Пандемия авиаперевозка
Подборка наиболее важных документов по запросу Пандемия авиаперевозка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Один пояс, один путь": проблемы международного сотрудничества в области железнодорожного транспорта
(Чжан Ли Ин)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Европейские и азиатские государства высоко оценивают значение железнодорожного сообщения для евроазиатской межрегиональной торговли и стимулирующее влияние объединения евразийских транспортных сетей на развитие грузоперевозок <1>. Статистические данные показывают, что укрепление межгосударственных связей является эффективным методом содействия мировой торговле и стимулирует рост экономики <2>. Сообщение Китай - Европа - одно из постоянно используемых направлений перевозок в евразийской международной торговле: преимущество железнодорожных грузоперевозок заключается в том, что их скорость значительно выше по сравнению с морскими перевозками <3>, срок железнодорожных перевозок по маршруту Китай - Европа короче почти на 20 дней, кроме того, железнодорожные перевозки обычно не зависят от погодных условий. Так, в 2019 г. состоялось 8 225 рейсов сообщением Китай - Европа, что на 29% больше, чем в предыдущем периоде, было отгружено 725 тыс. контейнеров, что больше прошлых показателей на 34%, а общий коэффициент загрузки контейнеров достиг 94% <4>. Выбор способа международной транспортной логистики приобрел большое значение в условиях пандемии коронавируса в 2020 г., когда морские и воздушные перевозки были ограничены, а влияние карантина на сообщение Китай - Европа оказалось сравнительно небольшим. Например, в период пандемии количество рейсов сообщением Китай - Европа из г. Сиань составило 736, показав рост на 144% по сравнению с аналогичным периодом, а количество обратных рейсов в г. Хэфей выросло на 90% <5>.
(Чжан Ли Ин)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Европейские и азиатские государства высоко оценивают значение железнодорожного сообщения для евроазиатской межрегиональной торговли и стимулирующее влияние объединения евразийских транспортных сетей на развитие грузоперевозок <1>. Статистические данные показывают, что укрепление межгосударственных связей является эффективным методом содействия мировой торговле и стимулирует рост экономики <2>. Сообщение Китай - Европа - одно из постоянно используемых направлений перевозок в евразийской международной торговле: преимущество железнодорожных грузоперевозок заключается в том, что их скорость значительно выше по сравнению с морскими перевозками <3>, срок железнодорожных перевозок по маршруту Китай - Европа короче почти на 20 дней, кроме того, железнодорожные перевозки обычно не зависят от погодных условий. Так, в 2019 г. состоялось 8 225 рейсов сообщением Китай - Европа, что на 29% больше, чем в предыдущем периоде, было отгружено 725 тыс. контейнеров, что больше прошлых показателей на 34%, а общий коэффициент загрузки контейнеров достиг 94% <4>. Выбор способа международной транспортной логистики приобрел большое значение в условиях пандемии коронавируса в 2020 г., когда морские и воздушные перевозки были ограничены, а влияние карантина на сообщение Китай - Европа оказалось сравнительно небольшим. Например, в период пандемии количество рейсов сообщением Китай - Европа из г. Сиань составило 736, показав рост на 144% по сравнению с аналогичным периодом, а количество обратных рейсов в г. Хэфей выросло на 90% <5>.
Статья: Реструктуризация "квазисуверенного" долга: международно-правовой дискурс
(Радченко Ю.А.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В 2015 году Garuda Indonesia выпустила сукук сроком на пять лет на сумму около 500 млн долл. США с доходностью 5,95% годовых. Этот сукук должен был быть погашен 3 июня 2020 г. Однако авиаперевозчик сильно пострадал из-за экономических последствий пандемии COVID-19, от введенных санитарных ограничений и избежал дефолта по сукук в 2020 г. только посредством достижения соглашения с кредиторами о продлении срока выплат по ним на три года. Тем не менее нормализовать долговую ситуацию авиакомпании это не помогло.
