Паломническая деятельность
Подборка наиболее важных документов по запросу Паломническая деятельность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие некоммерческих организаций в гражданском обороте: проблемы правового обеспечения
(Сойфер Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)Также вряд ли имеются достаточные основания для распространения законодательных положений, применимых к осуществляющим предпринимательскую деятельность лицам, на паломническую деятельность религиозных организаций, под которой понимается деятельность по организации паломнических поездок; по установлению, поддержанию и развитию международных связей и контактов в целях их организации. Подобная деятельность, которая может осуществляться на возмездной и безвозмездной основе, предполагает организацию размещения, питания, транспортного обслуживания, сопровождения паломников, включая услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников и может осуществляться религиозной организацией непосредственно или путем создания организаций, с привлечением или без привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на осуществление туроператорской деятельности и (или) турагентской деятельности (ст. 17.1 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). При возмездном характере соответствующих отношений паломническая деятельность будет формально приносить доход, однако взимание платы с паломника может быть обусловлено необходимостью компенсации связанных с организацией поездки расходов, оплатой предоставляемых другими лицами услуг и т.п. Кроме того, исходя из целей и содержания паломнической деятельности, а также наделения религиозных организаций исключительным правом на ее осуществление, представляется необоснованным ставить ее в один ряд с предпринимательской деятельностью: она во всех случаях должна квалифицироваться как основная деятельность религиозной организации.
(Сойфер Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)Также вряд ли имеются достаточные основания для распространения законодательных положений, применимых к осуществляющим предпринимательскую деятельность лицам, на паломническую деятельность религиозных организаций, под которой понимается деятельность по организации паломнических поездок; по установлению, поддержанию и развитию международных связей и контактов в целях их организации. Подобная деятельность, которая может осуществляться на возмездной и безвозмездной основе, предполагает организацию размещения, питания, транспортного обслуживания, сопровождения паломников, включая услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников и может осуществляться религиозной организацией непосредственно или путем создания организаций, с привлечением или без привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на осуществление туроператорской деятельности и (или) турагентской деятельности (ст. 17.1 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). При возмездном характере соответствующих отношений паломническая деятельность будет формально приносить доход, однако взимание платы с паломника может быть обусловлено необходимостью компенсации связанных с организацией поездки расходов, оплатой предоставляемых другими лицами услуг и т.п. Кроме того, исходя из целей и содержания паломнической деятельности, а также наделения религиозных организаций исключительным правом на ее осуществление, представляется необоснованным ставить ее в один ряд с предпринимательской деятельностью: она во всех случаях должна квалифицироваться как основная деятельность религиозной организации.
Статья: К вопросу: культура и экскурсия - экономика и право
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 3)Что касается новелл законодательства, о которых мы упомянули выше, то это, как известно: нормы, касающиеся гражданства РФ; введение обязательной аттестации экскурсоводов <28> сроком на пять лет с последующей переаттестацией; создание единого федерального реестра их учета, а также разработка формы аттестата и нагрудной идентификационной карточки; введение нормы о соответствующей государственной пошлине; создание специальных аттестационных комиссий органами государственной власти субъектов РФ в сфере туризма; организация и осуществление государственного контроля за соответствующими лицами (в том числе предусматривается установление административной ответственности); обязанность осуществлять деятельность только в одном субъекте РФ либо необходимость проходить аттестацию с обязательным участием членов комиссий из других субъектов страны (с обозначением маршрута); требование к порядку и критериям аттестации. Уже в Федеральном законе закреплены как обязательные - наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования; наличие дополнительного профессионального образования в соответствии с предполагаемым профилем, за исключением наличия полученного образования в сфере туризма по программам, включающим соответствующие дисциплины (модули); норма о владении языком, на котором будет вестись экскурсия, а также установление правил оказания экскурсионных услуг; соответствие требованиям Правительства РФ в отношении порядка и критериев аттестации. Однако в Законе сделаны и некоторые исключения для экскурсоводов, состоящих в трудовых отношениях с религиозными организациями (заметим, что в данном случае не предъявлены требования ни к образованию, ни к профессионализму, несмотря на то, что экскурсии на религиозные темы и в рамках паломнической деятельности также могут затрагивать общие и частные вопросы, касающиеся как естественных, технических, так и гуманитарных наук); в отношении лиц, осуществляющих показ на объектах и состоящих в трудовых или гражданско-правовых отношениях с владельцами указанных объектов (отметим, законодатель четко не конкретизирует, какие именно имеются в виду объекты, какой формы собственности, ведомственной принадлежности и прочие характеристики); также исключение сделано для показов в рамках образовательной деятельности.
