Параметры цифровой экономики
Подборка наиболее важных документов по запросу Параметры цифровой экономики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровая трансформация фискального администрирования: проблемы и перспективы правового регулирования
(Васянина Е.Л.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Цифровизация фискального администрирования, представляющая собой "комплексную, правовую и институциональную трансформацию" <12>, непосредственно связана с процессом корректировки параметров налогообложения с учетом особенностей функционирования цифровых бизнес-моделей, транснациональных компаний, осуществляющих экономическую деятельность по всему миру. Иными словами, в современных условиях происходит встраивание механизма налогообложения в параметры цифровой экономики, "...построенной на цифровой форме существования информации, позволяющей свободно перемещать огромное количество информации в кратчайшие сроки" <13>.
(Васянина Е.Л.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Цифровизация фискального администрирования, представляющая собой "комплексную, правовую и институциональную трансформацию" <12>, непосредственно связана с процессом корректировки параметров налогообложения с учетом особенностей функционирования цифровых бизнес-моделей, транснациональных компаний, осуществляющих экономическую деятельность по всему миру. Иными словами, в современных условиях происходит встраивание механизма налогообложения в параметры цифровой экономики, "...построенной на цифровой форме существования информации, позволяющей свободно перемещать огромное количество информации в кратчайшие сроки" <13>.
Статья: Аудит в условиях цифровизации: проблемы и перспективы
(Курныкина О.В.)
("Аудитор", 2023, N 5)3. Установление параметров перехода к цифровой экономике по каждой отрасли.
(Курныкина О.В.)
("Аудитор", 2023, N 5)3. Установление параметров перехода к цифровой экономике по каждой отрасли.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)73530 Проведение анализа и формирование оценки параметров развития экономики данных и цифровой трансформации государства, отраслей экономики и социальной сферы
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)73530 Проведение анализа и формирование оценки параметров развития экономики данных и цифровой трансформации государства, отраслей экономики и социальной сферы
Постановление Правительства РФ от 10.10.2020 N 1646
(ред. от 09.06.2025)
"О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов"
(вместе с "Положением о формировании и ведении реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов", "Положением о ведомственных программах цифровой трансформации")л) перечень наименований мероприятий проекта ведомственной программы цифровой трансформации (утвержденной программы цифровой трансформации), идентификационные номера указанных мероприятий, а также параметры объема бюджетных ассигнований таких мероприятий, которыми предусматриваются ИТ-расходы в соответствии с технико-экономическим обоснованием ИТ-расходов, - для субъектов учета, осуществляющих в соответствии с Положением о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов", разработку и утверждение таких программ;
(ред. от 09.06.2025)
"О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов"
(вместе с "Положением о формировании и ведении реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов", "Положением о ведомственных программах цифровой трансформации")л) перечень наименований мероприятий проекта ведомственной программы цифровой трансформации (утвержденной программы цифровой трансформации), идентификационные номера указанных мероприятий, а также параметры объема бюджетных ассигнований таких мероприятий, которыми предусматриваются ИТ-расходы в соответствии с технико-экономическим обоснованием ИТ-расходов, - для субъектов учета, осуществляющих в соответствии с Положением о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов", разработку и утверждение таких программ;
Статья: Определение некоторых векторов развития правового регулирования градостроительной деятельности
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2023, N 10)Одной из важных сфер общественной жизни является градостроительство. Переход градостроительства в новую, цифровую формацию является закономерным процессом развития цифровой экономики в целом <2>. Основным параметром, характеризующим цифровизацию градостроительной деятельности, является степень внедрения информационного моделирования на всех ее этапах. Исходя из этого в рамках проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" должна быть создана в том числе полная нормативная база в указанной сфере общественной жизни, в связи с чем остается актуальным вопрос изучения современного состояния правового обеспечения порядка формирования градостроительной и исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства объектов недвижимости и определение некоторых векторов развития правового регулирования в градостроительной деятельности.
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2023, N 10)Одной из важных сфер общественной жизни является градостроительство. Переход градостроительства в новую, цифровую формацию является закономерным процессом развития цифровой экономики в целом <2>. Основным параметром, характеризующим цифровизацию градостроительной деятельности, является степень внедрения информационного моделирования на всех ее этапах. Исходя из этого в рамках проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" должна быть создана в том числе полная нормативная база в указанной сфере общественной жизни, в связи с чем остается актуальным вопрос изучения современного состояния правового обеспечения порядка формирования градостроительной и исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства объектов недвижимости и определение некоторых векторов развития правового регулирования в градостроительной деятельности.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Цифровизация, под которой понимается процесс внедрения современных цифровых (электронных) технологий во все сферы государственной и общественной жизни, выступает сегодня одним из самых значимых факторов, влияющих на развитие права. Экономисты рассматривают цифровизацию, меняющую многие базовые параметры социально-экономической жизни социума, в качестве четвертой промышленной революции. Прогнозируемая смена технологического уклада неизбежно скажется на правовом регулировании экономических и иных общественных отношений. В научной сфере происходящие в современном мире процессы инициировали появление и активное развитие новой методологии, которая позволяет более адекватно исследовать явления текущей реальности.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Цифровизация, под которой понимается процесс внедрения современных цифровых (электронных) технологий во все сферы государственной и общественной жизни, выступает сегодня одним из самых значимых факторов, влияющих на развитие права. Экономисты рассматривают цифровизацию, меняющую многие базовые параметры социально-экономической жизни социума, в качестве четвертой промышленной революции. Прогнозируемая смена технологического уклада неизбежно скажется на правовом регулировании экономических и иных общественных отношений. В научной сфере происходящие в современном мире процессы инициировали появление и активное развитие новой методологии, которая позволяет более адекватно исследовать явления текущей реальности.
