Парижское соглашение
Подборка наиболее важных документов по запросу Парижское соглашение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебные иски к правительствам и частным компаниям стран Европы о защите климата в рамках Парижского соглашения 2015 г. (Великобритания, Нидерланды, Германия, Франция)
(Ермакова Е.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 3)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 3
(Ермакова Е.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 3)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 3
Статья: Развитие принципа "загрязнитель платит" в международном экологическом праве
(Габриелов В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)3. Парижское соглашение как стимул для развития
(Габриелов В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)3. Парижское соглашение как стимул для развития
Нормативные акты
Статья: Принципы и стандарты ESG
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Парижское соглашение по климату (заключено в г. Париже, 12.12.2015, подписано от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 22.04.2016, вступило в силу для России 06.11.2019) (Постановление Правительства РФ от 21.09.2019 N 1228). Основной целью Соглашения является удержание прироста глобальной средней температуры, что предполагает принятие экономических и социальных мер странами - участницами Соглашения;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Парижское соглашение по климату (заключено в г. Париже, 12.12.2015, подписано от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 22.04.2016, вступило в силу для России 06.11.2019) (Постановление Правительства РФ от 21.09.2019 N 1228). Основной целью Соглашения является удержание прироста глобальной средней температуры, что предполагает принятие экономических и социальных мер странами - участницами Соглашения;
Статья: Корпоративное управление в условиях глобальных изменений климата
(Карцхия А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 2)Введение. Наблюдаемые в настоящее время глобальные изменения климата нашей планеты проявляются прежде всего в росте температуры на 1,1 °C в сравнении с доиндустриальным периодом и вызваны увеличением выбросов парниковых газов, повышением их концентрации в атмосфере Земли. За последнее десятилетие одним из центральных вопросов мировой политики и экономики стала так называемая климатическая повестка, предусматривающая поступательное введение ограничений в отношении негативного антропогенного влияния на окружающую среду, прежде всего темпов сдерживания глобального потепления климата планеты в целях достижения минимизации выбросов парниковых газов. Ключевой целью борьбы с изменением климата, в соответствии с Парижским соглашением по климату (2015 г.), является предотвращение экстремального повышения среднемировой температуры до уровня свыше 2 °C от доиндустриального уровня. Ратифицированное почти всеми странами - членами ООН (включая Российскую Федерацию) Парижское соглашение по климату предусматривает обязательства по сдерживанию роста или снижению эмиссии парниковых газов, хотя и не содержит количественных целей по сокращению или ограничению выбросов парниковых газов. Эти обязательства должны каждые 5 лет пересматриваться странами в сторону их ужесточения на последующий период.
(Карцхия А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 2)Введение. Наблюдаемые в настоящее время глобальные изменения климата нашей планеты проявляются прежде всего в росте температуры на 1,1 °C в сравнении с доиндустриальным периодом и вызваны увеличением выбросов парниковых газов, повышением их концентрации в атмосфере Земли. За последнее десятилетие одним из центральных вопросов мировой политики и экономики стала так называемая климатическая повестка, предусматривающая поступательное введение ограничений в отношении негативного антропогенного влияния на окружающую среду, прежде всего темпов сдерживания глобального потепления климата планеты в целях достижения минимизации выбросов парниковых газов. Ключевой целью борьбы с изменением климата, в соответствии с Парижским соглашением по климату (2015 г.), является предотвращение экстремального повышения среднемировой температуры до уровня свыше 2 °C от доиндустриального уровня. Ратифицированное почти всеми странами - членами ООН (включая Российскую Федерацию) Парижское соглашение по климату предусматривает обязательства по сдерживанию роста или снижению эмиссии парниковых газов, хотя и не содержит количественных целей по сокращению или ограничению выбросов парниковых газов. Эти обязательства должны каждые 5 лет пересматриваться странами в сторону их ужесточения на последующий период.