(Радченко Ю.А.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В 2015 году Garuda Indonesia выпустила сукук сроком на пять лет на сумму около 500 млн долл. США с доходностью 5,95% годовых. Этот сукук должен был быть погашен 3 июня 2020 г. Однако авиаперевозчик сильно пострадал из-за экономических последствий пандемии COVID-19, от введенных санитарных ограничений и избежал дефолта по сукук в 2020 г. только посредством достижения соглашения с кредиторами о продлении срока выплат по ним на три года. Тем не менее нормализовать долговую ситуацию авиакомпании это не помогло.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р
(ред. от 06.11.2024)
<О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года>Важнейшим фактором влияния на транспортную отрасль стала пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), приведшая к шоковому сжатию спроса в одних сегментах рынка (пассажирские перевозки) и способствовавшая развитию других (транзитные контейнерные перевозки, грузовые воздушные перевозки, онлайн-торговля).
(ред. от 06.11.2024)
<О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года>Важнейшим фактором влияния на транспортную отрасль стала пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), приведшая к шоковому сжатию спроса в одних сегментах рынка (пассажирские перевозки) и способствовавшая развитию других (транзитные контейнерные перевозки, грузовые воздушные перевозки, онлайн-торговля).
"Отдельные вопросы составления консолидированной финансовой отчетности организаций, связанные с условиями деятельности в 2020 г."Организации, которые определили, что их деятельность сосредоточена в регионах или отраслях, затронутых пандемией (например, авиаперевозки, туризм и гостиничный бизнес), и которые ранее не раскрывали информацию о концентрациях риска, поскольку полагали, что организация не подвержена риску значительного влияния в ближайшем будущем, теперь должны рассмотреть необходимость раскрытия такой информации. Организации, которые идентифицировали концентрации риска в регионах или отраслях, затронутых пандемией, и которые ранее не раскрывали такую информацию, теперь должны рассмотреть возможность раскрытия такой информации.
Статья: Особенности международно-правового регулирования воздушных сообщений и правила ВТО
(Баталов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В 80-е и особенно в 90-е гг. XX в. на фоне расширения туризма и интенсификации экономических, культурных, научных и иных связей между государствами и соответствующего увеличения спроса на услуги воздушного транспорта, технического совершенствования и повышения безопасности авиационной техники и авиационной инфраструктуры появились тенденции к ослаблению мер государственного воздействия на деятельность авиатранспортной отрасли и ее постепенной либерализации за счет распространения на нее рыночных отношений. Переход от системы жесткого регулирования воздушного транспорта к более либеральному режиму сопровождался как постепенной приватизацией национальных авиапредприятий, так и образованием значительного числа частных авиакомпаний. Как следствие, многие авиапредприятия получали более широкий доступ к рынкам международных авиаперевозок, дополнительные возможности по обслуживанию пассажиров, что исключало установление монопольно высоких цен на авиабилеты и способствовало повышению качества и объема предоставляемых услуг. При этом сегодня деятельность авиапредприятий значительно усложняется под влиянием таких факторов, как усиление конкуренции, увеличение эксплуатационных расходов, мировой финансовый кризис, пандемия COVID-19, установление более жестких требований в отношении охраны окружающей среды и безопасности полетов.
(Баталов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В 80-е и особенно в 90-е гг. XX в. на фоне расширения туризма и интенсификации экономических, культурных, научных и иных связей между государствами и соответствующего увеличения спроса на услуги воздушного транспорта, технического совершенствования и повышения безопасности авиационной техники и авиационной инфраструктуры появились тенденции к ослаблению мер государственного воздействия на деятельность авиатранспортной отрасли и ее постепенной либерализации за счет распространения на нее рыночных отношений. Переход от системы жесткого регулирования воздушного транспорта к более либеральному режиму сопровождался как постепенной приватизацией национальных авиапредприятий, так и образованием значительного числа частных авиакомпаний. Как следствие, многие авиапредприятия получали более широкий доступ к рынкам международных авиаперевозок, дополнительные возможности по обслуживанию пассажиров, что исключало установление монопольно высоких цен на авиабилеты и способствовало повышению качества и объема предоставляемых услуг. При этом сегодня деятельность авиапредприятий значительно усложняется под влиянием таких факторов, как усиление конкуренции, увеличение эксплуатационных расходов, мировой финансовый кризис, пандемия COVID-19, установление более жестких требований в отношении охраны окружающей среды и безопасности полетов.
