Памятник природы колмаковский парк
Подборка наиболее важных документов по запросу Памятник природы колмаковский парк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим природоохранных зон
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве примера можно привести земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве примера можно привести земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Статья: Открытый огонь: понятие, порядок использования, требования пожарной безопасности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также на региональном уровне могут устанавливаться территории, на которых действуют ограничение или запрет на использование открытого огня. Так, согласно п. 6 ч. 2 ст. 24 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве" на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе разведение костров, проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы (например, Постановление Правительства Москвы от 23.10.2020 N 1808-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Измайлово" и памятниках природы, расположенных в ее границах").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также на региональном уровне могут устанавливаться территории, на которых действуют ограничение или запрет на использование открытого огня. Так, согласно п. 6 ч. 2 ст. 24 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве" на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе разведение костров, проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы (например, Постановление Правительства Москвы от 23.10.2020 N 1808-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Измайлово" и памятниках природы, расположенных в ее границах").
Статья: Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Федеральный закон об ООПТ определяет режим государственных природных заповедников, заказников, памятников природы, национальных и природных парков, ботанических садов и дендрологических памятников, в основе которого лежат ограничения и запреты на использование земель и других природных ресурсов. ЗК РФ допускает в отдельных случаях включение в земли национальных и природных парков земельных участков иных пользователей, в том числе частных собственников. Хозяйственная деятельность правообладателей земельных участков ограничивается целями ООПТ. На землях ООПТ федерального значения запрещаются:
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Федеральный закон об ООПТ определяет режим государственных природных заповедников, заказников, памятников природы, национальных и природных парков, ботанических садов и дендрологических памятников, в основе которого лежат ограничения и запреты на использование земель и других природных ресурсов. ЗК РФ допускает в отдельных случаях включение в земли национальных и природных парков земельных участков иных пользователей, в том числе частных собственников. Хозяйственная деятельность правообладателей земельных участков ограничивается целями ООПТ. На землях ООПТ федерального значения запрещаются:
Статья: Проблемы развития экологического законодательства в контексте задач национального проекта "Экология"
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2019, N 1)На оценку правовой обоснованности упрощения размещения линейных объектов на земельных участках в границах ООПТ влияет и правовой режим конкретных категорий ООПТ. Так, согласно ст. 21 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Статьей 15 того же Федерального закона в границах национального парка запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, включая заготовку древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд). При этом деятельность по очистке трасс прохождения линий электропередачи действующим лесным законодательством признается заготовкой древесины <19>, что делает невозможным соблюдение условий эксплуатации ЛЭП в границах названной ООПТ.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2019, N 1)На оценку правовой обоснованности упрощения размещения линейных объектов на земельных участках в границах ООПТ влияет и правовой режим конкретных категорий ООПТ. Так, согласно ст. 21 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Статьей 15 того же Федерального закона в границах национального парка запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, включая заготовку древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд). При этом деятельность по очистке трасс прохождения линий электропередачи действующим лесным законодательством признается заготовкой древесины <19>, что делает невозможным соблюдение условий эксплуатации ЛЭП в границах названной ООПТ.
Статья: Земельный участок как объект гражданского оборота: вопросы теории и практики
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)4. Земли особоохраняемых территорий и объектов. Ядром данной категории земель являются особоохраняемые природные территории (далее - ООПТ). При этом заповедники и национальные парки изъяты из гражданского оборота; другие разновидности ООПТ (заказники, памятники природы и т.д.) в обороте ограничены. В состав данной категории земель входит еще 4 субкатегории: земли природоохранного назначения; историко-культурного назначения; рекреационного назначения и особо ценные земли. Земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, ограничены в обороте. В отношении остальных субкатегорий ст. 27 ЗК РФ не содержит никаких указаний. Это позволяет предположить, что, например, земельные участки в составе субкатегории земель рекреационного назначения (занятые туристическими базами, детскими лагерями и т.д.) свободны в обороте. В свою очередь, участки в составе субкатегории земель природоохранного назначения (занятые защитными лесами) относятся к объектам, ограниченным в гражданском обороте.