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 3)Что касается новелл законодательства, о которых мы упомянули выше, то это, как известно: нормы, касающиеся гражданства РФ; введение обязательной аттестации экскурсоводов <28> сроком на пять лет с последующей переаттестацией; создание единого федерального реестра их учета, а также разработка формы аттестата и нагрудной идентификационной карточки; введение нормы о соответствующей государственной пошлине; создание специальных аттестационных комиссий органами государственной власти субъектов РФ в сфере туризма; организация и осуществление государственного контроля за соответствующими лицами (в том числе предусматривается установление административной ответственности); обязанность осуществлять деятельность только в одном субъекте РФ либо необходимость проходить аттестацию с обязательным участием членов комиссий из других субъектов страны (с обозначением маршрута); требование к порядку и критериям аттестации. Уже в Федеральном законе закреплены как обязательные - наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования; наличие дополнительного профессионального образования в соответствии с предполагаемым профилем, за исключением наличия полученного образования в сфере туризма по программам, включающим соответствующие дисциплины (модули); норма о владении языком, на котором будет вестись экскурсия, а также установление правил оказания экскурсионных услуг; соответствие требованиям Правительства РФ в отношении порядка и критериев аттестации. Однако в Законе сделаны и некоторые исключения для экскурсоводов, состоящих в трудовых отношениях с религиозными организациями (заметим, что в данном случае не предъявлены требования ни к образованию, ни к профессионализму, несмотря на то, что экскурсии на религиозные темы и в рамках паломнической деятельности также могут затрагивать общие и частные вопросы, касающиеся как естественных, технических, так и гуманитарных наук); в отношении лиц, осуществляющих показ на объектах и состоящих в трудовых или гражданско-правовых отношениях с владельцами указанных объектов (отметим, законодатель четко не конкретизирует, какие именно имеются в виду объекты, какой формы собственности, ведомственной принадлежности и прочие характеристики); также исключение сделано для показов в рамках образовательной деятельности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О свободе совести и о религиозных объединениях"Статья 17.1. Паломническая деятельность
(ред. от 31.07.2025)
"О свободе совести и о религиозных объединениях"Статья 17.1. Паломническая деятельность
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Действие настоящего Федерального закона не распространяется на паломническую деятельность, осуществляемую религиозными организациями, и на совершение и организацию паломниками собственных паломнических поездок в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Действие настоящего Федерального закона не распространяется на паломническую деятельность, осуществляемую религиозными организациями, и на совершение и организацию паломниками собственных паломнических поездок в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Последние изменения: Религиозная организация
(КонсультантПлюс, 2025)Введено регулирование паломнической деятельности, а также урегулированы правила посещения туристами объекта показа, принадлежащего религиозной организации.
(КонсультантПлюс, 2025)Введено регулирование паломнической деятельности, а также урегулированы правила посещения туристами объекта показа, принадлежащего религиозной организации.
Статья: Финансово-правовое регулирование халяльных инвестиций на рынке ценных бумаг в Российской Федерации
(Карпов К.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Первоначально в Османской империи торговцы осуществляли свои операции, опираясь на нормы шариата. Значительно позднее, во второй половине XX в., исламские мыслители предложили финансовую модель на основе мудараба - доверительного управления. В рамках данной концепции финансовая организация являлась посредником, используя заемные средства клиента, она осуществляла инвестиции. Так, кредитная организация и вкладчик разделяли все финансовые риски и прибыли пропорционально их участию. В 1963 г. в Республике Египет учрежден сберегательный банк Mit Ghamr, ставший первым исламским банком в мире. В Малайзии в 1963 г. Мусульманская паломническая сберегательная корпорация осуществляла деятельность, связанную с оказанием помощи паломникам в совершении хаджа. Затем организация стала называться Tabung Hajj, и ее клиенты смогли инвестировать денежные средства на принципах шариата. Позднее Tabung Hajj была реорганизована в Bank Islam Malaysia. В дальнейшем на основе положительного опыта деятельности упомянутого банка в Дубае в 1975 г. был создан исламский банк. В настоящее время к институтам исламского банкинга можно отнести более 300 организаций по всему миру. Они расположены в 51 стране <8>. По различным оценкам общий объем денежных средств, которые находятся в управлении данных организаций, превышает 3 трлн долл. США <9>. В целом на основе анализа исламских финансов можно сделать вывод, что исламский банкинг - это определенная система управления финансами, которая основана на правилах шариата.
(Карпов К.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Первоначально в Османской империи торговцы осуществляли свои операции, опираясь на нормы шариата. Значительно позднее, во второй половине XX в., исламские мыслители предложили финансовую модель на основе мудараба - доверительного управления. В рамках данной концепции финансовая организация являлась посредником, используя заемные средства клиента, она осуществляла инвестиции. Так, кредитная организация и вкладчик разделяли все финансовые риски и прибыли пропорционально их участию. В 1963 г. в Республике Египет учрежден сберегательный банк Mit Ghamr, ставший первым исламским банком в мире. В Малайзии в 1963 г. Мусульманская паломническая сберегательная корпорация осуществляла деятельность, связанную с оказанием помощи паломникам в совершении хаджа. Затем организация стала называться Tabung Hajj, и ее клиенты смогли инвестировать денежные средства на принципах шариата. Позднее Tabung Hajj была реорганизована в Bank Islam Malaysia. В дальнейшем на основе положительного опыта деятельности упомянутого банка в Дубае в 1975 г. был создан исламский банк. В настоящее время к институтам исламского банкинга можно отнести более 300 организаций по всему миру. Они расположены в 51 стране <8>. По различным оценкам общий объем денежных средств, которые находятся в управлении данных организаций, превышает 3 трлн долл. США <9>. В целом на основе анализа исламских финансов можно сделать вывод, что исламский банкинг - это определенная система управления финансами, которая основана на правилах шариата.