Статья: Электронное правосудие в условиях цифровой экономики в России и зарубежных странах: новации и перспективы развития законодательства
(Фоков А.П.)
("Мировой судья", 2021, N 12)<6> Валеев Д.Х., Костин И.М. Индикативный подход оценки основных параметров осуществления и доступа к правосудию в условиях цифровой экономики // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. N 9. С. 58 - 62.
(Фоков А.П.)
("Мировой судья", 2021, N 12)<6> Валеев Д.Х., Костин И.М. Индикативный подход оценки основных параметров осуществления и доступа к правосудию в условиях цифровой экономики // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. N 9. С. 58 - 62.
Статья: Некоторые дискуссионные вопросы правового регулирования цифровой экономики в России
(Кукушкин В.М.)
("Предпринимательское право", 2020, N 4; 2021, N 1)В правовом регулировании вместо ненужных дискуссий лучше бы обратить внимание на его качество. Пора отказаться от постоянного заимствования иностранного законодательства. Профессор В.Н. Синюков уже давно констатировал, что одним из источников системного кризиса российской правовой системы является неконтролируемый масштаб рецепции иностранных политико-правовых форм, противоречащих отечественному социальному контексту <31>. В сфере регулирования цифровой экономики сейчас нет безусловных лидеров, да и разве можно сравнить Россию и любое европейское государство? Последствия необдуманной имплементации будут совершенно разные, исходя из объема финансовых потоков, географии, количества и плотности населения и многих других параметров.
(Кукушкин В.М.)
("Предпринимательское право", 2020, N 4; 2021, N 1)В правовом регулировании вместо ненужных дискуссий лучше бы обратить внимание на его качество. Пора отказаться от постоянного заимствования иностранного законодательства. Профессор В.Н. Синюков уже давно констатировал, что одним из источников системного кризиса российской правовой системы является неконтролируемый масштаб рецепции иностранных политико-правовых форм, противоречащих отечественному социальному контексту <31>. В сфере регулирования цифровой экономики сейчас нет безусловных лидеров, да и разве можно сравнить Россию и любое европейское государство? Последствия необдуманной имплементации будут совершенно разные, исходя из объема финансовых потоков, географии, количества и плотности населения и многих других параметров.
Статья: Административно-правовое регулирование разработки и использования технологий искусственного интеллекта
(Лянной Г.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)С конца 1960-х гг., когда третье поколение сетевых ЭВМ стало по всем параметрам значительно превосходить механические и аналоговые вычислительные машины, начинается широкое внедрение цифровых систем в экономику СССР [1, с. 70 - 80].
(Лянной Г.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)С конца 1960-х гг., когда третье поколение сетевых ЭВМ стало по всем параметрам значительно превосходить механические и аналоговые вычислительные машины, начинается широкое внедрение цифровых систем в экономику СССР [1, с. 70 - 80].
Статья: Таможенный тариф: цифровые коды товаров и ставки таможенных пошлин
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2024, N 3)В результате идентификации и интерференции товаров, ввезенных на евразийскую таможенную территорию, параметры вновь образовавшихся комплементарных пар, должны обеспечить воспроизведение действующих цифровых кодов товаров и ставок таможенных пошлин, входящих в состав Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (рис. 1.2), а именно:
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2024, N 3)В результате идентификации и интерференции товаров, ввезенных на евразийскую таможенную территорию, параметры вновь образовавшихся комплементарных пар, должны обеспечить воспроизведение действующих цифровых кодов товаров и ставок таможенных пошлин, входящих в состав Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (рис. 1.2), а именно:
Статья: Цифровые финансовые активы: классификация, объекты учета и порядок их отражения
(Лисовская И.А., Трапезникова Н.Г.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)В системе РСБУ учет долговых ценных бумаг и выданных займов осуществляется согласно ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" <14>, которое "имеет узкую сферу применения" [14], не отвечает современным подходам к отражению стоимости ряда объектов и нуждается в обновлении. И дело не только в применяемой терминологии, когда в нормах ПБУ 19/02 используется термин "финансовые вложения", а не более актуальные, отличающиеся по экономическому содержанию дефиниции (финансовые активы, финансовые обязательства и др.). Регулятивы ПБУ 19/02 не предполагают применения справедливой стоимости, "...что вызовет определенные трудности и противоречия при проектировании учетной политики ЦФА" [5], особенно с учетом разнообразия форм и параметров выпуска цифровых инструментов. Поэтому вопрос о том, какими нормативными документами следует руководствоваться организациям реального сектора при разработке способов ведения бухгалтерского учета в отношении ЦФА, остается открытым.
