Парижское соглашение по климату
Подборка наиболее важных документов по запросу Парижское соглашение по климату (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пограничный корректирующий углеродный механизм ЕС в свете основополагающих международных договоров в области окружающей среды
(Смбатян А.С., Салия М.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Европейский союз игнорирует основополагающие принципы
(Смбатян А.С., Салия М.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Европейский союз игнорирует основополагающие принципы
Статья: Корпоративное управление в условиях глобальных изменений климата
(Карцхия А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 2)Введение. Наблюдаемые в настоящее время глобальные изменения климата нашей планеты проявляются прежде всего в росте температуры на 1,1 °C в сравнении с доиндустриальным периодом и вызваны увеличением выбросов парниковых газов, повышением их концентрации в атмосфере Земли. За последнее десятилетие одним из центральных вопросов мировой политики и экономики стала так называемая климатическая повестка, предусматривающая поступательное введение ограничений в отношении негативного антропогенного влияния на окружающую среду, прежде всего темпов сдерживания глобального потепления климата планеты в целях достижения минимизации выбросов парниковых газов. Ключевой целью борьбы с изменением климата, в соответствии с Парижским соглашением по климату (2015 г.), является предотвращение экстремального повышения среднемировой температуры до уровня свыше 2 °C от доиндустриального уровня. Ратифицированное почти всеми странами - членами ООН (включая Российскую Федерацию) Парижское соглашение по климату предусматривает обязательства по сдерживанию роста или снижению эмиссии парниковых газов, хотя и не содержит количественных целей по сокращению или ограничению выбросов парниковых газов. Эти обязательства должны каждые 5 лет пересматриваться странами в сторону их ужесточения на последующий период.
(Карцхия А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 2)Введение. Наблюдаемые в настоящее время глобальные изменения климата нашей планеты проявляются прежде всего в росте температуры на 1,1 °C в сравнении с доиндустриальным периодом и вызваны увеличением выбросов парниковых газов, повышением их концентрации в атмосфере Земли. За последнее десятилетие одним из центральных вопросов мировой политики и экономики стала так называемая климатическая повестка, предусматривающая поступательное введение ограничений в отношении негативного антропогенного влияния на окружающую среду, прежде всего темпов сдерживания глобального потепления климата планеты в целях достижения минимизации выбросов парниковых газов. Ключевой целью борьбы с изменением климата, в соответствии с Парижским соглашением по климату (2015 г.), является предотвращение экстремального повышения среднемировой температуры до уровня свыше 2 °C от доиндустриального уровня. Ратифицированное почти всеми странами - членами ООН (включая Российскую Федерацию) Парижское соглашение по климату предусматривает обязательства по сдерживанию роста или снижению эмиссии парниковых газов, хотя и не содержит количественных целей по сокращению или ограничению выбросов парниковых газов. Эти обязательства должны каждые 5 лет пересматриваться странами в сторону их ужесточения на последующий период.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р
(ред. от 06.11.2024)
<О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года>Кроме этого, необходимость выполнения глобальных целей Парижского соглашения по климату становится одним из значимых драйверов трансформации транспортной отрасли.
(ред. от 06.11.2024)
<О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года>Кроме этого, необходимость выполнения глобальных целей Парижского соглашения по климату становится одним из значимых драйверов трансформации транспортной отрасли.
Статья: Принципы и стандарты ESG
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Парижское соглашение по климату (заключено в г. Париже, 12.12.2015, подписано от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 22.04.2016, вступило в силу для России 06.11.2019) (Постановление Правительства РФ от 21.09.2019 N 1228). Основной целью Соглашения является удержание прироста глобальной средней температуры, что предполагает принятие экономических и социальных мер странами - участницами Соглашения;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Парижское соглашение по климату (заключено в г. Париже, 12.12.2015, подписано от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 22.04.2016, вступило в силу для России 06.11.2019) (Постановление Правительства РФ от 21.09.2019 N 1228). Основной целью Соглашения является удержание прироста глобальной средней температуры, что предполагает принятие экономических и социальных мер странами - участницами Соглашения;
Статья: Перспективы развития иска в общих интересах (actio popularis)
(Дедов Д.И.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)Международные обязательства рассматриваются в свете международных договоров по климату. К ним относятся Парижское соглашение по климату 2015 года <10>, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 года <11> и, конечно, Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 года <12>, в которой говорится, что право на развитие должно реализовываться таким образом, чтобы справедливо удовлетворять потребности нынешнего поколения в области развития и окружающей среды и будущих поколений. На этом основании заявители, как правило, считают, что нет объективного и разумного оправдания тому, что бремя изменения климата ложится на молодые поколения в результате принятия неадекватных мер по снижению темпов потепления.
