Пандемия в России
Подборка наиболее важных документов по запросу Пандемия в России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Восстановление срока на подачу частной жалобы в гражданском процессе по заявлению стороны
(КонсультантПлюс, 2025)Само по себе введение ограничительных мер в условиях пандемии на территории Российской Федерации не является уважительной причиной для безусловного удовлетворения ходатайства юридического лица о восстановлении пропущенного процессуального срока и не свидетельствует о невозможности подачи частной жалобы в установленный законом срок через электронную интернет-приемную суда - портал ГАС "Правосудие"..."
(КонсультантПлюс, 2025)Само по себе введение ограничительных мер в условиях пандемии на территории Российской Федерации не является уважительной причиной для безусловного удовлетворения ходатайства юридического лица о восстановлении пропущенного процессуального срока и не свидетельствует о невозможности подачи частной жалобы в установленный законом срок через электронную интернет-приемную суда - портал ГАС "Правосудие"..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Права человека и пандемия коронавируса в России
(Дзидзоев Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9
(Дзидзоев Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9
Статья: Анализ проведения миграционной амнистии в России в период пандемии COVID-19
(Лобанова И.К.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)"Административное право и процесс", 2022, N 6
(Лобанова И.К.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)"Административное право и процесс", 2022, N 6
Нормативные акты
Справочная информация: "Коронавирус (COVID-19). Ограничения передвижения и обязательная вакцинация в субъектах Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОРОНАВИРУС (COVID-19). ОГРАНИЧЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОРОНАВИРУС (COVID-19). ОГРАНИЧЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Справочная информация: "Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОРОНАВИРУС (COVID-19). ВВЕДЕНИЕ РЕЖИМА ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОРОНАВИРУС (COVID-19). ВВЕДЕНИЕ РЕЖИМА ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидии, полученные коммерческими организациями на обеспечение непрерывной работы в условиях неблагоприятной экономической ситуации, учитываются как внереализационные доходы. В состав налоговой базы по налогу на прибыль они включаются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. В аналогичном порядке учитывались субсидии из бюджетов субъектов РФ, полученные в течение 2020 г. такими организациями в связи с пандемией COVID-19 (Письма Минфина России от 24.11.2020 N 03-03-06/1/102403, от 23.11.2020 N 03-03-06/1/101865);
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидии, полученные коммерческими организациями на обеспечение непрерывной работы в условиях неблагоприятной экономической ситуации, учитываются как внереализационные доходы. В состав налоговой базы по налогу на прибыль они включаются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. В аналогичном порядке учитывались субсидии из бюджетов субъектов РФ, полученные в течение 2020 г. такими организациями в связи с пандемией COVID-19 (Письма Минфина России от 24.11.2020 N 03-03-06/1/102403, от 23.11.2020 N 03-03-06/1/101865);
Статья: Государство и трудовое право в условиях пандемии COVID-19
(Степанов С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)В статье анализируются основные тенденции трансформации российского трудового законодательства в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.