Статья: "Озеленение" полетов: как экологизация правового регулирования воздушных сообщений влияет на международное воздушное право?
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Изначально цель CORSIA состояла в сдерживании выбросов углекислого газа на уровне 2019 и 2020 годов, но пандемия COVID-19 внесла свои коррективы. Сокращение количества международных полетов привело к тому, что уровень выбросов оказался гораздо ниже, чем ожидалось на момент согласования CORSIA. Кроме того, при определении объема компенсационных обязательств учитывается общий коэффициент роста в секторе за год. Следовательно, итоговый объем обязательств эксплуатантов зависел от темпов восстановления рынков воздушных перевозок в постковидный период. Подобная методология расчета могла привести к наложению на эксплуатантов неадекватно низких или высоких компенсационных обязательств. В итоге было решено использовать уровни эмиссии углекислого газа за 2019 год в качестве базового уровня CORSIA на экспериментальном этапе и 85% от уровня эмиссии этого же года на первом и втором этапах <9>.
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Изначально цель CORSIA состояла в сдерживании выбросов углекислого газа на уровне 2019 и 2020 годов, но пандемия COVID-19 внесла свои коррективы. Сокращение количества международных полетов привело к тому, что уровень выбросов оказался гораздо ниже, чем ожидалось на момент согласования CORSIA. Кроме того, при определении объема компенсационных обязательств учитывается общий коэффициент роста в секторе за год. Следовательно, итоговый объем обязательств эксплуатантов зависел от темпов восстановления рынков воздушных перевозок в постковидный период. Подобная методология расчета могла привести к наложению на эксплуатантов неадекватно низких или высоких компенсационных обязательств. В итоге было решено использовать уровни эмиссии углекислого газа за 2019 год в качестве базового уровня CORSIA на экспериментальном этапе и 85% от уровня эмиссии этого же года на первом и втором этапах <9>.
Вопрос: Отказ в возврате провозной платы авиакомпанией в связи с вынужденным отказом от перевозки и принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N 991.
("Официальный сайт Ространснадзора", 2021)Постановление устанавливает обязанность перевозчика принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
("Официальный сайт Ространснадзора", 2021)Постановление устанавливает обязанность перевозчика принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Статья: Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)1) от 06.07.2020 N 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее - Постановление N 991);
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)1) от 06.07.2020 N 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее - Постановление N 991);
Статья: Налогообложение туризма: белорусский опыт
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)Возможность государственной поддержки отрасли туризма и индустрии гостеприимства реализовывалась в рамках проводимой политики восстановления наиболее пострадавших отраслей от COVID-19. Меры поддержки предусматривали как прямое субсидирование и выделение дотаций сектору туризма и обслуживающим отраслям, например общественному питанию, гостиничному бизнесу, авиаперевозкам и другим, так и применение различных налоговых механизмов.
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)Возможность государственной поддержки отрасли туризма и индустрии гостеприимства реализовывалась в рамках проводимой политики восстановления наиболее пострадавших отраслей от COVID-19. Меры поддержки предусматривали как прямое субсидирование и выделение дотаций сектору туризма и обслуживающим отраслям, например общественному питанию, гостиничному бизнесу, авиаперевозкам и другим, так и применение различных налоговых механизмов.
Статья: Проблемы управления налогом на добавленную стоимость и антикризисные меры по их решению: оптимизация ставок и улучшение администрирования НДС
(Манушин Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)4. Поощрять компании, реализующие установки российских властей (обычно в нескольких выбранных направлениях). Льготы по ставкам НДС прямо указывают на господдержку малого бизнеса, книгопечатания и детей, обеспечение продовольственной безопасности, уменьшение стоимости лекарств, развитие IT-сферы, снижение влияния пандемии COVID-19 и санкций <21>, поддержку экспортеров (в период санкций она усилилась).
