или базу данных не требуется оценивать с точки зрения ее производности.
Статья: Дилемма пародии: между производным и свободным произведением
(Матвеев А.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)Здесь нужно уточнить, что в целом объектами пародии могут быть как произведения, так и творчество автора или авторов, какой-либо жанр искусства, манера исполнения или характерные внешние признаки исполнителя или другого лица. В этой работе мы обсуждаем только проблему пародии, объектом которой является произведение. Создание производного произведения - это переработка оригинального произведения. Однако понятие "переработка" в ГК РФ не раскрывается, а в научной литературе является весьма дискуссионным. Всегда ли создание одного произведения на основе другого произведения представляет собой переработку последнего? Представляется, что нет. Например, составное произведение тоже может создаваться на основе других произведений (п. 3, 4 ст. 1260 ГК РФ). И пародия может выражаться в комическом объединении разных произведений и поэтому быть квалифицированной как составное произведение.
(Матвеев А.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)Здесь нужно уточнить, что в целом объектами пародии могут быть как произведения, так и творчество автора или авторов, какой-либо жанр искусства, манера исполнения или характерные внешние признаки исполнителя или другого лица. В этой работе мы обсуждаем только проблему пародии, объектом которой является произведение. Создание производного произведения - это переработка оригинального произведения. Однако понятие "переработка" в ГК РФ не раскрывается, а в научной литературе является весьма дискуссионным. Всегда ли создание одного произведения на основе другого произведения представляет собой переработку последнего? Представляется, что нет. Например, составное произведение тоже может создаваться на основе других произведений (п. 3, 4 ст. 1260 ГК РФ). И пародия может выражаться в комическом объединении разных произведений и поэтому быть квалифицированной как составное произведение.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"99. В силу пункта 4 статьи 1274 ГК РФ допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ. В случае если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе использовать иные способы защиты (например, установленные статьей 152 ГК РФ).
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"99. В силу пункта 4 статьи 1274 ГК РФ допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ. В случае если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе использовать иные способы защиты (например, установленные статьей 152 ГК РФ).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)5) обладает оригинальностью, что проявляется в индивидуальном стиле автора произведения. Оригинальность произведений прямо не названа в качестве квалифицирующего признака произведений в ст. 1259, но упоминается в п. 6 ст. 1260 и п. 4 ст. 1274 ГК РФ, положения которых можно трактовать в контексте отсылки к первичному (первоначальному) произведению, тем более что само слово "оригинальный" происходит от латинского "originalis" - "первоначальный", "первичный". И именно в смысле первоначальности следует трактовать оригинальность в контексте авторского права: оригинальность представляет собой отраженный в произведении индивидуальный стиль автора, делающий это произведение не похожим на другие. Только отвечая признаку оригинальности авторское произведение может стать первоосновой (первоначальным) для создания как производных произведений (п. 6 ст. 1260 ГК РФ), так и пародий и карикатур, предполагающих узнавание стиля этого автора (п. 4 ст. 1274 ГК РФ).
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)5) обладает оригинальностью, что проявляется в индивидуальном стиле автора произведения. Оригинальность произведений прямо не названа в качестве квалифицирующего признака произведений в ст. 1259, но упоминается в п. 6 ст. 1260 и п. 4 ст. 1274 ГК РФ, положения которых можно трактовать в контексте отсылки к первичному (первоначальному) произведению, тем более что само слово "оригинальный" происходит от латинского "originalis" - "первоначальный", "первичный". И именно в смысле первоначальности следует трактовать оригинальность в контексте авторского права: оригинальность представляет собой отраженный в произведении индивидуальный стиль автора, делающий это произведение не похожим на другие. Только отвечая признаку оригинальности авторское произведение может стать первоосновой (первоначальным) для создания как производных произведений (п. 6 ст. 1260 ГК РФ), так и пародий и карикатур, предполагающих узнавание стиля этого автора (п. 4 ст. 1274 ГК РФ).