Статья: Международная торговля минеральными удобрениями и экологические барьеры: влияние на таможенно-логистические процессы и пути адаптации
(Арабян М.С., Фролова А.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Механизмы международного экологического регулирования все более активно формируют рамки внешнеэкономической деятельности, включая экспорт минеральных удобрений. Важнейшим инструментом в этой сфере стал механизм трансграничного углеродного регулирования Европейского союза (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), который предусматривает учет и оплату выбросов углерода, возникающих при производстве определенных категорий импортируемых товаров. Целью механизма является выравнивание условий конкуренции между европейскими и иностранными производителями, а также предотвращение "утечки углерода" за пределы ЕС. "CBAM распространяется на пять товарных групп - цемент, удобрения, железо и сталь, алюминий, электроэнергия. Причем для электроэнергии действуют правила расчета эмиссий, отличающиеся от других товаров" <2>. Несмотря на позиционирование CBAM как меры климатической политики, рядом стран-экспортеров он воспринимается как инструмент протекционизма, ограничивающий доступ на европейский рынок. Действие механизма распространяется в том числе на удобрения, что напрямую влияет на российские компании и требует пересмотра стратегий их экспортной деятельности. Международное сообщество выстраивает климатическую повестку в рамках более широких инициатив устойчивого развития. Принятие Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г., включающей 17 целей, обозначило ключевые направления, среди которых борьба с изменением климата заняла приоритетное место. Парижское соглашение <3>, заключенное в 2015 г., закрепило целевой ориентир удержания глобального роста температуры в пределах "намного ниже" 2 °C, по сравнению с доиндустриальным уровнем, с последующими усилиями по ограничению повышения до 1,5 °C. Выполнение договоренностей осуществляется на основе национальных вкладов, что возлагает на государства обязанность вырабатывать и реализовывать собственные стратегии по сокращению выбросов.
(Арабян М.С., Фролова А.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Механизмы международного экологического регулирования все более активно формируют рамки внешнеэкономической деятельности, включая экспорт минеральных удобрений. Важнейшим инструментом в этой сфере стал механизм трансграничного углеродного регулирования Европейского союза (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), который предусматривает учет и оплату выбросов углерода, возникающих при производстве определенных категорий импортируемых товаров. Целью механизма является выравнивание условий конкуренции между европейскими и иностранными производителями, а также предотвращение "утечки углерода" за пределы ЕС. "CBAM распространяется на пять товарных групп - цемент, удобрения, железо и сталь, алюминий, электроэнергия. Причем для электроэнергии действуют правила расчета эмиссий, отличающиеся от других товаров" <2>. Несмотря на позиционирование CBAM как меры климатической политики, рядом стран-экспортеров он воспринимается как инструмент протекционизма, ограничивающий доступ на европейский рынок. Действие механизма распространяется в том числе на удобрения, что напрямую влияет на российские компании и требует пересмотра стратегий их экспортной деятельности. Международное сообщество выстраивает климатическую повестку в рамках более широких инициатив устойчивого развития. Принятие Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г., включающей 17 целей, обозначило ключевые направления, среди которых борьба с изменением климата заняла приоритетное место. Парижское соглашение <3>, заключенное в 2015 г., закрепило целевой ориентир удержания глобального роста температуры в пределах "намного ниже" 2 °C, по сравнению с доиндустриальным уровнем, с последующими усилиями по ограничению повышения до 1,5 °C. Выполнение договоренностей осуществляется на основе национальных вкладов, что возлагает на государства обязанность вырабатывать и реализовывать собственные стратегии по сокращению выбросов.
Статья: Интеграция факторов устойчивого развития в корпоративную финансовую отчетность в контексте современных реалий ESG-повестки
(Зенкина И.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 5, 6)2. Стратегия - как стратегия и бизнес-модель организации учитывают ее материальные последствия, риски и возможности (например, ESRS E1 "Изменение климата" включает отчетность об осуществляемом в соответствии с Парижским соглашением переходном плане компании по смягчению последствий изменения климата).