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)4. Земли особоохраняемых территорий и объектов. Ядром данной категории земель являются особоохраняемые природные территории (далее - ООПТ). При этом заповедники и национальные парки изъяты из гражданского оборота; другие разновидности ООПТ (заказники, памятники природы и т.д.) в обороте ограничены. В состав данной категории земель входит еще 4 субкатегории: земли природоохранного назначения; историко-культурного назначения; рекреационного назначения и особо ценные земли. Земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, ограничены в обороте. В отношении остальных субкатегорий ст. 27 ЗК РФ не содержит никаких указаний. Это позволяет предположить, что, например, земельные участки в составе субкатегории земель рекреационного назначения (занятые туристическими базами, детскими лагерями и т.д.) свободны в обороте. В свою очередь, участки в составе субкатегории земель природоохранного назначения (занятые защитными лесами) относятся к объектам, ограниченным в гражданском обороте.
Статья: Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях: рекреационная деятельность и охрана окружающей среды
(Клюканова Л.Г.)
("Закон", 2023, N 10)Важнейшим фактором, который имеет принципиальное значение для организации экологического туризма на ООПТ, является правовой режим ее охраны и использования - ООПТ различаются по категориям исходя из особенностей их режима. Закон N 33-ФЗ называет такие категории ООПТ, как: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады. Законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Сообразно этому туризм на ООПТ осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны.
(Клюканова Л.Г.)
("Закон", 2023, N 10)Важнейшим фактором, который имеет принципиальное значение для организации экологического туризма на ООПТ, является правовой режим ее охраны и использования - ООПТ различаются по категориям исходя из особенностей их режима. Закон N 33-ФЗ называет такие категории ООПТ, как: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады. Законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Сообразно этому туризм на ООПТ осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны.
Статья: Правовая охрана георазнообразия
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)В научной литературе показывается, что уже в 2013 г. охранные зоны ООПТ федерального значения в основном были установлены <15>. По сведениям, имеющимся в ИАС ООПТ РФ, охранные зоны действительно установлены у государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения.
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)В научной литературе показывается, что уже в 2013 г. охранные зоны ООПТ федерального значения в основном были установлены <15>. По сведениям, имеющимся в ИАС ООПТ РФ, охранные зоны действительно установлены у государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения.
"Налоговые льготы"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Акимова Е.В.)
(под ред. Т.В. Гороховой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2016)4) автономных, бюджетных и казенных учреждений г. Москвы и внутригородских муниципальных образований в г. Москве и организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, - в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Акимова Е.В.)
(под ред. Т.В. Гороховой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2016)4) автономных, бюджетных и казенных учреждений г. Москвы и внутригородских муниципальных образований в г. Москве и организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, - в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Законе N 33-ФЗ перечисляются категории рассматриваемых территорий, а также закрепляется, что законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий местного значения (ч. 3 ст. 2). Например, в Московской области определены следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения: особо охраняемые водные объекты, природные рекреационные комплексы, природные резерваты, памятники живой природы, ландшафтные парки <1>. В Республике Коми к таким территориям отнесены охраняемые культурно-рекреационные ландшафты и охраняемые природные местности <2>, в Республике Саха (Якутия) - ресурсные резерваты, уникальные озера <3>, в Республике Северная Осетия - Алания - природные рекреационные зоны и природные достопримечательности (включают такие природные объекты, как места массовых скоплений животных, размножения редких видов животных, массового произрастания видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Северная Осетия - Алания, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, деревья и лианы причудливых форм, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, культовые объекты природного происхождения и т.