(Манушин Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)4. Поощрять компании, реализующие установки российских властей (обычно в нескольких выбранных направлениях). Льготы по ставкам НДС прямо указывают на господдержку малого бизнеса, книгопечатания и детей, обеспечение продовольственной безопасности, уменьшение стоимости лекарств, развитие IT-сферы, снижение влияния пандемии COVID-19 и санкций <21>, поддержку экспортеров (в период санкций она усилилась).
Статья: Развитие внутреннего туризма и рекреационного природопользования - актуальная социально-экономическая задача Российской Федерации
(Севастьянов Д.В., Коростелев Е.М., Зелюткина Л.О.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)В 2020 г. мир вступил в период стремительных преобразований и трансформаций, связанных с серьезными изменениями в социально-экономической сфере стран и народов мира. Эти изменения, связанные с развитием коронавирусной пандемии, коснулись всех сторон жизни общества. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с целью противодействия распространению инфекции большинство стран закрыли границы, ужесточили санитарные требования к въезжающим и выезжающим туристам, к посещению общественных мероприятий.
(Севастьянов Д.В., Коростелев Е.М., Зелюткина Л.О.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)В 2020 г. мир вступил в период стремительных преобразований и трансформаций, связанных с серьезными изменениями в социально-экономической сфере стран и народов мира. Эти изменения, связанные с развитием коронавирусной пандемии, коснулись всех сторон жизни общества. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с целью противодействия распространению инфекции большинство стран закрыли границы, ужесточили санитарные требования к въезжающим и выезжающим туристам, к посещению общественных мероприятий.
Статья: Ковид и практика бизнеса - советы компаниям
(Чуйков Я.)
("Административное право", 2021, N 4)Безусловно, от ковидных ограничений больше всего пострадала сфера услуг, гостиничный бизнес и авиаперевозчики. Вирус перекроил абсолютно все сферы жизни общества, внеся разбалансировку и в уже имеющиеся взаимоотношения бизнеса. В этой связи вопросы, связанные с ведением бизнеса в новой реальности, встают по-особенному остро.
(Чуйков Я.)
("Административное право", 2021, N 4)Безусловно, от ковидных ограничений больше всего пострадала сфера услуг, гостиничный бизнес и авиаперевозчики. Вирус перекроил абсолютно все сферы жизни общества, внеся разбалансировку и в уже имеющиеся взаимоотношения бизнеса. В этой связи вопросы, связанные с ведением бизнеса в новой реальности, встают по-особенному остро.
Статья: Туризм в Германии сегодня: социальные и правовые аспекты
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Ниже приводимые статистические данные, полученные Книс из различных авторитетных источников, дают, на наш взгляд, определенное представление об особенностях поведения немцев как потребителей туристических услуг. Так, начиная с 2022 г., среднестатистический немец начинает подготовку к отпуску, как правило, с онлайн-бронирования тура не иначе как со своего дивана, при этом заметно снижается число заказов через непосредственный контакт с турфирмами. Этот факт подтверждается данными статистики: в 2023 г. онлайн-бронирование туров продолжительностью более 5 дней использовали 51,3% немцев, личный контакт - 37,2%, телефон - 13,7%, e-mail - 13,7%, почтовое письмо или факс - 0,5%. Следует отметить и тот факт, что все большее число немцев (48%) стали отдавать предпочтение пакетным турам. Это означает, что всю организацию путешествия (приобретение билетов, бронирование гостиниц, оформление визы и страховки, подбор достопримечательностей, составление плана передвижений и т.п.) они склонны доверить специалистам туриндустрии, а не возложить на собственные плечи. При этом самым популярным поставщиком турпакетов является портал TUI (https://www.tuigroup.com), принадлежащий немецкой туристической компании Touristik Union International, штаб-квартира которой находится в г. Ганновере (земля Нижняя Саксония). Возрос интерес и к модульным турам, представляющим собой серию туров по стране или отдельному региону, которые бронируются последовательно. Для поездки на место отдыха большинство немцев в 2023 году предпочли самолет (46,8%), несмотря на угрызения совести по поводу вреда авиаперевозок для экологии. Наоборот, снизилось до 41% число граждан, предпочитающих для передвижения легковой автомобиль или кемпер (автодом). Автобусы предпочли 5% респондентов, а железную дорогу только 4,7%. Что касается мест проживания в период путешествия, то большая часть немцев (52,8%) после перенесенных в пандемию неудобств выбрала комфорт, т.