(Зенкина И.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 5, 6)2. Стратегия - как стратегия и бизнес-модель организации учитывают ее материальные последствия, риски и возможности (например, ESRS E1 "Изменение климата" включает отчетность об осуществляемом в соответствии с Парижским соглашением переходном плане компании по смягчению последствий изменения климата).
Статья: Обязательства государств по защите климата: консультативное заключение Международного суда ООН
(Гудков И.В., Энтин М.Л.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 5)Ключевые слова: энергетическое и климатическое право, выбросы парниковых газов, сокращение выбросов, поглощение парниковых газов, ископаемое топливо, энергетический переход, Международный суд ООН, консультативное заключение, международные обязательства по защите климата, Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Парижское соглашение, Межправительственная группа экспертов по изменению климата.
(Гудков И.В., Энтин М.Л.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 5)Ключевые слова: энергетическое и климатическое право, выбросы парниковых газов, сокращение выбросов, поглощение парниковых газов, ископаемое топливо, энергетический переход, Международный суд ООН, консультативное заключение, международные обязательства по защите климата, Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Парижское соглашение, Межправительственная группа экспертов по изменению климата.
Статья: Проблемы, связанные с изменением климата: способы конституционного реагирования
(Васильева Т.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)Изучение зарубежной судебной практики, по мнению экспертов, позволяет формировать "глобальный правовой язык" для рассмотрения судебных споров об изменении климата <62>. Для этого языка все более характерным становится наличие международной составляющей. В 2018 года Кассационная палата по гражданским делам Верховного суда Колумбии удовлетворила иск о защите права в связи с изменением климата с учетом прав будущих поколений <63>, который подали молодые люди в возрасте от 7 до 25 лет. Они полагали, что обезлесение Амазонки, приводящее к выбросам парниковых газов, влияет на экосистему страны и нарушает их право на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду, пищу и доступ к воде. По их мнению, органы публичной власти не выполняли свои обязательства по сокращению выбросов парникового газа, предусмотренные Парижским соглашением от 12 декабря 2015 года <64>, а также положения Закона N 1753 от 2015 года о ежегодном сокращении обезлесения в стране. Впервые в латиноамериканской практике в этом деле было показано влияние изменения климата на права человека, признаны права будущих поколений в контексте изменения климата, в том числе право молодых граждан участвовать в формировании политики, которая затрагивает их будущее. Суд истолковал международные обязательства страны в области изменения климата как обязательства, исполнение которых подлежит контролю на национальном уровне <65>.
(Васильева Т.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)Изучение зарубежной судебной практики, по мнению экспертов, позволяет формировать "глобальный правовой язык" для рассмотрения судебных споров об изменении климата <62>. Для этого языка все более характерным становится наличие международной составляющей. В 2018 года Кассационная палата по гражданским делам Верховного суда Колумбии удовлетворила иск о защите права в связи с изменением климата с учетом прав будущих поколений <63>, который подали молодые люди в возрасте от 7 до 25 лет. Они полагали, что обезлесение Амазонки, приводящее к выбросам парниковых газов, влияет на экосистему страны и нарушает их право на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду, пищу и доступ к воде. По их мнению, органы публичной власти не выполняли свои обязательства по сокращению выбросов парникового газа, предусмотренные Парижским соглашением от 12 декабря 2015 года <64>, а также положения Закона N 1753 от 2015 года о ежегодном сокращении обезлесения в стране. Впервые в латиноамериканской практике в этом деле было показано влияние изменения климата на права человека, признаны права будущих поколений в контексте изменения климата, в том числе право молодых граждан участвовать в формировании политики, которая затрагивает их будущее. Суд истолковал международные обязательства страны в области изменения климата как обязательства, исполнение которых подлежит контролю на национальном уровне <65>.
Статья: "Озеленение" полетов: как экологизация правового регулирования воздушных сообщений влияет на международное воздушное право?