п.) <4>, в Республике Татарстан - рекреационные местности (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, используемые для отдыха и туризма, оздоровления населения и занятые городскими лесами, скверами, парками, садово-парковыми ансамблями) и природные микрозаказники (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, имеющие особо важное значение для обитания диких животных и особо ценных видов растений, сохранения редких и исчезающих видов диких животных и растений с локальным характером распространения, а также земельные участки, на которых расположены одиночные природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение) <5>, в Республике Хакасия - природные комплексы (в том числе природные ландшафты, природные рекреационные комплексы) и природные объекты (в том числе деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, памятники живой природы, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты) <6>, в Забайкальском крае - микрозаказники (незначительные по площади территории (акватории), имеющие особо важное значение для функционирования отдельных природных группировок животных и особо ценных видов растений, сохранения и восстановления численности редких и исчезающих видов животных и растений с "точечным" характером распространения, а также сохранения особо ценных объектов геологического наследия и природно-культовых урочищ), охраняемые водные объекты, охраняемые зеленые зоны (территории, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, расположенные за пределами границ населенных пунктов и выполняющие природоохранные, санитарно-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, рекреационные функции), лесопарковые зоны населенных пунктов <7>, в Ярославской области - туристско-рекреационные местности, природные резерваты, природно-культурные местности, болотные комплексы, парки <8> и т.д.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Законе N 33-ФЗ перечисляются категории рассматриваемых территорий, а также закрепляется, что законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий местного значения (ч. 3 ст. 2). Например, в Московской области определены следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения: особо охраняемые водные объекты, природные рекреационные комплексы, природные резерваты, памятники живой природы, ландшафтные парки <1>. В Республике Коми к таким территориям отнесены охраняемые культурно-рекреационные ландшафты и охраняемые природные местности <2>, в Республике Саха (Якутия) - ресурсные резерваты, уникальные озера <3>, в Республике Северная Осетия - Алания - природные рекреационные зоны и природные достопримечательности (включают такие природные объекты, как места массовых скоплений животных, размножения редких видов животных, массового произрастания видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Северная Осетия - Алания, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, деревья и лианы причудливых форм, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, культовые объекты природного происхождения и т.п.) <4>, в Республике Татарстан - рекреационные местности (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, используемые для отдыха и туризма, оздоровления населения и занятые городскими лесами, скверами, парками, садово-парковыми ансамблями) и природные микрозаказники (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, имеющие особо важное значение для обитания диких животных и особо ценных видов растений, сохранения редких и исчезающих видов диких животных и растений с локальным характером распространения, а также земельные участки, на которых расположены одиночные природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение) <5>, в Республике Хакасия - природные комплексы (в том числе природные ландшафты, природные рекреационные комплексы) и природные объекты (в том числе деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, памятники живой природы, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты) <6>, в Забайкальском крае - микрозаказники (незначительные по площади территории (акватории), имеющие особо важное значение для функционирования отдельных природных группировок животных и особо ценных видов растений, сохранения и восстановления численности редких и исчезающих видов животных и растений с "точечным" характером распространения, а также сохранения особо ценных объектов геологического наследия и природно-культовых урочищ), охраняемые водные объекты, охраняемые зеленые зоны (территории, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, расположенные за пределами границ населенных пунктов и выполняющие природоохранные, санитарно-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, рекреационные функции), лесопарковые зоны населенных пунктов <7>, в Ярославской области - туристско-рекреационные местности, природные резерваты, природно-культурные местности, болотные комплексы, парки <8> и т.д.
"Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Дворецкий В.Р., Межуева Т.Н., Либерман К.А., Долгополов О.И., Феоктистов И.А., Филина Ф.Н.)
(под ред. А.В. Касьянова, Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)г) автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, - в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Дворецкий В.Р., Межуева Т.Н., Либерман К.А., Долгополов О.И., Феоктистов И.А., Филина Ф.Н.)
(под ред. А.В. Касьянова, Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)г) автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, - в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
Статья: О типичных нарушениях законодательства в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий
(Бердинских С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)Статья 262 "Нарушение режима ООПТ и природных объектов" УК РФ гласит, что нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
(Бердинских С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)Статья 262 "Нарушение режима ООПТ и природных объектов" УК РФ гласит, что нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.