(Лисовская И.А., Трапезникова Н.Г.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)В системе РСБУ учет долговых ценных бумаг и выданных займов осуществляется согласно ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" <14>, которое "имеет узкую сферу применения" [14], не отвечает современным подходам к отражению стоимости ряда объектов и нуждается в обновлении. И дело не только в применяемой терминологии, когда в нормах ПБУ 19/02 используется термин "финансовые вложения", а не более актуальные, отличающиеся по экономическому содержанию дефиниции (финансовые активы, финансовые обязательства и др.). Регулятивы ПБУ 19/02 не предполагают применения справедливой стоимости, "...что вызовет определенные трудности и противоречия при проектировании учетной политики ЦФА" [5], особенно с учетом разнообразия форм и параметров выпуска цифровых инструментов. Поэтому вопрос о том, какими нормативными документами следует руководствоваться организациям реального сектора при разработке способов ведения бухгалтерского учета в отношении ЦФА, остается открытым.
Статья: Некоторые проблемы современной российской урбанизации и роль органов местного самоуправления в их решении
(Борисов А.В., Корабельникова Ю.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)В советской науке об обществе эта дисциплина не получила должного признания. Но в соответствии с общемировой тенденцией в современной отечественной социологической, экономической, юридической, исторической, управленческой науках возросло число исследований, посвященных проблемам города. В юридической науке формируется новая подотрасль права - городское право. Историко-правовые аспекты возникновения и развития городов, социальная структура, система государственного и муниципального управления, политико-правовые процессы в городе, градостроительство, городское хозяйство, экономика и экология города, процессы внедрения цифровых технологий в публичную власть и управление <6> и другие параметры городов имеют существенные различия, определяемые административным значением города, его местоположением и количеством жителей, а также многими другими факторами.
(Борисов А.В., Корабельникова Ю.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)В советской науке об обществе эта дисциплина не получила должного признания. Но в соответствии с общемировой тенденцией в современной отечественной социологической, экономической, юридической, исторической, управленческой науках возросло число исследований, посвященных проблемам города. В юридической науке формируется новая подотрасль права - городское право. Историко-правовые аспекты возникновения и развития городов, социальная структура, система государственного и муниципального управления, политико-правовые процессы в городе, градостроительство, городское хозяйство, экономика и экология города, процессы внедрения цифровых технологий в публичную власть и управление <6> и другие параметры городов имеют существенные различия, определяемые административным значением города, его местоположением и количеством жителей, а также многими другими факторами.
Статья: Цифровизация и публичное управление: специфика взаимодействия и пути развития
(Губин А.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Сохранение конкурентоспособности - важнейшая задача цифровой трансформации публичного управления. Мировая экономика уже давно показала, каким должен быть стандарт оказания государственных и муниципальных услуг. Поэтому Россия должна держать высокую планку и повышать уровень конкурентоспособности с помощью новых качественных условий и выдвигать свои параметры по предоставлению услуг.
(Губин А.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Сохранение конкурентоспособности - важнейшая задача цифровой трансформации публичного управления. Мировая экономика уже давно показала, каким должен быть стандарт оказания государственных и муниципальных услуг. Поэтому Россия должна держать высокую планку и повышать уровень конкурентоспособности с помощью новых качественных условий и выдвигать свои параметры по предоставлению услуг.
Статья: Развитие цифровизации в сфере использования и охраны водных объектов
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Пока принимается решение о включении проекта "Цифровой Обь-Иртышский бассейн" в перечень мероприятий национальных проектов Российской Федерации "Экология" и "Цифровая экономика Российской Федерации". Апробация его технологий в части станций цифрового контроля за состоянием водных объектов намечена на весну 2022 г. на притоке Томи - реке Ускат в Кемеровской области в рамках пилотного проекта "Цифровой Ускат". В составе разработанного оборудования есть приборы для автоматического отбора проб, которые будут анализировать состав воды примерно по 20 параметрам и сигнализировать о превышении нормативов.
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Пока принимается решение о включении проекта "Цифровой Обь-Иртышский бассейн" в перечень мероприятий национальных проектов Российской Федерации "Экология" и "Цифровая экономика Российской Федерации". Апробация его технологий в части станций цифрового контроля за состоянием водных объектов намечена на весну 2022 г. на притоке Томи - реке Ускат в Кемеровской области в рамках пилотного проекта "Цифровой Ускат". В составе разработанного оборудования есть приборы для автоматического отбора проб, которые будут анализировать состав воды примерно по 20 параметрам и сигнализировать о превышении нормативов.