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Всего за несколько месяцев до утверждения принципиальных положений CORSIA было принято Парижское соглашение по климату 2016 года. Данный договор не содержит положений, которые бы прямо регулировали вопрос авиационных выбросов. Такой подход является молчаливым согласием государств с сохранением status quo, при котором надлежащим форумом для регулирования и обсуждения данных вопросов является ИКАО <38>. В то же время выбросы от внутренних рейсов подпадают под сферу регулирования Парижского соглашения и, соответственно, их сокращение должно рассматриваться в рамках обязательств сторон в части вкладов национального уровня <39>.
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Всего за несколько месяцев до утверждения принципиальных положений CORSIA было принято Парижское соглашение по климату 2016 года. Данный договор не содержит положений, которые бы прямо регулировали вопрос авиационных выбросов. Такой подход является молчаливым согласием государств с сохранением status quo, при котором надлежащим форумом для регулирования и обсуждения данных вопросов является ИКАО <38>. В то же время выбросы от внутренних рейсов подпадают под сферу регулирования Парижского соглашения и, соответственно, их сокращение должно рассматриваться в рамках обязательств сторон в части вкладов национального уровня <39>.
Статья: Роль финансовых и нефинансовых факторов в реализации устойчивых инвестиционных проектов на макрорегиональном уровне
(Муцольгов Б.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)В частности, неполноценность раскрытия "социального" фактора как основного нефинансового фактора реализации устойчивого проекта демонстрируется на примере достаточно распространенной концепции "импакт-инвестирования". Согласно аналитическому докладу [15] в практике российского устойчивого инвестирования сущность импакт-инвестирования заключается "в практике размещения инвестиций в компании, организации или фонды с целью получения измеримого социального, экологического эффекта, помимо финансовой прибыли". По своему значению это понятие соотносится с понятием "социальное инвестирование". Практическое закрепление эта концепция находит в деятельности государственной корпорации "Банк развития" ВЭБ.РФ. С 2007 года корпорация развивает свою стратегию в качестве института развития российского общества. При этом в качестве органа, сосредоточивающего в своей деятельности проекты в области социального инвестирования, поддерживающие ESG-принципы, ВЭБ.РФ стала развивать свою деятельность с 2020 года в связи с опубликованием поручения Президента Российской Федерации о необходимости трансформирования российского рынка в соответствии с целями Парижского соглашения по климату. В связи с этим 18 ноября 2020 года было принято специальное Распоряжение Правительства Российской Федерации N 3024-р, согласно которому ВЭБ.РФ была определена в качестве методологического центра по финансовым инструментам устойчивого развития (см. [19]). В этом же году ВЭБ.РФ совместно с АНО "Национальный Центр ГЧП" при поддержке Министерства финансов Российской Федерации разработали методику IRIS (Impact and Responsible Investing for Infrastructure Sustainability) "с целью практического применения принципов качественных инфраструктурных инвестиций и лучших практик в сфере устойчивого развития при реализации инфраструктурных проектов на территории Российской Федерации" (см. [20]). Использование методики расчета рейтинга IRIS позволяет определить, каким способом могут быть оценены нефинансовые и финансовые факторы инвестирования в совокупности.