(Степанов С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)В статье анализируются основные тенденции трансформации российского трудового законодательства в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной защиты граждан в случае потери ими работы. По данным Росстата, на 1 июня 2020 г. уровень безработицы в России составил 6,1% <6>. Право на защиту от безработицы закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, поэтому в период пандемии Правительство РФ приняло дополнительные меры материальной поддержки безработных. В частности, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными <7>. В период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции существенно упрощен порядок обращения граждан, потерявших работу, в органы службы занятости. Граждане в целях поиска подходящей работы смогли обращаться в органы службы занятости дистанционно, а их регистрация органами службы занятости производилась в электронной форме вне зависимости от места их жительства или пребывания на территории РФ. При регистрации граждан в качестве безработных им назначалось пособие по безработице. В апреле - августе 2020 г. гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 г. (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации), пособие по безработице было установлено в максимальном размере 12 130 руб. <8> При этом размер пособия определялся в зависимости от имеющихся у безработного на иждивении детей в возрасте до 18 лет. Максимальный размер пособия по безработице увеличивался на 3 000 руб. за каждого ребенка и выплачивался одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной защиты граждан в случае потери ими работы. По данным Росстата, на 1 июня 2020 г. уровень безработицы в России составил 6,1% <6>. Право на защиту от безработицы закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, поэтому в период пандемии Правительство РФ приняло дополнительные меры материальной поддержки безработных. В частности, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными <7>. В период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции существенно упрощен порядок обращения граждан, потерявших работу, в органы службы занятости. Граждане в целях поиска подходящей работы смогли обращаться в органы службы занятости дистанционно, а их регистрация органами службы занятости производилась в электронной форме вне зависимости от места их жительства или пребывания на территории РФ. При регистрации граждан в качестве безработных им назначалось пособие по безработице. В апреле - августе 2020 г. гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 г. (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации), пособие по безработице было установлено в максимальном размере 12 130 руб. <8> При этом размер пособия определялся в зависимости от имеющихся у безработного на иждивении детей в возрасте до 18 лет. Максимальный размер пособия по безработице увеличивался на 3 000 руб. за каждого ребенка и выплачивался одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
Статья: Федеративная композиция российского бюджетно-финансового суверенитета в контексте конституционно-правовых последствий пандемии COVID-19 и принимаемых нормативных актов
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)В статье анализируется федеративная композиция бюджетно-финансового суверенитета России в контексте влияния последствий пандемии COVID-19 и принимаемых в связи с ее распространением нормативно-правовых актов. Для достижения данной цели исследуются факторы, обусловившие ограничение гарантированных Конституцией РФ основных прав и свобод человека и гражданина в части наделения глав субъектов РФ правом введения режима повышенной готовности (самоизоляции). При этом особо акцентировано внимание на факторе, указывающем на необходимость обеспечения баланса между правами человека и общества с позиции рациональности и соразмерности вводимых ограничений на территории того или иного субъекта РФ. Также оцениваются влияние экстраординарных ограничений и их неизбежная дифференциация на суверенитет в целом и бюджетный федерализм в частности. На основе факторов в совокупности автор отмечает, что сфера суверенитета государства расширилась до практически ничем не ограниченного размера, а субъекты РФ получили широкий перечень бюджетных, нормативных и административных полномочий без обеспечения их соответствующими бюджетно-финансовыми ресурсами. В качестве дополнительных конституционно-правовых последствий пандемии указаны риски принятия регионами решений, выходящих за рамки их компетенции, и рассогласованности действий региональных и федеральных органов государственной власти. С учетом этого автором предложен комплекс конституционно-правовых мер, обеспечивающих, с одной стороны, баланс интересов Федерации и ее субъектов, а с другой - укрепление бюджетной самостоятельности субъектов РФ для выполнения возложенных на них социально ориентированных задач.
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)В статье анализируется федеративная композиция бюджетно-финансового суверенитета России в контексте влияния последствий пандемии COVID-19 и принимаемых в связи с ее распространением нормативно-правовых актов. Для достижения данной цели исследуются факторы, обусловившие ограничение гарантированных Конституцией РФ основных прав и свобод человека и гражданина в части наделения глав субъектов РФ правом введения режима повышенной готовности (самоизоляции). При этом особо акцентировано внимание на факторе, указывающем на необходимость обеспечения баланса между правами человека и общества с позиции рациональности и соразмерности вводимых ограничений на территории того или иного субъекта РФ. Также оцениваются влияние экстраординарных ограничений и их неизбежная дифференциация на суверенитет в целом и бюджетный федерализм в частности. На основе факторов в совокупности автор отмечает, что сфера суверенитета государства расширилась до практически ничем не ограниченного размера, а субъекты РФ получили широкий перечень бюджетных, нормативных и административных полномочий без обеспечения их соответствующими бюджетно-финансовыми ресурсами. В качестве дополнительных конституционно-правовых последствий пандемии указаны риски принятия регионами решений, выходящих за рамки их компетенции, и рассогласованности действий региональных и федеральных органов государственной власти. С учетом этого автором предложен комплекс конституционно-правовых мер, обеспечивающих, с одной стороны, баланс интересов Федерации и ее субъектов, а с другой - укрепление бюджетной самостоятельности субъектов РФ для выполнения возложенных на них социально ориентированных задач.