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В настоящее время пародийный жанр пользуется большой популярностью, в связи с чем особую актуальность и практическую значимость приобретают отдельные правовые проблемы, касающиеся регулирования пародий в рамках авторского права. В действующем ГК РФ пародии не выделены законодателем в отдельную категорию объектов, тем не менее их существование не оспаривается, что подтверждается соответствующими нормами о свободном использовании. Действительно, в ст. 1259 ГК РФ пародии не упомянуты, однако если они обладают необходимыми признаками охраняемого объекта авторского права, то могут быть причислены к музыкальным, литературным и иным произведениям.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В настоящее время пародийный жанр пользуется большой популярностью, в связи с чем особую актуальность и практическую значимость приобретают отдельные правовые проблемы, касающиеся регулирования пародий в рамках авторского права. В действующем ГК РФ пародии не выделены законодателем в отдельную категорию объектов, тем не менее их существование не оспаривается, что подтверждается соответствующими нормами о свободном использовании. Действительно, в ст. 1259 ГК РФ пародии не упомянуты, однако если они обладают необходимыми признаками охраняемого объекта авторского права, то могут быть причислены к музыкальным, литературным и иным произведениям.
Статья: Пародия музыкального произведения
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Объем заимствования в пародии при определении добросовестности ее автора становится более болезненным по причине соблюдения того самого баланса узнаваемости и творческого вклада пародиста в случае создания или переработки музыкальных произведений с текстом. Недостаточно просто вставить фрагмент другого произведения в переработку, необходимо, чтобы сатирический и (или) комический эффект пародии были направлены на оригинальное произведение. При этом чем более известно и узнаваемо оригинальное музыкальное произведение, тем большую степень переработки может позволить себе пародист <9>. Оригинальное произведение должно быть лишь в основе пародии (п. 3 ст. 1274 ГК РФ), то есть если часть оригинального произведения можно исключить из пародии целиком или частично без потери ассоциативной связи с оригиналом и без ущерба его содержанию, то имеет место недобросовестное заимствование. Заимствование в целях пародии ограничивается объемом, который требуется для придания ей узнаваемости при отсутствии иных средств. Так, Суд по интеллектуальным правам признал пародией на музыкальное произведение с текстом, при создании которой был изменен текст с юмористическим содержанием, но оставлена оригинальная (узнаваемая) музыка <10>. Оригинальное произведение является единым музыкальным произведением с текстом, поэтому считается в целом переработанным в пародийном жанре. Пародийный эффект был достигнут за счет текста юмористического содержания, визуального ряда и популярной музыки, без которой пародийный эффект был бы невозможен.
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Объем заимствования в пародии при определении добросовестности ее автора становится более болезненным по причине соблюдения того самого баланса узнаваемости и творческого вклада пародиста в случае создания или переработки музыкальных произведений с текстом. Недостаточно просто вставить фрагмент другого произведения в переработку, необходимо, чтобы сатирический и (или) комический эффект пародии были направлены на оригинальное произведение. При этом чем более известно и узнаваемо оригинальное музыкальное произведение, тем большую степень переработки может позволить себе пародист <9>. Оригинальное произведение должно быть лишь в основе пародии (п. 3 ст. 1274 ГК РФ), то есть если часть оригинального произведения можно исключить из пародии целиком или частично без потери ассоциативной связи с оригиналом и без ущерба его содержанию, то имеет место недобросовестное заимствование. Заимствование в целях пародии ограничивается объемом, который требуется для придания ей узнаваемости при отсутствии иных средств. Так, Суд по интеллектуальным правам признал пародией на музыкальное произведение с текстом, при создании которой был изменен текст с юмористическим содержанием, но оставлена оригинальная (узнаваемая) музыка <10>. Оригинальное произведение является единым музыкальным произведением с текстом, поэтому считается в целом переработанным в пародийном жанре. Пародийный эффект был достигнут за счет текста юмористического содержания, визуального ряда и популярной музыки, без которой пародийный эффект был бы невозможен.
Статья: Использование цифровых технологий в анимации: вопросы интеллектуальной собственности и личных неимущественных прав
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Если подобный казус произойдет в наше время (если найдутся настолько узнаваемые артисты и образы), то юристы, выступающие на стороне студии, могут попробовать использовать даже п. 4 ст. 1274 ГК (о карикатурах и пародиях), но (!) там речь идет о правах автора, а не об изображении гражданина (ст. 152.1 ГК).
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Если подобный казус произойдет в наше время (если найдутся настолько узнаваемые артисты и образы), то юристы, выступающие на стороне студии, могут попробовать использовать даже п. 4 ст. 1274 ГК (о карикатурах и пародиях), но (!) там речь идет о правах автора, а не об изображении гражданина (ст. 152.1 ГК).