(Муцольгов Б.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)В частности, неполноценность раскрытия "социального" фактора как основного нефинансового фактора реализации устойчивого проекта демонстрируется на примере достаточно распространенной концепции "импакт-инвестирования". Согласно аналитическому докладу [15] в практике российского устойчивого инвестирования сущность импакт-инвестирования заключается "в практике размещения инвестиций в компании, организации или фонды с целью получения измеримого социального, экологического эффекта, помимо финансовой прибыли". По своему значению это понятие соотносится с понятием "социальное инвестирование". Практическое закрепление эта концепция находит в деятельности государственной корпорации "Банк развития" ВЭБ.РФ. С 2007 года корпорация развивает свою стратегию в качестве института развития российского общества. При этом в качестве органа, сосредоточивающего в своей деятельности проекты в области социального инвестирования, поддерживающие ESG-принципы, ВЭБ.РФ стала развивать свою деятельность с 2020 года в связи с опубликованием поручения Президента Российской Федерации о необходимости трансформирования российского рынка в соответствии с целями Парижского соглашения по климату. В связи с этим 18 ноября 2020 года было принято специальное Распоряжение Правительства Российской Федерации N 3024-р, согласно которому ВЭБ.РФ была определена в качестве методологического центра по финансовым инструментам устойчивого развития (см. [19]). В этом же году ВЭБ.РФ совместно с АНО "Национальный Центр ГЧП" при поддержке Министерства финансов Российской Федерации разработали методику IRIS (Impact and Responsible Investing for Infrastructure Sustainability) "с целью практического применения принципов качественных инфраструктурных инвестиций и лучших практик в сфере устойчивого развития при реализации инфраструктурных проектов на территории Российской Федерации" (см. [20]). Использование методики расчета рейтинга IRIS позволяет определить, каким способом могут быть оценены нефинансовые и финансовые факторы инвестирования в совокупности.
Статья: Закисление и потепление морской среды: международно-правовые механизмы реагирования
(Авдыш Д.М., Бразовская Я.Е.)
("Экологическое право", 2025, N 3)В статье проводится комплексный анализ правовых мер противодействия закислению и потеплению Мирового океана. Рассматриваются основные нормативные правовые инструменты, включая Конвенцию ООН по морскому праву и Парижское соглашение. Исследуются актуальные данные о масштабах проблемы, анализируется эффективность существующих механизмов регулирования и правоприменительная практика.
(Авдыш Д.М., Бразовская Я.Е.)
("Экологическое право", 2025, N 3)В статье проводится комплексный анализ правовых мер противодействия закислению и потеплению Мирового океана. Рассматриваются основные нормативные правовые инструменты, включая Конвенцию ООН по морскому праву и Парижское соглашение. Исследуются актуальные данные о масштабах проблемы, анализируется эффективность существующих механизмов регулирования и правоприменительная практика.
Статья: ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Таким образом, ESG и Цели устойчивого развития (ЦУР) созвучны и пересекаются. Следует также отметить, что и ESG, и ЦУР, несмотря на формальное разделение на три блока, в конечном итоге влияют на экономику. Например, вопросы декарбонизации (снижения выбросов углекислого газа - CO2), носящие как будто совершенно "экологический характер", упомянуты в Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (заключена в Нью-Йорке 9 мая 1992 г.) и Парижском соглашении (подписано в Париже 12 декабря 2015 г.). В России аспекты декарбонизации регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" и другими подзаконными актами, в том числе Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2022 г. N 707 "Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, - с 1 января 2023 г. организации, выбросы которых составляют более 150 тысяч тонн CO2, должны будут отчитываться за них, и это вопрос не только охраны окружающей среды, но и работы специалистов по подготовке этих отчетов и расчетов, то есть вопрос и социальный, и экономический. Уже сейчас активно проводятся обучения и вебинары по этим темам <1>.
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Таким образом, ESG и Цели устойчивого развития (ЦУР) созвучны и пересекаются. Следует также отметить, что и ESG, и ЦУР, несмотря на формальное разделение на три блока, в конечном итоге влияют на экономику. Например, вопросы декарбонизации (снижения выбросов углекислого газа - CO2), носящие как будто совершенно "экологический характер", упомянуты в Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (заключена в Нью-Йорке 9 мая 1992 г.) и Парижском соглашении (подписано в Париже 12 декабря 2015 г.). В России аспекты декарбонизации регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" и другими подзаконными актами, в том числе Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2022 г. N 707 "Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, - с 1 января 2023 г. организации, выбросы которых составляют более 150 тысяч тонн CO2, должны будут отчитываться за них, и это вопрос не только охраны окружающей среды, но и работы специалистов по подготовке этих отчетов и расчетов, то есть вопрос и социальный, и экономический. Уже сейчас активно проводятся обучения и вебинары по этим темам <1>.