е. размещение в отеле, гостинице или пансионате. Доля домов и квартир, сдаваемых в аренду в период отпусков, снизилась на 2%, их использовали только 23,3% путешественников. Кемпинг (проживание на открытом воздухе), который был очень популярен в период эпидемии коронавируса как возможность изоляции от контактов между людьми, предпочли лишь 5,7% граждан. Согласно данным аналитической ассоциации в области отдыха и путешествий Statista Consumer Insights в Германии самым популярным порталом для бронирования мест проживания является Booking.com (https://www.booking.com). По причине стремления немцев к высококачественному отдыху в период отпусков как компенсации за пережитое в пандемию, настоящий бум сегодня переживает рынок элитного туризма. Он доступен семьям, чей чистый доход превышает 5000 евро в месяц. Из этой категории населения в 2023 г. 15% туристов потратили на отпуск более 5000 евро на человека.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Ниже приводимые статистические данные, полученные Книс из различных авторитетных источников, дают, на наш взгляд, определенное представление об особенностях поведения немцев как потребителей туристических услуг. Так, начиная с 2022 г., среднестатистический немец начинает подготовку к отпуску, как правило, с онлайн-бронирования тура не иначе как со своего дивана, при этом заметно снижается число заказов через непосредственный контакт с турфирмами. Этот факт подтверждается данными статистики: в 2023 г. онлайн-бронирование туров продолжительностью более 5 дней использовали 51,3% немцев, личный контакт - 37,2%, телефон - 13,7%, e-mail - 13,7%, почтовое письмо или факс - 0,5%. Следует отметить и тот факт, что все большее число немцев (48%) стали отдавать предпочтение пакетным турам. Это означает, что всю организацию путешествия (приобретение билетов, бронирование гостиниц, оформление визы и страховки, подбор достопримечательностей, составление плана передвижений и т.п.) они склонны доверить специалистам туриндустрии, а не возложить на собственные плечи. При этом самым популярным поставщиком турпакетов является портал TUI (https://www.tuigroup.com), принадлежащий немецкой туристической компании Touristik Union International, штаб-квартира которой находится в г. Ганновере (земля Нижняя Саксония). Возрос интерес и к модульным турам, представляющим собой серию туров по стране или отдельному региону, которые бронируются последовательно. Для поездки на место отдыха большинство немцев в 2023 году предпочли самолет (46,8%), несмотря на угрызения совести по поводу вреда авиаперевозок для экологии. Наоборот, снизилось до 41% число граждан, предпочитающих для передвижения легковой автомобиль или кемпер (автодом). Автобусы предпочли 5% респондентов, а железную дорогу только 4,7%. Что касается мест проживания в период путешествия, то большая часть немцев (52,8%) после перенесенных в пандемию неудобств выбрала комфорт, т.е. размещение в отеле, гостинице или пансионате. Доля домов и квартир, сдаваемых в аренду в период отпусков, снизилась на 2%, их использовали только 23,3% путешественников. Кемпинг (проживание на открытом воздухе), который был очень популярен в период эпидемии коронавируса как возможность изоляции от контактов между людьми, предпочли лишь 5,7% граждан. Согласно данным аналитической ассоциации в области отдыха и путешествий Statista Consumer Insights в Германии самым популярным порталом для бронирования мест проживания является Booking.com (https://www.booking.com). По причине стремления немцев к высококачественному отдыху в период отпусков как компенсации за пережитое в пандемию, настоящий бум сегодня переживает рынок элитного туризма. Он доступен семьям, чей чистый доход превышает 5000 евро в месяц. Из этой категории населения в 2023 г. 15% туристов потратили на отпуск более 5000 евро на человека.
Вопрос: Поясните особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, порядок и сроки возврата провозной платы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N 991 об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира.
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)Постановление Правительства устанавливает обязанность перевозчика принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)Постановление Правительства устанавливает обязанность перевозчика принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).