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<32> Так, Закон Филиппин 2017 г. "О злонамеренном распространении ложных сведений и других связанных с этим нарушениях" определяет ложную информацию как информацию, вызывающую панику, хаос, разногласия, насилие или ненависть, а также информацию, содержащую элементы пропаганды с целью очернить или дискредитировать человека. Согласно Закону Сингапура 2019 г. "О защите от распространения в Интернете фейковой информации и манипуляций" устанавливается уголовная ответственность за публикацию фейковых новостей. В Германии действует Закон 2017 г. Net Enforcement Act (NetzDG). Малайзийский закон Anti-fake news Act 2018 г. предусматривает наказание как за инициацию ложной информации, так и за репосты; fake news - любые новости, информация, сведения и отчеты, которые являются полностью или частично ложными независимо от формата (журнальная, газетная статья; телевизионная программа, видео- или аудиозапись; иной формат, способный передавать слова и мысли) (см.: Щербаков А.Д. Fake news как объект уголовно-правовой регуляции: опыт Малайзии // Международное уголовное право и международная юстиция. 2018. N 4. С. 18 - 21; Ильяшенко А.Н., Хисамова З.И. О некоторых аспектах привлечения к уголовной ответственности за распространение fake news в социальных сетях в условиях пандемии // Российский следователь. 2020. N 9. С. 12 - 15).
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<32> Так, Закон Филиппин 2017 г. "О злонамеренном распространении ложных сведений и других связанных с этим нарушениях" определяет ложную информацию как информацию, вызывающую панику, хаос, разногласия, насилие или ненависть, а также информацию, содержащую элементы пропаганды с целью очернить или дискредитировать человека. Согласно Закону Сингапура 2019 г. "О защите от распространения в Интернете фейковой информации и манипуляций" устанавливается уголовная ответственность за публикацию фейковых новостей. В Германии действует Закон 2017 г. Net Enforcement Act (NetzDG). Малайзийский закон Anti-fake news Act 2018 г. предусматривает наказание как за инициацию ложной информации, так и за репосты; fake news - любые новости, информация, сведения и отчеты, которые являются полностью или частично ложными независимо от формата (журнальная, газетная статья; телевизионная программа, видео- или аудиозапись; иной формат, способный передавать слова и мысли) (см.: Щербаков А.Д. Fake news как объект уголовно-правовой регуляции: опыт Малайзии // Международное уголовное право и международная юстиция. 2018. N 4. С. 18 - 21; Ильяшенко А.Н., Хисамова З.И. О некоторых аспектах привлечения к уголовной ответственности за распространение fake news в социальных сетях в условиях пандемии // Российский следователь. 2020. N 9. С. 12 - 15).
Статья: Автомобильный рынок России: есть ли у банков надежда
(Удалов С., Григорьева Т.)
("Банковское кредитование", 2023, N 1)На рис. 3 представлена картина рынка по месту производства автомобилей. В последние несколько лет до пандемии в России было развито локальное производство автомобилей глобальных брендов, что стимулировалось правительством. В 2022 г. доля иномарок российской сборки снизилась более чем в два раза - с 59 до 28%, объем импорта вырос с 18 до 30% (и здесь снова можно говорить о параллельном импорте).
(Удалов С., Григорьева Т.)
("Банковское кредитование", 2023, N 1)На рис. 3 представлена картина рынка по месту производства автомобилей. В последние несколько лет до пандемии в России было развито локальное производство автомобилей глобальных брендов, что стимулировалось правительством. В 2022 г. доля иномарок российской сборки снизилась более чем в два раза - с 59 до 28%, объем импорта вырос с 18 до 30% (и здесь снова можно говорить о параллельном импорте).