(Дедов Д.И.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)Международные обязательства рассматриваются в свете международных договоров по климату. К ним относятся Парижское соглашение по климату 2015 года <10>, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 года <11> и, конечно, Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 года <12>, в которой говорится, что право на развитие должно реализовываться таким образом, чтобы справедливо удовлетворять потребности нынешнего поколения в области развития и окружающей среды и будущих поколений. На этом основании заявители, как правило, считают, что нет объективного и разумного оправдания тому, что бремя изменения климата ложится на молодые поколения в результате принятия неадекватных мер по снижению темпов потепления.
Статья: Углеродные единицы и единицы выполнения квоты на выбросы парниковых газов: бухгалтерский аспект
(Малиновская Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Проблемы глобального изменения климата под воздействием увеличения концентрации парниковых газов в атмосфере затрагивают всех без исключения. В этой связи многие государства в поддержку международных инициатив - Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Парижского соглашения по климату - разрабатывают различные меры по снижению выбросов парниковых газов (далее - ПГ), объявляют о своих целях по достижению углеродной нейтральности (табл. 1).
(Малиновская Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Проблемы глобального изменения климата под воздействием увеличения концентрации парниковых газов в атмосфере затрагивают всех без исключения. В этой связи многие государства в поддержку международных инициатив - Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Парижского соглашения по климату - разрабатывают различные меры по снижению выбросов парниковых газов (далее - ПГ), объявляют о своих целях по достижению углеродной нейтральности (табл. 1).
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Такая направленность правового регулирования "особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", очевидно, не гармонирует со Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года <21> (разд. 2 "Совершенствование государственной системы управления лесами"), в которой предусмотрено, что "пристального внимания заслуживают леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения. В качестве первоочередной меры требуется проведение инвентаризации и учета лесов, расположенных на таких землях. Для эффективного вовлечения этих лесов в социально-экономическое развитие сельских территорий необходимо предложить модели хозяйственной деятельности, учесть интересы местного населения. Необходимо учитывать, что в лесах на землях сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, как и в лесах на землях лесного фонда, должны обеспечиваться сохранение и увеличение поглощающей способности лесов, а также ее максимально возможный учет при реализации механизмов Парижского соглашения по климату от 12 декабря 2015 г., подписанного от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 22 апреля 2016 г., принятого Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. N 1228 "О принятии Парижского соглашения". С учетом особой роли лесов на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных вблизи сельских населенных пунктов, необходимо установить режим лесопользования, обеспечивающий право граждан на благоприятную окружающую среду".
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Такая направленность правового регулирования "особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", очевидно, не гармонирует со Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года <21> (разд. 2 "Совершенствование государственной системы управления лесами"), в которой предусмотрено, что "пристального внимания заслуживают леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения. В качестве первоочередной меры требуется проведение инвентаризации и учета лесов, расположенных на таких землях. Для эффективного вовлечения этих лесов в социально-экономическое развитие сельских территорий необходимо предложить модели хозяйственной деятельности, учесть интересы местного населения. Необходимо учитывать, что в лесах на землях сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, как и в лесах на землях лесного фонда, должны обеспечиваться сохранение и увеличение поглощающей способности лесов, а также ее максимально возможный учет при реализации механизмов Парижского соглашения по климату от 12 декабря 2015 г., подписанного от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 22 апреля 2016 г., принятого Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. N 1228 "О принятии Парижского соглашения". С учетом особой роли лесов на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных вблизи сельских населенных пунктов, необходимо установить режим лесопользования, обеспечивающий право граждан на благоприятную окружающую среду".
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)<5> Медведев подписал Постановление о принятии Парижского соглашения по климату // ТАСС. 23 сент. 2019. URL: https://tass.ru/obschestvo/6916818.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)<5> Медведев подписал Постановление о принятии Парижского соглашения по климату // ТАСС. 23 сент. 2019. URL: https://tass.ru/obschestvo/6916818.
Статья: Недобросовестные практики участников банковского рынка и противодействие им
(Петров Д.А., Рубанова М.П.)
("Банковское право", 2025, N 1)Формирование принципов добросовестного поведения осуществляется и на международном уровне. Так, имеет место присоединение российских банков <3> к Принципам ответственной банковской деятельности финансовой инициативы программы ООН по окружающей среде (UNEP FI) <4>, реализация которых способствует достижению Целей устойчивого развития ООН и целей Парижского соглашения по климату. Принят Глобальный кодекс Валютного рынка (Свод глобальных принципов добросовестной практики Валютного рынка) <5>, направленный на обеспечение добросовестности и эффективности функционирования оптового валютного рынка. Он не налагает юридические или регуляторные обязательства на участников рынка и не заменяет локальное нормативно-правовое регулирование, а определяет глобальные добросовестные практики и процессы.
(Петров Д.А., Рубанова М.П.)
("Банковское право", 2025, N 1)Формирование принципов добросовестного поведения осуществляется и на международном уровне. Так, имеет место присоединение российских банков <3> к Принципам ответственной банковской деятельности финансовой инициативы программы ООН по окружающей среде (UNEP FI) <4>, реализация которых способствует достижению Целей устойчивого развития ООН и целей Парижского соглашения по климату. Принят Глобальный кодекс Валютного рынка (Свод глобальных принципов добросовестной практики Валютного рынка) <5>, направленный на обеспечение добросовестности и эффективности функционирования оптового валютного рынка. Он не налагает юридические или регуляторные обязательства на участников рынка и не заменяет локальное нормативно-правовое регулирование, а определяет глобальные добросовестные практики и процессы.
Статья: "Озеленение" полетов: как экологизация правового регулирования воздушных сообщений влияет на международное воздушное право?
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Всего за несколько месяцев до утверждения принципиальных положений CORSIA было принято Парижское соглашение по климату 2016 года. Данный договор не содержит положений, которые бы прямо регулировали вопрос авиационных выбросов. Такой подход является молчаливым согласием государств с сохранением status quo, при котором надлежащим форумом для регулирования и обсуждения данных вопросов является ИКАО <38>. В то же время выбросы от внутренних рейсов подпадают под сферу регулирования Парижского соглашения и, соответственно, их сокращение должно рассматриваться в рамках обязательств сторон в части вкладов национального уровня <39>.
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Всего за несколько месяцев до утверждения принципиальных положений CORSIA было принято Парижское соглашение по климату 2016 года. Данный договор не содержит положений, которые бы прямо регулировали вопрос авиационных выбросов. Такой подход является молчаливым согласием государств с сохранением status quo, при котором надлежащим форумом для регулирования и обсуждения данных вопросов является ИКАО <38>. В то же время выбросы от внутренних рейсов подпадают под сферу регулирования Парижского соглашения и, соответственно, их сокращение должно рассматриваться в рамках обязательств сторон в части вкладов национального уровня <39>.
Статья: Воздействие нарративов на формирование мягкого права в сфере предпринимательской деятельности
(Чурилов А.Ю.)
("Юрист", 2023, N 6)Перерастание в нормы права. Нарративы могут стимулировать государства на имплементацию положений мягкого права в законодательство, придавая тем самым им общеобязательный характер на территории государства. Наиболее ярким примером является принятие Парижского соглашения по климату 2015 г., которое прямо закрепляет необходимость перехода к экологически чистым и безопасным для климата инвестициям <16>. Его принятие фактически стало реакцией государств на разработку мягкого права как инструмента воздействия на инвесторов и предприятия, реализующие инвестиционные проекты.
(Чурилов А.Ю.)
("Юрист", 2023, N 6)Перерастание в нормы права. Нарративы могут стимулировать государства на имплементацию положений мягкого права в законодательство, придавая тем самым им общеобязательный характер на территории государства. Наиболее ярким примером является принятие Парижского соглашения по климату 2015 г., которое прямо закрепляет необходимость перехода к экологически чистым и безопасным для климата инвестициям <16>. Его принятие фактически стало реакцией государств на разработку мягкого права как инструмента воздействия на инвесторов и предприятия, реализующие инвестиционные проекты.
Статья: Правовое регулирование участия федерального института развития "ВЭБ.РФ" в реализации ESG-факторов
(Мамедов Р.В.)
("Банковское право", 2025, N 1)<4> РСПП предложил пересмотреть участие России в Парижском соглашении о климате. URL: https://www.forbes.ru/biznes/529125-rspp-predlozil-peresmotret-ucastie-rossii-v-parizskom-soglasenii-o-klimate?ysclid=m66fb3uiea357086257 (дата обращения: 25.01.2025).
(Мамедов Р.В.)
("Банковское право", 2025, N 1)<4> РСПП предложил пересмотреть участие России в Парижском соглашении о климате. URL: https://www.forbes.ru/biznes/529125-rspp-predlozil-peresmotret-ucastie-rossii-v-parizskom-soglasenii-o-klimate?ysclid=m66fb3uiea357086257 (дата обращения: 25.01.2025).
Статья: Современная практика международных судов в сфере разрешения климатических споров
(Солнцев А.М., Отрашевская А.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 6)25 ноября 2016 г. заявители направили запрос в Федеральный совет и другие швейцарские органы, указав на различные недостатки в области защиты климата и требуя принятия решения и необходимых действий. Они также призвали власти принять необходимые меры для достижения цели к 2030 г., поставленной Парижским соглашением по климату в 2015 г.
(Солнцев А.М., Отрашевская А.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 6)25 ноября 2016 г. заявители направили запрос в Федеральный совет и другие швейцарские органы, указав на различные недостатки в области защиты климата и требуя принятия решения и необходимых действий. Они также призвали власти принять необходимые меры для достижения цели к 2030 г., поставленной Парижским соглашением по климату в 2015 г.